Гений без высшего образования. Игорь Сикорский и его 130 лет

Уроженец Киева, российский изобретатель первых в мире многомоторных самолетов и основатель американского вертолетостроения, оказывается, так никогда и не получил высшего образования — как и всемирно известные предприниматели-«технари» Билл Гейтс и Стив Джобс. За какой же вклад в мировые науку и технику его чтят во всем мире?
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Оказаться в числе пионеров отечественной авиации и не спасовать перед убедительными достижениями французских инженеров, конструкторов и пилотов «блерио» и «фарманов» начала XX века было делом незаурядным. Им и занялся киевский подросток Игорь Сикорский еще во дворе семейного дома №15-б по улице Ярославов Вал (тогда — Большой Подвальной).

«Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш»: к 100-летию со дня смерти профессора СикорскогоАвиаконструктор Игорь Сикорский является одним из самых известных уроженцев Киева. Его имя носят Киевский политехнический институт, аэропорт «Жуляны», Авиакосмический лицей, улица. Его отец, психиатр Иван Сикорский, сегодня уступающий в известности сыну, в начале XX в. был весьма заметной фигурой в научной и общественно-политической жизни России

Известно, что самую первую модель геликоптера H-1 (не взлетевшую в силу маломощности существующих тогда двигателей или, правильнее будет сказать — ввиду их бессилия) он построил именно там. Известны фотографии юного гения на фоне этой, так сказать, «табуретки с винтом», как и на фоне аэросаней — тоже диковинки по тем временам. 

Семья профессора психиатрии Ивана Алексеевича Сикорского жила небогато, но образование сыновья получали достойное времени: старший Сергей — в одном из морских училищ Санкт-Петербурга (в 1914-м он погиб при подрыве крейсера «Паллада»), Игорь тоже сначала учился там. Но грянула революция 1905-го, и всем на время стало не до учебы. Поэтому пришлось выехать во Францию и сделать вывод: учеба в технической школе Дювинье де Ланно не удовлетворяет ожидания, и уже через шесть месяцев он возвращается домой и поступает в Киевский политехнический институт императора Александра ІІ.

С этим учебным заведением сейчас связывают студенческие годы Сикорского. Однако он сам связывал их с КПИ недолго, предпочитая практику теории. То ли его отчислили за пропуски и неоплату, то ли он сам, предваряя отчисление, подал заявление об оставлении сей альма-матери — задача для хронистов. Нам же только известно, что сейчас КПИ носит имя прославленного ученика, плотно сотрудничает с корпорацией Боинг, но никакого видимого вклада в развитие украинского вертолетостроения не вносит. То есть, попросту использует имя гения.

12 сентября. Открытие киевской кузницы инженерных кадров РоссииБурное индустриальное развитие Российской империи во второй половине XIX в. остро поставило вопрос обеспечения квалифицированными инженерными кадрами. Их недостаток приходилось восполнять за счет европейских, прежде всего немецких, специалистов, и это служило дополнительным мотивом для создания системы подготовки русских специалистов.

А то, что Игорь Иванович был гением, уже тогда ни в ком не вызывало сомнения. Его аэроплан собственной конструкции поднялся в небо Российской империи третьим по счету, что навеки вписало имя авиатора в отечественную историю. Построенные им потом самолеты были настолько заметны, что в возрасте 23 (!) лет де-факто инженер был приглашен на завод «Руссо-Балт» для основания авиационной промышленности. Поначалу она виделась высоким чинам как продолжение морского дела. Но вскоре стала самостоятельной и значимой частью российской индустрии.

И вклад Сикорского в это дело — многомоторные (первые в мире!) самолеты «Гранд» (модернизированные до «Русского витязя») и всемирно известный «Илья Муромец». Буквально накануне Первой мировой войны последний совершил перелет Петербург-Киев-Петербург, как сказали бы Ильф и Петров, «нарушив патриархальную тишину города Удоева и его окрестностей» — были установлены рекордные достижения по дальности, грузо-пассажиро-подъемности, высоте и т.д.

Кроме этого несомненного чуда инженерной мысли, обеспечившего российской армии надежное преимущество в небе Первой империалистической (за все годы войны был сбит только один аэроплан!), Игорь Сикорский разработал, как говорится, весь ассортимент боевой авиации: легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик. 

Уцелев в водовороте послеоктябрьских событий, вскоре авиационный инженер начал деятельность в США. Фирма Sikorsky Aircraft поначалу звезд с неба не хватала, а довольствовалась металлическими конструкциями со свалок. Но упорство и талант были вознаграждены: до тех пор не блиставшая успехами в авиационном деле Америка получила новаторские для своего времени типы самолетов «от Сикорского», среди которых были и настоящие шедевры: «летающие лодки». 

Смерть русского Киева: к 100-летию расстрела Киевского клуба русских националистовВ мае 1919 г. сотрудники Киевской губернской чрезвычайной комиссии расправились с членами Киевского клуба русских националистов (ККРН). Обычно про это событие вспоминают 15 мая, когда был расстрелян видный филолог-славист и историк-византинист Тимофей Флоринский, но большая часть арестованных была убита в другой день, а именно 22 мая

Этот гидросамолет — в разных своих моделях и их модификациях от S-34 до S-43 — позволил соединить воздушным мостом две части американского континента без фатального риска для пассажиров и экипажа. Авиалинии «Пан Американ», собственно говоря, на этом и выросли. А позже, когда прочие производители «крылатых машин» нарастили дальность их беспосадочного полета и гидропланы стали не так актуальны, в 1939 году пришло время для воплощения юношеской мечты.

Однако время пришло — ни много, ни мало — в 50 полновесных лет! Для оценки настоящего человеческого и профессионального подвига тот читатель, которому уже минуло 50, может представить себя в шляпе и пальто, поднимающим вертолет собственной конструкции, притом сидя на открытом месте пилота прямо на носу машины. А кому не минуло — может загадать такое желание. Только исполнить его пока довелось одному лишь Сикорскому! Вертолеты — которые принято во всем мире называть геликоптерами — одноосной конструкции с тех пор стремительно начали набирать популярность. Секрет этой популярности был в том, что ни один самолет не мог спасти терпящих бедствие моряков или других представителей опасных профессий. А вертолеты Sikorsky — вполне!

Популярности новому виду транспорта добавило еще и то, что начиная с Эйзенхауэра вертолетами Сикорского начали пользоваться все президенты США.

Уникальность этой машины была доказана и в ходе войны во Вьетнаме, где США имели преимущество в обеспечении своих группировок и в их же спасении. Конечно, со временем вертолеты обросли вооружением и уже не только выполняли миссию, ради которой их и разрабатывал великий авиатор. 

«Второй после Эвереста». Как одессит открыл миру новую странуРусские эмигранты, пустившиеся искать счастья по свету после Гражданской войны, дали множество колоритных типов. Однако на общем фоне выделялись некоторые поразительные личности и встречались уникальные изгибы судьбы. Одессит Борис Лисаневич едва ли думал в молодости, что войдет в историю как живая достопримечательность Непала...

И сегодня вертолеты имени Сикорского (фирма со временем реорганизовалась и вошла в состав более крупных корпораций, последняя из которых Lockheed Martin Corporation) составляют значительную часть арсенала ВВС США. Хотя продолжают выполнять и мирные задачи. Чего стоит один только «воздушный кран» Sikorsky CH-54 Tarhe (гражданская модификация S-64 Skycrane)!

Мировая научно-техническая общественность высоко ценила талант Игоря Ивановича — он получал медали Давида Гугенхейма, Джеймса Уатта, диплом Национальной галереи славы изобретателей. В 1948 году ему была вручена редкая награда — Мемориальный приз братьев Райт, а в 1967 году он был награжден Почетной медалью Джона Фрица за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук. В авиации, кроме него, ее был удостоен только Орвил Райт (!). Кроме этого, Сикорский был почетным доктором многих университетов.

В дни празднования его 130-летия (25 мая по новому стилю и 6 июня по старому) вопрос национальной принадлежности гения авиации волнует патриотов всех мастей в Украине гораздо больше, чем продолжение его дел. Но надо признать, что фигуры такого масштаба невозможно поместить в какие-либо географические рамки — они принадлежат всему человечеству. И среди них — наш общий Сикорский!

Рекомендуем