Ко дню рождения УПА?
Президент Владимир Зеленский и его команда должны четче озвучивать свою позицию по «формуле Штайнмайера» и не пасовать перед меньшинством, митинг которого на Майдане 6 октября пытался оседлать экс-президент страны Петр Порошенко. Народ избрал Зеленского, чтобы тот реализовал Минские соглашения, а не тормозил их, как Порошенко. Хотя именно последний три года назад одобрил «формулу Штайнмайера». Так считает кандидат политических наук Алексей Якубин. Он напомнил, что официальная позиция власти такая: идут обстрелы, а чтобы разведение войск и оружия произошло, нужно, чтобы хотя бы 7 дней прошли без стрельбы.
«Неофициальная версия срыва разведения, я думаю, связана с массовыми митингами 6 октября на Майдане и заявлениями отдельных представителей групп агрессивного меньшинства насчет того, что если армия будет планово отходить от линии разграничения, они сядут в окопы вместо армии», — предполагает аналитик.
Теперь, отметил он, как минимум через 7 дней, 14 октября, можно снова попытаться развести силы противников. Это и день создания УПА, и день защитника Украины, когда националисты всегда проводят масштабные шествия. В связи с этим остается открытым вопрос, когда произойдет обмен военнопленными. Значит, запланированная на 25 октября встреча в Париже нормандского формата по урегулированию конфликта в Донбассе может отодвинуться на следующий месяц.
«Тогда возникает вопрос: когда она будет до конца этого года? И мы понимаем, что в зимний период процессы по разведению сил на линии разграничения сделать будет намного сложнее. Чем ближе зима, тем сложнее провести «блиц-криг» по «Минску», — заметил политолог.
Он все равно не понравится
Аналитик напомнил, что Зеленский не должен давать слабину перед протестующим меньшинством, но стремиться к миру, как и обещал. В выполнении предвыборной программы украинский президент должен брать пример с американского лидера Дональда Трампа, убежден эксперт. «Трамп избрался с определенной программой, и он ее реализует. Он работает на своего избирателя. Владимир Зеленский должен поступать точно так же. А избиратель Зеленского — это не избиратель Петра Порошенко, это не избиратели националистических партий, это не меньшинство», — считает Якубин.
Кстати, парламентские выборы также показали, что украинский народ хочет мира. Да, с ошеломительным результатом гонку выиграла президентская партия «Слуга народа», но серебро получила «Оппозиционная платформа — За жизнь», которая имеет дружеские связи с нынешним высшим руководством Российской Федерации. Эта политическая сила всегда выступала за окончание войны. «ОппоПлатформа» готова помогать президенту и его партии выполнять Минские соглашения.
Другие же политсилы, которые не говорили о мире в своих программах, но все же попавшие в Верховную Раду, набрали значительно меньше голосов.
«И тут выходит небольшая группа противников политики Зеленского под Офис президента и на Майдан. Она считает, что вправе диктовать власти на 180 градусов развернуть свою политику и что власть должна ее слушать. Но эта группа не должна быть референтной группой для Владимира Зеленского. Даже если он будет делать для нее все что угодно, он ей не понравится», — объяснил Алексей Якубин.
Объяснить простой механизм
В попытке угодить националистическому меньшинству глава государства может потерять народную поддержку. Чтобы не раздражать своих «нелюбителей» и не множить их агрессию, Зен и его команде необходимо посещать различные площадки и на пальцах рассказывать, что есть «формула Штайнмайера». А ведь это, напомнил кандидат политических наук, банальная последовательность выполнения Минских соглашений и путь к собранию нормандского формата. План таков: принимается специальный закон о внеочередных выборах в нынешних ОРДЛО. Далее по украинскому законодательству проводятся выборы на неподконтрольных территориях под надзором БДИПЧ ОБСЕ. Если ОБСЕ признает выборы состоявшимися, закон действует на постоянной основе.
А уже потом особый статус Донбасса закрепляется в украинской Конституции, ВСУ переходят на границу с РФ, ну и проводится амнистия участников военных формирований непризнанных республик ЛНР и ДНР, сотрудничающих с ними граждан и работников органов местного самоуправления.
Угроза бреши
«Но за пять месяцев не было ни одной пресс-конференции Владимира Зеленского. Были пресс-брифинги, но это не пресс-конференция. А представители «Слуги народа», такое ощущение, что стесняются говорить о Минских соглашениях и «формуле Штайнмайера». Вроде как им не очень хочется, но надо. А здесь должен быть энтузиазм», — считает Якубин. Он уверен, что этой невнятной коммуникацией воспользуются противники президента — мол, смотрите, Зеленский сам не уверен в том, что заявляет. Но если он не выдержит наката, в доверии к нему и его политсиле будет пробита брешь.
Положение дел, считает эксперт, зависит и от того, насколько Зеленский сможет укротить националистическую волну. Государство обязано показать, что только оно обладает монополией на насилие. Ведь в этом вопросе показывают свои зубы и Петр Порошенко, и Андрей Билецкий — почетный командир «Азова», бойцы которого 6 октября заняли Золотое (хотя, по официальной информации, сейчас там осталось не больше 20 «азовцев»).
«Я не исключаю, что в игре и (министр внутренних дел Арсен) Аваков. Он до этого активно выступал против Минских соглашений. Интересно, есть ли здесь его желание повысить цену собственных акций в переговорах с Зеленским», — задаётся вопросом Якубин.
Снова же имеет место геополитический фактор. Дональд Трамп хочет от Зеленского расследования коррупции экс-вице-президента США при Бараке Обаме, демократа Джозефа Байдена и его сына Хантера, которые с помощью махинации получали большие деньги. Они же, в свою очередь, вроде как лоббировали интересы власти Порошенко. Эти коррупционные дела стали известны как «Украинагейт». Поэтому Якубин не исключает, что Порошенко вклинивается в «формулу Штайнмайера», чтобы отвлечь внимание власти от дела Байденов.