10 сентября Рада проголосовала в первом чтении за законопроект №1032.
Сам генпрокурор пообещал завершить дела Майдана и 2 мая в Одессе и сказал, что точно будет приходить в парламент с ходатайствами о привлечении депутатов к ответственности. Якобы «рука не дрогнет по тем, кто есть в парламенте». Это может говорить о том, что Рябошапка не пощадит и депутатов из президентской партии «Слуга народа».
Но это пока слова. Хотя, в качестве кнута после пряника такой метод против своих вполне может использоваться. Все рычаги давления, как видят политологи и юристы, будут направлены против прошлой власти.
Переименование Генпрокуратуры в Офис генерального прокурора Украины (ОГПУ) не только коснется Конституции, так как в ней закреплено старое название этого органа, а и послужит традиционным поводом для перетряхивания кадров в ГПУ.
«Таким образом, создадутся условия для привода новых людей, а также отстранения от дел и отправки существующего прокурорского корпуса на переаттестацию. Нынешнюю прокуратуру ожидает большая люстрация», — заявил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Но качественные решения, считает он, вряд ли возможны в ближайшие месяцы. Даже для проведения аудита следствий, которые вели предшественники, Рябошапке потребуется 2-4 месяца.
«Прежде, чем угрожать неизвестным людям из элиты, ему стоило бы очистить и сделать управляемой Генпрокуратуру. И своими усилиями со своей командой убрать из ГПУ несвойственные ей функции», — говорит руководитель информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
По его словам, Генпрокуратура при Юрии Луценко служила органом политических репрессий и работала, как коммерческая организация.
«На разных уровнях ГПУ уголовные дела заводились, продавались и закрывались. Это давно известный факт», — сказал Рудяков.
Интересные и «бриллиантовые» замы
Военным прокурором, а значит заместителем Рябошапки, назначен Виктор Чумак. Юрист, генерал-майор юстиции запаса руководит политсилой «Хвыля». В 2014 году вошел в парламент от БПП и до января 2016 года был депутатом фракции в Раде восьмого созыва. Потом поругался с руководством и вышел из фракции, став в оппозицию к тогдашнему президенту Петру Порошенко. На президентских выборах он примкнул к команде Анатолия Гриценко. Чумак займется перестройкой военной прокуратуры.
Другим заместителем точно станет Виталий Касько. Он замещал генпрокурора Виктора Шокина, которого Порошенко снял с должности по требованию американского вице-президента Джо Байдена в обмен на миллиард долларов финансовой помощи из США.
«Виктор Чумак не вызывает вопросов. Он компетентный, профессиональный, патриотичный и порядочный. Другие потенциальные замы, чьи фамилии фигурируют в публичной плоскости, не просто вызывают вопросы, а вызывают вал вопросительных знаков касательно своего прошлого, связей с элитой, в том числе и в криминальном мире», — считает Рудяков.
Имеется в виду действующий заместитель начальника ГПУ Юрий Столярчук, оснований для увольнения которого нет, как сказал Руслан Рябошапка. К примеру, как показали журналистские расследования, Столярчук неправомерно вмешивался в деятельность коллег (в частности, в Департамент спецрасследований ГПУ, которым руководит Юрий Горбатюк) и разваливал громкие дела. Интересно, что Столярчук и Касько были противоборствующими сторонами в деле «бриллиантовых прокуроров» при том же Шокине. Столярчук был на стороне главы ГПУ, а Касько — против него.
Еще один замгенпрокурора, которого пока нельзя уволить, — Анжела Стрижевская, которая находится в отпуске. Она, например, является фигурантом по делу замминистра по вопросам оккупированных территорий Юрия Грымчака.
Если этих людей уволить по политическим соображениям, они все равно восстановятся на своих местах через суды. Кстати, совсем недавно суд вернул место замгенпрокурора Николаю Голомше, который был люстрирован осенью 2014 года. Как оказалось, без оснований.
Реформа? Вряд ли
Кандидат юридических наук Геннадий Дубов обратил внимание, что реформаторские законопроекты новой власти по прокуратуре отменят функцию досудебного расследования, которую прошлая власть предпочла не отнимать у ГПУ. В таком случае, структуре остаются представление гособвинения в судах и надзор за органами досудебного расследования.
«С этой точки зрения, у прокуроров будет возможность проводить отдельные следственные действия самостоятельно, курируя расследования, производимое другим органом. Часто это ведет к тому, что прокурор полностью берет на себя полномочия проведения следственных действий и может вести их сам», — пояснил эксперт.
Правда, пока неясно, что будет с Департаментом спецрасследований. Ведь вчера, 10 сентября, ВР приняла в первом чтении реформу прокуратуры Зеленского-Рябошапки. А она, как указано выше, повлияет на кадровый состав и кадровую политику этого органа.
Но Дубов не соглашается с Бортником в части внесения изменений в Конституцию после принятия реформы.
«В Конституции упоминается генпрокурор, а не генпрокуратура. Они же переименовывают орган, а генпрокурор остается при своей должности и вместо каждого уровня Генеральной прокуратуры будет Офис генерального прокурора, а вместо региональных и местных прокуратур — соответственно, областные и окружные Офисы генпрокурора», — сказал правовед.
Плюс прекращается действие контрольно-дисциплинарной комиссии прокуроров и совета прокуроров. Это делается для того, чтобы полностью перезагрузить прокурорские кадры.
По словам Руслана Рябошапки, обнуление начнется сверху. Для этого необходимо утвердить положение про конкурсы на замещение вакансий. Власть хочет обновить состав ГПУ за два года, уменьшив его численность.
Своих заместителей и других руководителей помельче глава ГПУ уже сейчас может назначить своим распоряжением без увольнения предшественников. Однако в областях и на местном уровне смена руководства закончится только через два года. И вряд ли те, кого на их места поставила старая власть, будут срочно выполнять указания Рябошапки. Вернее, исполнение будет носить формальный характер.
Успешного опыта возврата нет
Но даже после удачной очистки вернуть разграбленные госактивы будет чрезвычайно сложно. А ведь Руслан Рябошапка пообещал успешное расследование дел по банкам (имея в виду, наверное, рефинансирование в условиях «банкопада») и разворованные активы госпредприятий.
«Я сам видел случай, когда доля в пустом ООО оценивается в сотни миллионов. Под нее выдается кредит, деньги уходят за границу и следы их найти сложно. Несмотря на содействие наших западных партнеров, такого рода преступления раскрыть и вернуть активы почти невозможно», — сообщил Геннадий Дубов.
Он опасается того, что органы начнут слишком рьяно возвращать имущество, выискивая в документах недочёты — отсутствие чьей-то подписи, например. В особенности, это грозит много раз перепроданному имуществу, имеющему теперь добросовестных владельцев. Такие случаи нередки. А крупные экономические преступления (вывод средств за рубеж) никогда не совершаются напрямую высокопоставленными в настоящем или прошлом людьми. Для этого есть подставные — «Фунты».
«У нас не существует успешного опыта возврата значительных средств, которые вышли из-под украинской юрисдикции», — сказал аналитик.
Также он припомнил, что одновременно вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, которыми урезаются полномочия защиты и ограничивается судебный контроль органов следствия. Очевидно усиление следствия со стороны тех, кто строил эту модель.
«В том числе и путем отмены ограничения сроков досудебного следствия после уведомления о подозрении лица. Это так называемые «поправки Лозового», — добавил правозащитник.
Тайные списки
Впрочем, эксперты не питают радужных иллюзий насчет чисток Рябошапки и его честной работы. Они напоминают, что есть система, а все войны против системы обычно оканчивались провалом. Это правило ярко подтверждают резонансные дела (расстрел на Институтской во время Майдана-2013/2014, волнения и гибель людей в Одессе 2 мая, убийство журналистов Павла Шеремета и Олеся Бузины и другие), которые якобы расследуются. Там замешаны политики, которых нужно привлекать в качестве свидетелей, а их не привлекают или привлекают без особых последствий для них. Обычно же дела рушатся, трансформируются в «висяки» или превращаются в очередной пиар депутатов и чиновников.
Кроме того, не стоит забывать о «списках неприкасаемых» и «списках неблагонадежных», которые есть у любой украинской власти. Один — для своих подопечных, другой — для конкурентов. Из недавнего — «список Шокина» и «список Йованович/Луценко».
Пётр Порошенко и его окружение накатывались на старую власть и ее представителей. Теперь Порошенко сотоварищи сами стали старой властью, на которую осуществляется накат. Поэтому не исключено, что Руслан Рябошапка лично внесет представление в Раду о снятии депутатской неприкосновенности с экс-президента и его близких приятелей-политиков. Давление также накроет бизнес и финансовые группы, связываемые с Порошенко.