Составляющие украинского оптимизма. О чём не говорят результаты соцопросов - 19.12.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Составляющие украинского оптимизма. О чём не говорят результаты соцопросов

© AP / Efrem Lukatsky
  - РИА Новости, 1920, 19.12.2022
Читать в
В это трудно поверить, но с самого начала специальной военной операции (а первые опросы были проведены 26−27 февраля) украинские социологи постоянно фиксировали высокий уровень оптимизма граждан. Они с самого начала верили в победу
Вот и сейчас, в условиях нарастающего развала энергетической системы, опубликованные 15 декабря результаты опроса Социологической группы «Рейтинг» (само исследование было проведено 20−21 ноября) демонстрируют исключительный оптимизм.
Классический вопрос: в правильном ли направлении развивается ситуация в стране? 82% заявляют, что правильно. Показатель не рекордный, но вполне типичный. После 24 февраля данные тут колеблются от 73% до 86%.
Таких результатов не было никогда: ни на волне оптимизма после победы Майдана, ни на волне оптимизма после победы Зеленского. По данным исследования, проведённого 13 февраля, 67% опрошенных считали, что страна развивается в неправильном направлении.
Можно сколько угодно издеваться по поводу того, что для украинцев правильно — это когда падают ракеты, но определённая логика в таких настроениях есть — в условиях войны раскол в обществе и элите преодолён и все вместе борются против «агрессора».
Уверены, что Украина сможет отразить нападение России 97%. Не уверены — всего 2%. При этом до начала активных боевых действий, в январе этого года, соотношение было 56% к 38%, но 26−27 февраля верили в победу уже 70%, а 1 марта, когда российские войска были под Киевом, 88%.
89% опрошенных смотрят в новый, 2023 год, с оптимизмом.
Анализируя итоги года, украинцы признают ухудшение экономической ситуации, но видят улучшение ситуации политической, международного имиджа и обороноспособности страны.
Василий Стоякин
Василий Стоякин: кто онЖурналист, политолог, политтехнолог, социолог, публицист, автор сайта Украина.ру
***
Итак, 97% считают, что самая бедная страна Европы победит ядерную сверхдержаву. Что должен подумать российский читатель?
Ну, в первую очередь, он должен подумать, что украинские социологи что-то напортачили.
На самом деле, сейчас действительно есть определённые проблемы с проведением исследований. Сформировать адекватную выборку и до начала боевых действий было сложно из-за отсутствия адекватной информации о численности населения — последний раз перепись населения проводилась в 2001 году, к концу прошлого года независимые оценки численности населения отличались от данных государственной статистики на 5−10 миллионов.
Сейчас ситуация ещё хуже, поскольку часть населения оказалась на потерянных Украиной территориях, часть — в эмиграции внутри страны и за границей. Кроме того, люди, придерживающиеся «непатриотической» точки зрения и не отреагировавшие на пропаганду, либо отказываются от участия в опросах, либо дают ожидаемые ответы (поди проверь — это социолог звонит или сотрудник СБУ?)
Сами украинские социологи эти проблемы признают и в частном порядке говорят, что по некоторым вопросам погрешность может превышать 10%.
Но о чём это говорит? Только о том, что полученные данные нельзя использовать для прогнозирования результатов выборов. С точки зрения общей оценки ситуации нам достаточно знать два момента:
— большинство украинцев верят в победу (в этом смысле принципиальной разницы между 97% и 56% нет — и то и то большинство);
— число верящих в победу людей растёт.
рейтинг опрос - РИА Новости, 1920, 20.09.2022
Воевать до конца: во что верят украинцы
Теперь о том, почему украинцы верят в победу. Это вовсе не слабоумие и отвага и даже не влияние пропаганды.
Во-первых, сама установка на бесперспективность борьбы маленькой и бедной страны против ядерной сверхдержавы неверна. Да, в большинстве случаев сверхдержава добивается своего, но есть опыт Вьетнама и Афганистана — стран, прямо скажем, не самых богатых. Последний одержал победу сначала над Великобританией (вспомните, где был ранен доктор Ватсон), потом — над СССР и США с союзниками.
Во-вторых, надо помнить, что украинцы уже воевали с Россией и одержали победу. Когда? В 2014 году.
Большинство украинцев действительно считает, что с 2014 года длится не гражданская война, а война против России. Доказательства? Актуальный статус Крыма. Удивительно, но такого мнения придерживаются не только простые граждане, но и непосредственные участники боевых действий — ветераны т. н. АТО и ООС.
А так, вообще, всё очевидно. В 2014 году российская армия не смогла взять не только Киев, не только Харьков и Одессу, но даже Мариуполь и Северодонецк. Более того, Россия сама попросила мира. Из каких соображений? Ну очевидно же — под ударами украинской армии и гнётом экономических санкций.
В результате, были заключены Минские соглашения, по которым Россия должна была вернуть Украине Донбасс, но не сделала этого. Большой беды в этом не было, потому что давление санкций продолжалось и было очевидно: раз уж Россия сдалась в 2015 году, сдастся и позже — откажется от политических требований по Донбассу, а потом и Крым вернёт…
Разумеется, в украинском обществе было некоторое недовольство затянутостью конфликта и слабостью западных санкций, но общий результат сомнений не вызывал.
В-третьих, посмотрим на общий ход СВО.
Как вы считаете, какое влияние на настроения людей должны были оказать «жесты доброй воли», «непростые решения» и постоянные предложения Киеву через посредников (так это выглядит со стороны) «мирного решения проблемы», перемежающиеся угрозами применить ядерное оружие? Тут, знаете ли, даже у сторонников России возникают вопросы…
Опять же, сравните военно-экономические потенциалы России и стран НАТО, которые дружно (пусть и не в ожидаемых объёмах) поддерживают Украину. Картина противостояния сверхдержавы и бедной страны предстаёт в совсем другом свете…
ВСУ гаубица Д30 - РИА Новости, 1920, 14.12.2022
Ядерная бомба для Киева и мирное урегулирование: чем удивляет украинская социология
На этом фоне даже удары по энергосистеме Украины (военный эффект которых не очевиден) вполне укладываются в концепт украинской пропаганды — «потерпев поражение на фронте, российские террористы в бессильной злобе наносят удары по мирному населению».
В общем, удивляться оптимизму украинцев не приходится. Украинская пропаганда базируется на прочном объективном фундаменте.
Вместо резюме
Особенность любой социологи, а об этом стоит все время помнить не только социологам, но и политикам и хорошо бы населению, что она передает и формирует не реальную картину мира (как она есть), а ту которая сформирована в головах опрашиваемых (то, каким представляется мир в головах обывателей или среднестатистических граждан).
Грубо говоря, можно сказать, что если бы социологи опрашивали население Древнего мира, то оно бы уверенно говорило, что во время непогоды по небу едет карета, в которой правят боги. А большая часть современного населения прекрасно знает, что это просто гром, то есть такое атмосферное явление, и боги здесь ни при чем.
То есть между реальной ситуацией и социологическим исследованием пролегает пропасть, во всяком случае, может пролегать.
Нечто подобное мы наблюдаем с нынешними социологическими исследованиями, проходящими на Украине. Ложное (при этом массовое) представление о происходящем как внутри страны, так и за ее рубежами, особенно в зоне проведения СВО и особенно в России (про которую украинские СМИ пишут, что здесь голод, пустые прилавки магазинов и повальное дезертирство) формируют в украинском общественном сознании ложное представление о «божественной колеснице» там, где всего лишь «гром гремит».
И это ложное представление может со временем обернуться социальным взрывом, направленным против власти, когда население начнет понимать, что его очень сильно обманули. Настроения толпы очень переменчивы.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала