Ненависть к москалям и нечеловеческая жестокость: белорусские националисты идут по стопам Калиновского

Белорусские националисты создали Батальон Кастуся Калиновского, чтобы воевать на стороне Украины. Змагары участвуют в боевых действиях в Новороссии с весны 2014 г. Тогда был создан Отряд «Погоня». В июне 2015-го была основана тактическая группа «Беларусь». И вот теперь появился батальон, названный в честь повстанца Винцента Калиновского
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Название, надо признать, весьма подходящее для антирусского вооружённого формирования.

В своём «Письме из-под виселицы» непосредственно перед казнью в 1864 г. Калиновский (которого переименовали в «Кастуся» полвека спустя) писал: «Я тебе из-под виселицы говорю, народ, что тогда только заживешь счастливо, когда над тобой москаля уже не будет».

«Полонез» Огинского от «Песняров»: польские восстания и место в них белорусовНа официальном сайте знаменитого белорусского ВИА «Песняры» в разделе «видео» можно найти множество записей концертных выступлений и всего один видеоклип. В 2018 г. группа записала a cappella версию «Полонеза» Огинского. Довольно странный выбор, если учесть происхождение и историю этой песни

Чем не девиз для белорусских, да и украинских националистов? Однако есть нюанс.

Помимо «Писем из-под виселицы» перу Калиновского принадлежит пропагандистская листовка под названием «Мужицкая правда», которую он писал от имени «Яськи-Господаря из-под Вильны» (т.е. от лица крестьянина, хотя сам был дворянином). Десятилетиями из семи номеров этой квази-газеты змагары пытались сконструировать хоть какую-то белорусскую национальную идею. Ведь на белорусском же написано!

Однако возникали проблемы: во-первых, в «Правде» ни разу не употребляется слово «белорусы» или «Беларусь», а во-вторых, есть масса источников, свидетельствующих о том, что Калиновский недвусмысленно идентифицировал себя в качестве поляка.

Восстание 1863 г., одним из предводителей которого был Калиновский, имело целью отнюдь не создание независимой Беларуси, а восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года. Для белорусов это означало единственную перспективу — окатоличивание и полонизацию. Участники восстания давали следующую клятву:

«Присягаем во имя Пресвятой Троицы и клянёмся на ранах Христа, что нашей родине Польше будем служить верно и исполнять, во имя того же отечества Польши, все приказания, предписанные нам начальниками…»

Сам Калиновский, обращаясь к жителям Белоруссии, писал в «Письме Яськи-Господаря из-под Вильны к мужикам земли Польской»: «…разве ж мы, ребята, сидеть будем? Мы, что живём на земле Польской, что едим хлеб польский, мы, поляки из веков вечных».

Земля и воля: крестьяне Правобережной Украины после отмены крепостного праваПо случаю Дня международной солидарности трудящихся мы решили рассказать о том, как трудящиеся трёх юго-восточных губерний Российской империи после отмены крепостного права отстаивали свои права и боролись с засильем помещиков

Род Калиновских происходил из Мазовии (центр этого региона — Варшава). Предок Винцента, Амброзий Калиновский, был «мечником Визской земли» в Подляском воеводстве. В Подляшье Калиновские переселились в 1679 году.

Этот неудобный факт первоначально смущал свядомых историков, но они выкрутились путём искусственного представления Подляшья в качестве многонационального региона. В историческом романе Владимира Короткевича «Колосья под серпом твоим» Калиновский отвечал карикатурному польскому князю: «Да, Амброзий был мечник Визской земли. Но там живут и жмудины, и немцы, и поляки, и белорусы».

Любопытно, что не все видные деятели белорусского националистического движения считали восстание 1863 г. «своим».

Вот как Янка Купала в 1928 г. вспоминал свои разговоры с ветераном того мятежа: «Беседовали с ним много о чём, о чём — трудно вспомнить, но больше всего, кажется, о польском восстании <18>63 года. […] у него первого я познакомился с нелегальной литературой, больше всего относящейся к польскому восстанию».

То есть даже для Купалы, безусловно одобрявшего восстание, оно было польским.

Многих вводит в заблуждение тот факт, что свои воззвания к крестьянам Калиновский писал по-белорусски.

Дело в том, что белорусское наречие воспринималось польскими панами середины XIX века как народный региональный говор, разновидность польского языка. Простонародный говор использовался в воззваниях, чтобы сделать их понятными для белорусских мужиков.

Почему подавление польского восстания 1863 года предопределило возникновение белорусского сепаратизмаВ марте 1863 года на белорусских землях начали активно проявлять себя польские повстанцы, поднявшие мятеж в конце января и ставившие целью возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года. Мятеж 1863 года был без труда подавлен русскими войсками, однако эти события оставили важный след в русской истории, и особенно в истории Белоруссии

Листовка «Мужицкая правда» издавалась польской латиницей на самом западном диалекте белорусского наречия, и в ней полно полонизмов.

В целом же «творческое наследие» Калиновского на белорусском наречии крайне мало. Шесть выпусков «Мужицкой правды» (седьмой, судя по всему, был подготовлен не им), «Письмо Яськи-гаспадара из-под Вильно к мужикам земли Польской», три «Письма из-под виселицы» и два приказа, один из которых вполне мог принадлежать и другому автору.

Его тексты, предназначенные в российские инстанции, написаны по-русски, всё остальное — по-польски.

Как каждый польский националист, Винцент Калиновский люто ненавидел русских. Недаром «Письма из-под виселицы» в СССР печатались с купюрами — такого накала ненависти ко всему русскому трудно найти даже у Гитлера.

Например, в «Письме» есть такой пассаж:

«Дикий москаль думает, что если можно народ обобрать по всякому поводу, то получится и каждому вбить в голову свой дурной разум, дурной потому, что разум московский если и говорит хорошо, то никогда по-человечески ничего не делает, только людей обманывает, а перед кнутом царским гнётся, как последний бродяга».

Опять же, как истинный поляк, Калиновский был фанатичным сторонником католицизма и униатства и при этом ненавидел православие, называя его «собачьей верой».

В Пречистенском соборе Вильнюса до сегодняшнего дня сохранились установленные в XIX веке памятные доски с именами 349 жертв восстания. Возглавляют список жертв имена православных священников Даниила Конопасевича и Константина Прокоповича — наиболее известных мучеников за веру, принявшие смерть от рук польских карателей.

Когда панов попросили вон: как проходило польское восстание 1863 года на Правобережье22 января (по новому стилю) 1863 г. на территориях бывшей Речи Посполитой, вошедших в состав Российской империи, началось восстание поляков. «Восточные кресы» оно тоже не обошло стороной, поэтому мы хотели бы поговорить о том, чем восстание в губерниях Правобережной Украины отличалось от восстания в «экваториальной» Польше

Представители католического духовенства во время польского мятежа оставили кровавый след на белорусской земле.

Отряд ксендза Горбачевского только в Лидском уезде зверски убил трёх мирных жителей, причём перед тем, как повесить крестьян, их пытали и выкололи глаза. Ксендз Мацкевич в Ковенской губернии сам исповедовал и причащал тех, кого приговорил к смерти. В убийстве 23 мая 1863 г. в местечке Сураж Гродненской губернии православного священника Константина Прокоповича принимали участие ксендзы.

В дни восстания Прокоповича предупреждали, что повстанцы хотят его убить. Причиной было то, что отец Константин принимал у себя правительственные войска, прибывшие для подавления мятежа.

За неделю до праздника Троицы русские войска наголову разбили повстанческий отряд, действовавший близ Суража, и после боя офицеры были радушно приняты и угощены в доме Прокоповича. После этого мятежники, подстрекаемые местными ксендзами, начали угрожать отцу Константину, посмевшему принимать и угощать «пшеклентых москалей».

В ночь с 22 на 23 мая 1863 года повстанцы ворвались в дом Прокоповича, избили его жену и детей, после чего вывели батюшку во двор и принялись с изуверской жестокостью издеваться над ним. Изверги нанесли ему более 100 ударов ружьями и кольями и в итоге повесили еле живого, истерзанного священника на тополе в пяти шагах от дома.

Когда перед смертью отец Константин просил дать ему помолиться, мятежники с издевкой отвечали: «Какой твой Бог? Вы ни что иное, как собаки, ваша вера тоже собачья, русская; ваш Бог — русский». Уходя из Суража, бандиты кричали: «Теперь у нас не будет схизматиков; теперь у нас настоящая Польша!»

Из-за чрезвычайной жестокости польских мятежников Калиновского не поддержали даже те крестьяне, на которых он надеялся больше всего, — католики.

От вербовки в повстанческие отряды белорусы уклонялись, при приближении инсургентов сбегали в леса или искали ближайшую русскую воинскую часть, чтобы попросить помощи. Многие деревни организовывали вооруженную самооборону — сельские караулы, оказывали повстанцам сопротивление и брали их в плен.

Кто был палачом белорусов - Муравьёв или Калиновский?Едва ли найдётся более ненавидимая «свядомой» интеллигенцией историческая личность, чем граф Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский. Вслед за российскими либералами XIX века и большевиками белорусские самостийники настойчиво навешивает на Муравьёва ярлык «вешателя», обвиняя его в жестоком подавлении восстания 1863 года.

Последние повстанческие отряды на белорусской территории самораспустились осенью 1863-го именно потому, что не нашли ни малейшей поддержки среди местных.

За помощь в подавлении мятежа сотни крестьян были удостоены высоких государственных наград.

Так, 1 апреля 1866 года гродненский губернатор получил 777 медалей «За усмирение польского мятежа» для вручения их чиновникам и крестьянам губернии. За исключением четырех чиновников все награждённые были крестьянами различных волостей, которые служили в сельских караулах.

Как видим, животная русофобия, нечеловеческая жестокость и отсутствие поддержки со стороны простых белорусов — это характерные черты польского повстанца Калиновского и его банд. Всё это присуще и змагарам, создавшим батальон имени польского мятежника. Нет сомнений, что закончат эти ребята так же бесславно, как их кумир.

Рекомендуем