Оказаться в числе пионеров отечественной авиации и не спасовать перед убедительными достижениями французских инженеров, конструкторов и пилотов «блерио» и «фарманов» начала XX века было делом незаурядным. Им и занялся киевский подросток Игорь Сикорский еще во дворе семейного дома №15-б по улице Ярославов Вал (тогда — Большой Подвальной).
Известно, что самую первую модель геликоптера H-1 (не взлетевшую в силу маломощности существующих тогда двигателей или, правильнее будет сказать — ввиду их бессилия) он построил именно там. Известны фотографии юного гения на фоне этой, так сказать, «табуретки с винтом», как и на фоне аэросаней — тоже диковинки по тем временам.
Семья профессора психиатрии Ивана Алексеевича Сикорского жила небогато, но образование сыновья получали достойное времени: старший Сергей — в одном из морских училищ Санкт-Петербурга (в 1914-м он погиб при подрыве крейсера «Паллада»), Игорь тоже сначала учился там. Но грянула революция 1905-го, и всем на время стало не до учебы. Поэтому пришлось выехать во Францию и сделать вывод: учеба в технической школе Дювинье де Ланно не удовлетворяет ожидания, и уже через шесть месяцев он возвращается домой и поступает в Киевский политехнический институт императора Александра ІІ.
С этим учебным заведением сейчас связывают студенческие годы Сикорского. Однако он сам связывал их с КПИ недолго, предпочитая практику теории. То ли его отчислили за пропуски и неоплату, то ли он сам, предваряя отчисление, подал заявление об оставлении сей альма-матери — задача для хронистов. Нам же только известно, что сейчас КПИ носит имя прославленного ученика, плотно сотрудничает с корпорацией Боинг, но никакого видимого вклада в развитие украинского вертолетостроения не вносит. То есть, попросту использует имя гения.
А то, что Игорь Иванович был гением, уже тогда ни в ком не вызывало сомнения. Его аэроплан собственной конструкции поднялся в небо Российской империи третьим по счету, что навеки вписало имя авиатора в отечественную историю. Построенные им потом самолеты были настолько заметны, что в возрасте 23 (!) лет де-факто инженер был приглашен на завод «Руссо-Балт» для основания авиационной промышленности. Поначалу она виделась высоким чинам как продолжение морского дела. Но вскоре стала самостоятельной и значимой частью российской индустрии.
И вклад Сикорского в это дело — многомоторные (первые в мире!) самолеты «Гранд» (модернизированные до «Русского витязя») и всемирно известный «Илья Муромец». Буквально накануне Первой мировой войны последний совершил перелет Петербург-Киев-Петербург, как сказали бы Ильф и Петров, «нарушив патриархальную тишину города Удоева и его окрестностей» — были установлены рекордные достижения по дальности, грузо-пассажиро-подъемности, высоте и т.д.
Кроме этого несомненного чуда инженерной мысли, обеспечившего российской армии надежное преимущество в небе Первой империалистической (за все годы войны был сбит только один аэроплан!), Игорь Сикорский разработал, как говорится, весь ассортимент боевой авиации: легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик.
Уцелев в водовороте послеоктябрьских событий, вскоре авиационный инженер начал деятельность в США. Фирма Sikorsky Aircraft поначалу звезд с неба не хватала, а довольствовалась металлическими конструкциями со свалок. Но упорство и талант были вознаграждены: до тех пор не блиставшая успехами в авиационном деле Америка получила новаторские для своего времени типы самолетов «от Сикорского», среди которых были и настоящие шедевры: «летающие лодки».
Этот гидросамолет — в разных своих моделях и их модификациях от S-34 до S-43 — позволил соединить воздушным мостом две части американского континента без фатального риска для пассажиров и экипажа. Авиалинии «Пан Американ», собственно говоря, на этом и выросли. А позже, когда прочие производители «крылатых машин» нарастили дальность их беспосадочного полета и гидропланы стали не так актуальны, в 1939 году пришло время для воплощения юношеской мечты.
Однако время пришло — ни много, ни мало — в 50 полновесных лет! Для оценки настоящего человеческого и профессионального подвига тот читатель, которому уже минуло 50, может представить себя в шляпе и пальто, поднимающим вертолет собственной конструкции, притом сидя на открытом месте пилота прямо на носу машины. А кому не минуло — может загадать такое желание. Только исполнить его пока довелось одному лишь Сикорскому! Вертолеты — которые принято во всем мире называть геликоптерами — одноосной конструкции с тех пор стремительно начали набирать популярность. Секрет этой популярности был в том, что ни один самолет не мог спасти терпящих бедствие моряков или других представителей опасных профессий. А вертолеты Sikorsky — вполне!
Популярности новому виду транспорта добавило еще и то, что начиная с Эйзенхауэра вертолетами Сикорского начали пользоваться все президенты США.
Уникальность этой машины была доказана и в ходе войны во Вьетнаме, где США имели преимущество в обеспечении своих группировок и в их же спасении. Конечно, со временем вертолеты обросли вооружением и уже не только выполняли миссию, ради которой их и разрабатывал великий авиатор.
И сегодня вертолеты имени Сикорского (фирма со временем реорганизовалась и вошла в состав более крупных корпораций, последняя из которых Lockheed Martin Corporation) составляют значительную часть арсенала ВВС США. Хотя продолжают выполнять и мирные задачи. Чего стоит один только «воздушный кран» Sikorsky CH-54 Tarhe (гражданская модификация S-64 Skycrane)!
Мировая научно-техническая общественность высоко ценила талант Игоря Ивановича — он получал медали Давида Гугенхейма, Джеймса Уатта, диплом Национальной галереи славы изобретателей. В 1948 году ему была вручена редкая награда — Мемориальный приз братьев Райт, а в 1967 году он был награжден Почетной медалью Джона Фрица за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук. В авиации, кроме него, ее был удостоен только Орвил Райт (!). Кроме этого, Сикорский был почетным доктором многих университетов.
В дни празднования его 130-летия (25 мая по новому стилю и 6 июня по старому) вопрос национальной принадлежности гения авиации волнует патриотов всех мастей в Украине гораздо больше, чем продолжение его дел. Но надо признать, что фигуры такого масштаба невозможно поместить в какие-либо географические рамки — они принадлежат всему человечеству. И среди них — наш общий Сикорский!