Интернет-издания Польши сосредоточили внимание на не менее важном для Варшавы событии: в ноябре польская государственная нефтегазовая компания PGNiG заявила о намерении не продлевать контракт на поставку газа из России.
В течение многих лет польское государство зависело от поставок природного газа из России, пишетиздание Новая Польша. Их доля превышала 50%, что ставило страну в один ряд с другими странами бывшего соцлагеря.
Изначально поставки газа в Польшу шли главным образом через Украину, но резкий рост потребления в 90-е годы, связанный с экономическим развитием, заставил взяться за постройку нового трубопровода. В 1999 году был построен газопровод «Ямал — Европа», который обеспечивает голубым топливом Белоруссию, Польшу и Германию.
С одной стороны, его постройка позволила удовлетворить растущую потребность страны в газе. С другой — эта труба на годы закрепила зависимость Польши от России.
Особенно эта зависимость дала о себе знать зимой 2008—2009. Тогда "Газпром" за несколько месяцев проинформировал официальную Варшаву о возможном появлении «проблем» в осуществлении транзита через Украину.
1 января 2009 года российское телевидение объявило о «закручивании вентиля» для Украины, и одновременно та же участь постигла газ, идущий в ЕС. Таким образом, Газпром принудил Польшу к переговорам для выработки приложения к договору о транзите, а также к увеличению объема поставок газа.
Стоит напомнить, что в сложившейся ситуации есть и доля вины польского правительства. Как показал рассекреченный отчет Верховной контрольной палаты, польские участники переговоров не были к ним подготовлены, не придерживались рамок, обозначенных инструкцией, и даже принимали дополнительные обязательства по телефону.
В итоге Польша чуть не подписала торговый договор, который стал бы самым невыгодным с момента обретения независимости в 1989 году. Его изначальная версия включала в себя, например, действие до 2037 года положений, противоречащих национальному и европейскому законодательству.
В дело вмешалась Европейская комиссия, которая затормозила ратификацию договора и заставила внести в него изменения в пользу польской стороны. В окончательной версии Ямальский контракт был подписан только 29 октября 2010 года — и, впрочем, все равно оказался крайне невыгодным для Польши, утверждает польское издание.
Кремль умело использовал то, что у Варшавы не было альтернативы российскому газу. Зависимость Польши от импорта в целом намного больше, чем, к примеру, у Украины. Если последняя в 2018 году импортировала лишь ⅓ используемого газа (около 10,6 млрд кубометров из 32,3 млрд), то Польша — свыше ¾ используемого сырья (13,5 млрд кубометров при потребляемом объеме 17,2 млрд).
Газовый кризис и принуждение неподготовленных партнеров к быстрым переговорам неизбежно должно было привести к подписанию договора, невыгодного для Польши.
Ямальский контракт действует до конца 2022 года. Одно из его слабых мест для Польши заключается в формуле, по которой рассчитывается цена импортируемого газа: она не учитывает рыночных ставок, а связана исключительно c ценами на нефть. (Тут надо отметить от редакции Украина.ру, что по формуле, по которой Россия продавала газ Польше, как и Украине действовала формула актуальная для расчетов цены с начала века до 10-ых годов, по которой цена газа была привязана к цене нефтепродуктов. В настоящее время приняты иные условия пасчета цены).
В итоге Польша платит за газ намного больше, чем, к примеру, находящаяся дальше от России Германия. По неофициальным данным, в 2012 году Польша платила за 1000 кубометров газа из России 525,5 доллара, а Германия — всего 379,3 доллара.
Договор был заключен на 8,7 млрд. кубов газа ежегодно по общепринятой формуле «бери или плати». При этом едва ли не главный подводный камень контракта заключается в том, что Польша не имеет права реэкспортировать российский газ, то есть продавать его кому-либо еще.
Однако с того времени, когда польское правительство подписало Ямальский контракт, на польском рынке газа многое изменилось. Прежде всего, появился СПГ-терминал в Свиноуйсьце, который уже сейчас может принять до 5 млрд. кубометров сжиженного газа в год. Сейчас терминал расширяют, чтобы увеличить возможный объем до 7,5 млрд кубов. В 2023-24 гг. будет сдана в эксплуатацию плавучая регазификационная установка (ПРГУ) в Гданьском заливе.
Польский нефтегазовый концерн утверждает, что у него есть возможность покупать газ дешевле, чем сейчас, отмечает другое польское издание Gazeta.pl. «Американский СПГ вместе с транспортировкой и регазификацией обойдется на 20-30% дешевле, чем сырье, поставляющееся Газпромом», — говорил на пресс-конференции его глава Петр Возьняк.
Кроме того, не позже октября 2022 года планируется открыть газопровод Baltic Pipe, который соединит норвежские газовые месторождения с Польшей. Его пропускная способность составит 10 млрд кубометров, из которых 8,1 млрд уже зарезервированы PGNiG.
Дата запуска Baltic Pipe неслучайно совпадает со сроком истечения Ямальского контракта. Именно этот проект призван заменить поставки из России. Этот газопровод протяженностью 900 км из Норвегии через Данию и другие страны в Польшу, который потребует инвестиций в размере 1,7 млрд. евро. Затраты поделят между собой Польша и Дания.
В Балтийском море эта труба пересечется с российским газопроводом «СП-2», что ставит Варшаву в зависимую позицию, так как именно с Газпромом предстоит согласовывать трассу польско-датской трубы.
Наблюдатели в этой связи напоминают, что в ходе реализации против «СП-2» выступали множество стран, начиная с Польши, Украины и заканчивая США. Однако только Варшава смогла нанести реальный удар по этому проекту. В 2016 году антимонопольный регулятор Польши отказал Газпрому в создании совместного предприятия с его европейскими партнерами, необходимого для финансирования проекта.
В 2019 году по иску PGNiG и правительства Польши Европейский суд отменил решение Еврокомиссии об изменении режима использования газопровода OPAL (сухопутное продолжение «Северного потока» по территории Германии, доставляющего газ из России в страны Евросоюза, минуя транзитные страны — Ред.) и запретил Газпрому использовать дополнительные мощности OPAL.
Отметился и Копенгаген, который максимально затянул выдачу Nord Stream 2 разрешения на работу на своем шельфе. Теперь партнерам по Baltic Pipe может «прилететь обратка».
Очевидно, что к 2023 году, когда истечет контракт с Россией, потребности Польши в газе вырастут. Объем добычи внутри страны весьма скромные — за 2018 год он составил 3,8 млрд кубометров, и шансов на значительный рост этой цифры нет.
PGNiG зарезервировал с 2023 года 12,4 миллиарда кубометров сжиженного газа, часть которого может быть, в зависимости от ситуации, перепродана на мировой рынок либо использована в Польше. Чтобы застраховаться на случай возможных перебоев в доставке, был разработан аварийный план — временная установка ПРГУ неподалеку от терминала в Свиноуйсьце.
За минувшие десять лет польский рынок газа изменился кардинальным образом, а в 2023 году окончательно примет новый облик. Будут завершены проекты по диверсификации, и Польша сможет отказаться от поставок газа из России, хотя это вовсе не обязательно.
С другой стороны, польские компании могут закупать у России ограниченные объемы газа — по рыночной цене, с правом реэкспорта и в рамках краткосрочных контрактов. Именно так сейчас выглядят стандартные газовые договоры в Европе.
Складывающуюся ситуацию прокомментировал директор варшавского Центра Восточных исследований Адам Эберхардт. «Если бы мы сейчас не отказались от продления Ямальского контракта, после 2022 года его, согласно положению о пролонгации, автоматически бы продлили. Сейчас мы сможем рассматривать предложения от поставщиков, возможно, в том числе от Газпрома, и покупать сырье на более гибких, рыночных условиях, чем те, которые действовали с 1996 года», — написал он в Твиттере.
При этом наблюдатели отмечают, что недекларируемой целью официальной Варшавы, помимо диверсификации источников энергии, является создание на своей территории регионального газового хаба. Это позволит Польше переложить на бюджеты соседних стран часть затрат на развитие собственной энергетической отрасли и усилить свое влияние на их политику.
В этой связи местные СМИ продолжают внимательно следить за развитием ситуации вокруг«СП-2».США могут включить санкции против этого газопровода в свой оборонный бюджет, сообщает польское издание Interia. И если их примут, от участия в проекте могут отказаться иностранные компании, прогнозирует оно.
Санкции против компаний, задействованных в строительстве «СП-2», внесли в проект закона об оборонном бюджете на 2020-й финансовый год, сообщил в канадском Галифаксе глава комитета по иностранным делам Сената США Джеймс Риш.
Пункт о санкциях решили включить в закон потому, что «окно возможностей закрывается», а «значительная часть газопровода уже построена», — заявил Риш в кулуарах Форума по международной безопасности.
Санкции будут настолько серьезными, полагает он, что компаниям придется отказаться от участия в проекте. «Это им очень дорого обойдется. Думаю, если санкции одобрят, эти компании придется закрыть, а россияне будут вынуждены искать какие-то другие способы», — заявил он. Чтобы закон о бюджете оборонного ведомства вступил в силу, его должны одобрить обе палаты Конгресса США.
Полный текст закона не опубликован, но Риш говорит, что его положения, касающиеся «СП-2», созвучны акту «О защите энергетической безопасности Европы», который комитет по иностранным делам Сената принял в июле. Тогда сенаторы констатировали, что Россия использует поставки энергоресурсов в качестве инструмента политического шантажа. Акт предусматривал введение ограничительных мер против партнеров российского проекта из Западной Европы.
Следом немецкая газета Bild обвинила берлинское руководство в том, что оно развернуло в США дипломатическую операцию, стремясь предотвратить введение санкций против компаний, принимающих участие в проекте.
При этом издание ссылалось на документы «западноевропейской разведывательной службы». «Если санкции будут введены до 31 декабря 2019 года, строительство газопровода может затянуться на пять лет», — цитирует их Bild.
Проект «СП-2» находится в завершающей стадии реализации, но, как отмечают эксперты, если сейчас из него выйдут швейцарские и итальянские компании, это обернется серьезными последствиями.
При подготовке материала использовались переводы сайта inosmi.ru