Для рожденных в Зе-эпоху
Охватить программой планируют всех детей, родившихся после 1 января 2019 года. То есть Зе-эпоха отсчитывается не с инаугурации, а с того самого момента как в эфире «1+1» Зеленский объявил о походе в президенты. Исходя из показателей рождаемости, к началу предвыборной кампании таких детей будет около полутора миллионов. У каждого ребенка есть родители и почти у каждого дедушки и бабушки. Следовательно, к началу предвыборной кампании наберется свыше 5 миллионов человек, которые узнают о материальных приобретениях своих детей и внуков, и это станет для них стимулом поблагодарить Владимира Александровича не только словами, но и бюллетенем.
А некоторые даже смогут воспользоваться этими приобретениями до выборов. Ведь законопроект предполагает, что выплаты со счетов участников Фонда будущих поколений можно будет получить и до достижения 18-летия, в случае тяжелых заболеваниях ребенка. Здесь решение должны принимать лечебно-консультативные комиссии.
36 минималок на экономпаспорт
Размеры таких доходов определить невозможно. Но в случае с минимальной зарплатой Зеленский в пояснительной записке четко указывает ее размер в 2023 году — 7 176 гривен. Если выплачивать такие суммы в течение 18 лет, то должно накопиться 258 336 гривен. Это чуть меньше 10 тысяч долларов, о которых сразу после послания Зеленского говорили «слуги народа», рекламируя еще неизвестный в деталях законопроект. Однако понятно, что президентская сторона будет говорить, что разница компенсируется доходами от деятельности Фонда, а главное — что минимальная зарплата в долларовом измерении будет расти.
Правда, в 18 лет выплачивать будут не всем, а родившимся с 2023-го. А тем, например, кто родился еще во время прошлой кампании Зеленского, выплаты будут поступать в течение лишь 14 лет, и значит, получат они почти на четверть меньше. Но ведь всем, кто родился раньше, не поступит вообще ничего.
Ну а теперь самое главное — откуда брать деньги и насколько это реально.
Всю ренту детям
Зеленский планирует пустить на экономические паспорта всю ренту от добычи природных ресурсов, которая поступает в Госбюджет. Для этого предполагается, чтобы эти платежи с 2023 года шли вместо общего фонда бюджета в специальный, а оттуда уходили в Фонд будущих поколений.
Согласно законодательству, в госбюджет уходит 95% рентной платы за добычу нефти, газа и газового конденсата (остальная — в местные бюджеты) и вся плата за добычу тех же ресурсов на континентальном шельфе. Бюджет на 2022 предусматривает, что таких денег поступит 59,5 миллиарда, сколько из них от морской добычи углеводородов — не указывается, но отдельными строками обозначены поступления от всех этих ресурсов — на газ вместе с конденсатом выходит чуть больше 52 миллиардов.
Что же касается остальных полезных ископаемых, то за их добычу в госбюджет уходит 70% ренты. И речь идет о гораздо меньших суммах. Предполагается, что в 2022 эти поступления составят около 6,3 миллиардов, из них около трех четвертей дает добыча железной руды.
Добавлю, что еще почти 5 миллиардов доходов госбюджета предусмотрено от ренты за использование радиочастотного ресурса, лесов, вод, а также транзита нефти, нефтепродуктов и аммиака. Но на эти поступления Зеленский не замахнулся.
В первый год действия программы предполагается отправлять в Фонд будущих поколений лишь половину рентных платежей за добычу полезных ископаемых, то есть, например, за нефть и газ — 47,5%. Эта доля будет ежегодно повышаться на 5%, пока не достигнет уровня, предусмотренного для нынешних рентных отчислений в госбюджет (это планируется на двенадцатый год действия программы).
Согласно пояснительной записке к законопроекту, государственный взнос в Фонд составит в 2023 году 21,8 млрд гривен. Из этих цифр следует, — чего в записке уже не написано, — что при сохранении той же минимальной зарплаты и той же рождаемости этот взнос должен ежегодно расти на 4,36 млрд гривен до 2037 года. Таким образом, сумма взноса достигнет 72,65 млрд, что превышает поступления в бюджет в нынешнем году от всей ренты, а не только поступающей от использования недр.
Также несложно рассчитать, что в первые годы ситуация будет противоположная. Так по предложенным президентом нормативам для нужд Фонда в 2023 году полагается изъять ренты на 32,9 миллиардов гривен, то есть в полтора с небольшим раза больше, чем необходимо для поступлений на счета обладателей экономических паспортов. 11,1 миллиарда гривен, или более 400 миллионов долларов, останется в качестве резерва для тех лет, когда доходы от ренты окажутся меньше взноса в размере двух минимальных зарплат на каждого получателя. В 2024-м доходы от ренты вырастут на 3,3 миллиарда гривен, это на миллиард с небольшим меньше, чем увеличение необходимых поступлений в фонд, но все равно излишек будет более чем достаточный. Еще десяток миллиардов. А главное, что прокручивать, то есть инвестировать, Фонд может не только такие резервы, но и все поступления — ибо платить придется только с 2037-го года.
Сырьевой бум не будет вечным
А записанный в бюджет-2022 рост этих доходов — это следствие роста мировых цен на сырье, особенно на нефть и газ. Государства, чья экономика основана на нефти, например, аравийские монархии, планируя свой бюджет не исходят из высоких цен на этот ресурс. А если эти цены превышают расчетные, то излишки идут в подобные фонды будущего. Их экономика существование таких фондов позволяет.
А вот проект Зеленского основан на нереальной презумпции сохранения высоких цен на сырье на неограниченное время. Падение же их грозит крахом Фонда. С другой стороны, даже при сырьевых ценах, позволяющих подобную ренту, государство вынуждено будет сдерживать рост минимальной зарплаты, чтобы обеспечить гарантированный объем поступлений. Да, в случае сокращение рождаемости нагрузка на фонд несколько уменьшиться, но такой сценарий никак не обязателен.
Дыра в три министерства культуры
Другая проблема лежат на поверхности. Проект с 2023 года предполагает дыру в бюджете размером более 30 миллиардов гривен, что, например, втрое превышает запланированные на этот год расходы по линии министерства культуры. А чем ее заделывать?
Может, у Зеленского рассчитывают, что раз в будущем году планируют собрать на 174 миллиарда больше доходов, чем в нынешнем, то речь идет не о такой большой сумме. Но это явное заблуждение. И заделывать дыру придется в той или иной степени за счет всех украинцев. Но вполне возможно, что Зеленский предложит сногсшибательный проект изъятия средств у олигархов, причем речь должна идти не о разовом раскулачивании, а о нахождении средств, которые будут перекрывать эту все расширяющуюся дыру на все последующие годы.
Пока же создание Фонда будущих поколений, вопреки обещаниям Зеленского, делает инвесторами детского будущего не олигархов, а государство, то есть в конечном счете всех налогоплательщиков. Ведь три четверти предназначенной для него ренты должно платиться за добычу газа, который в основном добывает госкомпания «Нафтогаз».
И использование газовой ренты исключительно для президентского проекта Зеленского лишит государство важнейшего ресурса для компенсации тарифов за газ и тепло. По сути, речь идет о том, что все семьи должны будут все время терпеть непомерные тарифы для того, чтобы семьи с детьми, которым посчастливилось родиться после прихода Зеленского в политику, могли надеяться на 10 тысяч долларов для своих чад в конце будущего десятилетия. А надежды вполне могут оказаться напрасными.
Впрочем, прохождение закона станет трудным испытанием и для президента, и для Рады. Ведь речь идет о том, чтобы для поднятия рейтинга Зеленского создать стране проблемы на много лет вперед. Такой взрывоопасный популизм не предлагала сделать законом ни одна власть. И объективно проект президента может стать катализатором для распада его большинства. Для этого нужно лишь чтобы порядка полусотни депутатов подумали о завтрашнем дне больше, чем о собственных выгоде и спокойствии.