Пока что точного ответа на эти вопросы нет. Но события в Сербии разворачиваются чрезвычайно стремительно.
Чрезвычайный и полномочный посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко ограничился комментарием о том, что «это дело двух стран»:
«Вопрос о развертывании российских военных баз на территории Сербского государства решается только Белградом и Москвой».
А вот профессор, политолог и востоковед Евгений Сатановский сказал так:
«Говорят, что Путин блефует. Путин блефует. Он ничего не поставит. Я это слышу с большим интересом. Хотя последний человек, который блефует, по-моему, это как раз он... Суворов где воевал? Швейцария, Италия — и ничего. У него как с логистикой было?».
Интересно, что два, три или пять лет тому назад ответ на подобный вопрос был бы абсолютно однозначным — нет.
Несмотря на постоянные уверения в дружбе с Москвой, Сербия уверенно шла в Евросоюз, ускоряя темп. И кстати, с тем же президентом во главе. Что же поменялось?
Изменилась не только внешняя, но и внутренняя политическая ситуация.
Особенно с учётом последних событий, которые взорвали общественное мнение в Сербии. Но главные взрывы — впереди. Сейчас идёт только подготовка к ним.
Ближайшие точки бифуркации — в сентябре.
© AP / Visar Kryeziu
Косово. Жаркий сентябрь
1 сентября должна возобновиться конфликтная ситуация на границе с Косово.
В Косово готовился общественный конфликт, с угрозой быстрого перерастания в вооруженные столкновения, ещё в июле. Сербов, живущих в Косово, правительство непризнанной республики хотело лишить сербских паспортов.
Президент Вучич обещал ответить на эту провокацию. Вооруженные силы Сербии стягивались к границе Косово.
Пока что, по указанию из США, его перенесли. Но что будет в сентябре? Зависит от того, что прикажут делать внешние силы, управляющие Косово. Сербия же заявила, что готова защищать своих граждан.
Поэтому слова, — пока что только слова, — о русской военной базе — в преддверии этого объявленного и широко анонсированного конфликта прозвучали как нельзя более кстати.
Вторая причина, почему Сербия может взорваться в сентябре, не так широко известна. Но она тоже имеет отношение к «внешнему управлению» страной.
НАТО-прайд
Уже сейчас поднимается волна ненависти к «НАТО-прайду», как называют в Сербии гей-парад. Он должен пройти в Белграде в сентябре.
На него собираются съехаться гомосексуалисты и лесбиянки всей Европы. 97 процентов сербов выступают категорически против этого «парада срама», как его называют в стране.
Православная церковь объявила, что будет проводить литии, так называются специальные шествия и молебны, которые проводятся во время общественных бедствий.
Первая же лития в Белграде в воскресенье собрала 50 тысяч участников. Что же будет в сентябре?
ЕС и Страна-колония
И первое, и второе события — искусственно созданные конфликты, которые заставляют сербов чувствовать себя страной-колонией.
Конечно же, здесь, в Сербии, с воодушевлением поддерживают Россию, особенно сейчас. СВО считают безусловным началом антиколониального движения и категорически приветствуют.
Сербия — единственная страна в Европе, которая не ввела санкции против России в 2022 году.
Когда канцлер Германии Олаф Шольц пригрозил сербам, что они никогда не вступят в ЕС», если не введут санкции против России, это, наверное, вызвало у руководства страны только кривые усмешки.
Сегодня отношение сербов к ЕС — тотальное разочарование. На последний доклад комиссара ЕС, о том, что Сербия опять «не готова к вступлению», в 2021 году, президент Вучич отреагировал крайне резко: «Хватит уже терпеть эту ложь!».
Но напыщенные и чванливые чиновники Евросоюза продолжают считать, что для сербов ЕС — это рай на земле. Хотя это давно уже не так, даже в воображении самого далёкого от политики жителя страны.
Вступление Сербии в ЕС запланировано на 2029 год! Будет ли к тому времени вообще существовать Евросоюз? «Морковка» вступления в ЕС, с помощью которой Сербию заставляли делать уступки «западным партнёрам», стала абсолютно непривлекательной.
Причём процессы эти идут с огромным ускорением. Запад просто не успевает за новыми настроениями сербского общества.
Ещё в 2016 году Александр Вучич возглавил «проевропейскую коалицию» партий и победил именно с лозунгами «ускоряемся в Европу». В 2017 он стал президентом с той же темой «скорей в ЕС».
Но все поменялось.
Причины всего происходящего: «безграмотная и высокомерная политика Евросоюза» и
рост внутреннего патриотизма в Сербии. И, наверное, не в последнюю очередь — экономическая ситуация. Сербия готова к предстоящей зиме гораздо лучше большинства стран Европы.
рост внутреннего патриотизма в Сербии. И, наверное, не в последнюю очередь — экономическая ситуация. Сербия готова к предстоящей зиме гораздо лучше большинства стран Европы.
Почему Александр Вучич так резко отреагировал на возможный прецедент в Косово?
У него появилось гораздо большее пространство для маневра, из-за внешней ситуации. А с другой стороны — это пространство маневра резко сузилось из-за внутренней ситуации в Сербии.
Причина — в результатах выборов в Сербии весной 2022 года, где Вучич триумфально выиграл выборы, а его партия — не совсем.
Сенсации выборов 2022
В апреле 2022 года, на выборах президента и парламента Сербии, произошло три сенсации. Одна была ожидаемой — победа действующего президента Александра Вучича в первом туре.
Вторая — менее ожидаемая. Это полный провал «прозападной» коалиции партий и их кандидата Здравко Поноша. Самой коалиции прочили если не победу, то достойное место в парламенте. Но получилось наоборот.
Сам Здравко Понош, отставной генерал, умудрился сказать, что он не исключает членства Сербии в НАТО. «Никогда не говори никогда НАТО», — якобы так немного лирически сказал генерал. Потом, правда, он это отрицал, но не помогло. В стране 80 процентов, если не больше, выступают против членства в НАТО.
И третья сенсация, которую никто не ожидал — беспрецедентная потеря мест в парламенте партией президента Вучича.
Сербская прогрессивная партия потеряла с прошлых выборов больше четверти голосов избирателей — с 60 до 43 процентов.
Сам Вучич сказал:
«Влияние украинского кризиса на результаты выборов было огромным... Я сам виноват». Из-за «ответственного отношения» партия потеряла голоса, «потому что не заигрывала с народом». Кто же эти голоса получил?
Партии, которые выступали за союз с Россией, в большей степени, чем это делает осторожный «многовекторный» Вучич. Они были против вступления страны в НАТО, как и Вучич. Но и против вступления в ЕС, куда Вучич всё-таки, на словах, продолжает стремиться.
Партии «Заветники» и «Патриотический блок» использовали в предвыборной агитации не только пророссийскую риторику, но даже портреты президента России.
Один из кандидатов в президенты прибыл в Центризбирком на машине с русским и сербским флагами и большой буквой Z. Правда, большого количества голосов он в итоге не набрал.
На выборах президента народ Сербии проголосовал всё-таки за Вучича. Одно дело — раздавать обещания и ездить с флагом России по Белграду. И совершенно другое — противостоять давлению чиновников Евросоюза, еврокомиссаров и звонков из США. По словам Вучича, давление на него было оказано беспрецедентное.
Санкции
Требовали ввести санкции против России. Но президент Сербии выстоял. Сербия не ввела санкции против России, отказалась поставлять оружие Украине. И отказалась предоставить свою территорию для транзита оружия из других стран.
Вучич прекрасно знает настроения народа. И даже, скорее всего, поддерживает эти настроения. «Сербия и Россия — братья навек».
Он демонстративно подчеркивает свою дружбу с президентом России. В Москве говорит по-русски (хорошо знает и русский, и английский язык).
Он присутствовал на параде Победы в Москве и даже прошёл рядом с президентом России в рядах «Бессмертного полка».
Всю семью со стороны отца Вучича вырезали во время войны усташи, спаслась чудом только беременная бабушка.
Экономика
У Сербии сейчас первое место по росту ВВП в Европе. 7,5 процентов роста за прошлый год.
У Сербии сейчас первое место по росту ВВП в Европе. 7,5 процентов роста за прошлый год.
На майские праздники в этом году из страны отдохнуть и «за покупками» выехало 10 процентов населения. Беспрецедентная цифра.
Это, конечно, заслуга правительства и президента, о чем Вучич сразу же сообщил.
Сейчас он постоянно подчёркивает, как хорошо Сербия с помощью России подготовилась к зиме, сколько газа в хранилищах, по какой дешёвой цене его закупили. И почему бы ему этим не гордиться? К зиме Сербия готова явно лучше, чем Германия, например. Так что кто кому ещё должен указывать?
Путь Вучича
Метаморфозы в настроениях сербского общества лучше всего можно проследить по биографии самого Александра Вучича.
При всём своём личном стремлении к власти и необходимости бесконечно лавировать, в глубине души он «абсолютно прорусский человек», как сказал о нём Воислав Шешель, сербский политик и бывший узник трибунала Гааги. Воислав Шешель, безусловно, знает настоящего Вучича.
Ведь именно он сделал его генеральным секретарём Радикальной партии. Вучичу было тогда 26 лет. Он работал журналистом на радио.
Вступил в Радикальную партию Сербии он в 1992 году.
Александр Вучич работал со всеми, чьи фамилии на слуху. Если не работал, то общался.
Он сам говорил: «Я брал интервью у Караджича и играл в шахматы с Ратко Младичем». Кстати, Вучич был в свое время чемпионом Белграда по шахматам среди юношей.
Он успел не только поработать с Воиславом Шешелем, но и был министром информации в правительстве Милошевича.
Потом ушёл из Радикальной в Прогрессивную партию, которую создал будущий президент Сербии Николич. Точнее, они вместе ушли из Радикальной партии. Николич был фактически лидером радикалов после ареста Шешеля в Гааге в 2003 году.
«Шахматист»
При президенте Николиче Александр Вучич работал в должности министра обороны, потом — премьер-министра. После чего объявил ему о своем желании баллотироваться в президенты.
Николич уступил место молодому представителю своей партии. Не без борьбы. Но у Вучича нашлись аргументы.
Видимо, шахматист Вучич создал такую комбинацию, при которой у его бывшего соратника и покровителя не оставалось других ходов.
Тем более что он мастер удивительных манипуляций. Это даже не назовёшь манипуляциями. Вучич за годы — десятилетия уже — жизни в политике научился подавать одно и то же событие с разных сторон в разных местах.
В ЕС его считали и считают единственным политиком, кто своим «прагматичным национализмом» сможет не допустить к власти не прагматичных радикальных, вроде Воислава Шешеля.
В России его считали и считают защитником общих ценностей, преданным соратником.
При этом и одно, и другое — чистая правда.
«Мы ускорим наш европейский путь», — так совсем недавно говорил Вучич.
Дальнейший политический путь Вучича можно назвать «колебался вместе с линией партии».
В 2016 он возглавил проевропейскую коалицию. После его победы агентство «Ассошиэйтед пресс» писало, что Вучич «оставил позади пророссийские силы, несмотря на сопротивление правых, которые хотят быть с Россией».
На выборах 2020 его коалиция набрала 60 процентов и получила 188 мест в парламенте из 250.
И тут Европарламент подготовил доклад. Сербия «не готова» к вступлению, она дружит с Россией и Китаем, а Вучич лично дружит с Путиным.
Главное же обвинение — Вучич лично способствует «делигитимации государственности Косово».
И произошел разворот.
«Хватит слушать ложь!», — взорвался Вучич. А по поводу «делигитимации Косово» сказал, что он этим гордится.
Шешель
Сегодня Шешель говорит про Вучича: «Я сел, и Вучич ушёл из моей партии».
Нет, сел он в 2003, а Вучич покинул партию в 2008. Шешель был арестован в Гааге трибуналом, куда явился по личной инициативе. Хотел дать показания и лично доказать, что невиновен. Но был арестован и просидел в камере предварительного заключения 11 лет! Что является печальным рекордом для Европы, а, может быть, и для мира.
11 лет в камере предварительного заключения. Его вину так называемый Трибунал по Югославии доказать за эти 11 лет не смог. Шешеля в конце концов выпустили из тюрьмы после вердикта врачей, подтвердивших у него онкологию. Ещё в тюрьме он был прооперирован.
Из камеры его выпустили, вполне очевидно, почему: не хотели продолжить репутацию Трибунала как «убийцы сербов» после смерти в тюрьме Гааги президента Югославии Слободана Милошевича. Тем более что вина Шешеля за все эти годы не была доказана.
А Воислав Шешель, слава богу, жив! С правосудием же Гааги началась какая-то странная и очень подозрительная история. Сначала Трибунал его оправдал. Потом спохватились и осудили на 12 лет. Но зачли годы, проведенные в камере, поэтому Шешель и сейчас на свободе и активно участвует в политической жизни Сербии.
Естественно, он соратник президента Вучича, хотя и с некоторыми оговорками. Основное требование: надо быть ближе к России.
И вот уже недавно прозвучало мнение одного из депутатов, кстати, партии Вучича: «Шешеля в премьер-министры!». Это, конечно, будет здоровенная оплеуха ЕС и всему лживому «европейскому сообществу».
Лесбиянка во главе правительства
Сегодня премьер-министр Сербии — Ана Брнабич — открытая лесбиянка, что, конечно же, было данью «общеевропейским ценностям». Но вот-вот правительство должно будет поменяться. В августе или в сентябре.
Ана Брнабич окончила два западных вуза. Долго работала в USAID, американском фонде для воспитания управленцев в странах-колониях. Часто высказывается против России.
После того как премьером Сербии была лесбиянка из американской сетки управления, наверное, это будет слишком радикальный переход — сделать премьером узника Гааги, отсидевшего 11 лет в КПЗ. Но Сербия видала и не такие кульбиты.
Военная база
Так что же всё-таки с военной базой России на Балканах? Пока что это, конечно, политические заявления. Хотя всем очевидно, что это обсуждение возникло не просто так.
Вучич даёт понять, что и у него, «умеренного», терпение может закончиться.
Россия даёт понять, что и у нее есть возможность «расширения на запад».
Все остальные дают понять, что «это невозможно и Путин блефует».
А после сентябрьских событий — увидим, что будет. Пока что все готовятся к сентябрю.
И только Сербская православная церковь и её покровитель святой Савва уверены в том, что будет. Не сегодня, так завтра.