В день 150-летия со дня рождения Мохандаса Ганди, известного во всем мире под эпитетом Махатма — «Великая душа», — неизвестные похитили его прах, который покоился в индийском штате Мадхья-Прадеш. Кроме того, преступники осквернили мавзолей Ганди, написав на нем слово «предатель». Местные власти убеждены, что за актом вандализма стоят фанатики-индуисты из ультраправых националистических организаций. Именно они организовали в 1948 году убийство великого борца за освобождение от британского колониального гнета, и личность Махатмы даже сегодня вызывает у них яростную ненависть, поскольку многие из его идей продолжают сохранять сейчас свою актуальность.
Историческое наследие Ганди можно назвать по-настоящему уникальным. Его политическая деятельность разворачивалась на фоне постоянных вооруженных конфликтов, которые привели в итоге к двум мировым войнам, однако сам индус боролся с могущественной Британской империей путем ненасилия, разработав для этого стратегию мирного гражданского неповиновения, получившую название «сатьяграха» — «упорство в правде». А на ее формирование заметно повлияла традиционная философия индуизма, опыт борьбы ирландских республиканцев и пацифистские принципы Льва Толстого, состоявшего с Ганди в личной политической переписке.
Ганди рос в набожной индуистской семье, относящейся к варне вайшьев, исполнял все сложные религиозные ритуалы аскета, включая регулярную мауну — обет молчания, который еженедельно соблюдался им в течение суток. Однако при этом он самым принципиальным образом боролся за преодоление межкастового неравенства, выступая за эмансипацию неприкасаемых, чтобы объединить нацию в борьбе против англичан. С этой же целью он заключил прочный союз с организациями индийских мусульман и последовательно сопротивлялся разделу страны на мусульманскую и индуистскую части. Именно это стало причиной его убийства — в глазах ультраортодоксальных индуистов Махатма являлся настоящим предателем, которые ломал многовековые кастовые порядки и сотрудничал с представителями других конфессий.
Тактика ненасильственного сопротивления была предложена Ганди в конце 1919 года в ответ на массовые убийства индийцев, которые постоянно практиковали колониальные власти. Она предусматривала полный отказ от сотрудничества с колониальной администрацией. Индийцы отказывались от титулов и званий британской короны, бойкотировали выборы в законодательные собрания, судебные органы, правительственные учреждения и школы. Кроме того, они отказывались носить одежду европейского образца, а главное, прекращали платить королю налоги и не покупали товары британских компаний. По сути Мохандас пытался выключить огромный субконтинент из экономической системы мировой колониальной империи, чтобы Индия больше не была для Лондона рынком сбыта и источником сказочного дохода, превратившись для нее в непосильную ношу.
«По призыву Махатмы вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили. Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их правила не соблюдают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти», — описывал эту массовую борьбу советских исследователь Сухарев.
Ответ британцев вовсе не был таким же мирным — они бросили в тюрьму десятки тысяч участников этой акции, а некоторых последователей Ганди демонстративно застрелила полиция. Однако «сатьяграха» сумела объединить большинство жителей огромной страны вне зависимости от их верований и варн — и это создало предпосылки для будущего освобождения Индии. «Вызывает тревогу и отвращение зрелище Ганди, этого бунтаря из мелких адвокатов, выступающего в роли полуголого факира, разгуливающего по ступеням дворца вице-короля», — с ненавистью писал Уинстон Черчилль, прекрасно понимавший угрозы, которая несла для Лондона ненасильственная кампания.
Англичане неоднократно арестовывали Махатму, но все же не решались посягнуть на его жизнь, опасаясь массового взрыва народных протестов. Массовые репрессии против безоружных граждан вызывали возмущение во всем мире, который узнавал о происходящем по телеграфу. В этом сказалось моральное превосходство принципов ненасилия, которое обеспечило гандистам поддержку и симпатии передовых людей своего времени, причем среди восхищавшихся идийскими борцами за независимость был известный украинский поэт Павел Тычина.
Победили ли идеи Махатмы? Ответ на этот вопрос очень неоднозначен. Да, Индия превратилась в независимую страну, однако англичане сумели разделить ее по конфессиональному признаку — на Индийский Союз и Пакистанский доминион, одна из частей которого вдобавок превратилась впоследствии в независимую Бангладеш. Ганди воспринял эти события как личную катастрофу. В попытке остановить раздел он даже решился на голодовку, прокомментировав ее горестными словами: «смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии». А уже вскоре его убили собственные единоверцы, которые так и не простили политику и философу попыток создать единое и равноправное общество, решившись на тихий бунт против сакральных религиозных традиций.
Гандистские идеи социального устройства тоже оказались несостоятельны — он видел своим идеалом мирное деиндустриализированное общество, основанное на всеобщем равенстве и местном сопротивлении. Однако и Индия, и Пакистан представляют собой типичные развивающиеся капиталистические общества, где царят массовая нищета и предрассудки религиозных фундаменталистов, которые по сути контролируют последние годы власть в Индийской республике. Они бряцают ядерным оружием и все так же зависят от западного империализма, против которого боролся всю свою жизнь Ганди.
Больше того — сама идея ненасильственного сопротивления также была умело присвоена историческими противниками Махатмы и нашла свою новую жизнь в политтехнологических тактиках управляемых «цветных революций».
Выдающийся гуманист так и остался не понятой современниками — да и наследниками — фигурой. Так что шутливая фраза Владимира Путина «После смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем», брошенная в ходе общения с журналистами стран G8, подчеркивает иронию судьбы, которая жестоко обошлась с прижизненно канонизированным, но до конца не понятым последователями индийцем. И только варварская атака на его мавзолей говорит нам об актуальности его взглядов. Идеи человека живут тех пор, пока против них борются ненавидящие его враги.