В этом году в работе авиасалона в Жуковском принимают участие 635 компаний из России и 182 из других стран (Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия, Кипр, Греция, Чехия, Швейцария, Австрия, Эстония, Литва, Румыния, Китай, Япония, США, Канада, Мексика, Бразилия, Чили, Тунис, Марокко, ОАЭ, Индия, Иран, Турция, Израиль, Белоруссия).
Новинки в полете
Посетители авиасалона первыми увидят многие технические новинки.
Ключевым событием МАКСа-2019 станет мировая премьера российского пассажирского самолёта МС-21-300. Корпорация «Иркут» планировала показать свою разработку на прошлом авиасалоне, в 2017 году, но к тому моменту машина ещё проходила лётные испытания.
Посетители увидят МС-21-300 не только на статической экспозиции, но и как участника лётной программы.
Впервые широкой публике в России будет представлен новейший ближнемагистральный лайнер Embraer E195-E2. Окраска самолёта Tech Lion вписывается в традицию использования темы хищных животных, которые позиционируют новые лайнеры как «охотников за прибылью». Эта модель самая вместительная в линейке бразильской корпорации Embraer — от 120 до 146 кресел.
На своём стенде одна из крупнейших авиастроительных корпораций мира Airbus покажет крупноразмерные модели самолётов А321LR и А350-1000, а также оборудование, которое производится совместно с «Российскими космическими системами». Ключевым экспонатом станет дальнемагистральный самолёт А350-900 с установленным пассажирским салоном и элементами системы Airbus Connected Experience, повышающей комфорт авиапутешественников и улучшающей взаимодействие экипажа и пассажиров во время полёта. Лайнер представлен на статической экспозиции и совершит демонстрационный полёт.
В некоторые самолёты посетители смогут зайти и осмотреть их изнутри.
Объединённая авиастроительная корпорация продемонстрирует воздушный заправщик Ил-78М-90А — первая машина такого типа, произведённая в России за постсоветский период.
МАКС-2019 придётся по душе всем: и любителям последних новинок, и поклонникам советской авиации. Отдельное место на авиасалоне займут исторические машины: первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, самолёт с водородным двигателем Ту-155, носитель «Бурана» ВМ-Т «Атлант», штурмовик Ил-2 (который поднимется в небо), истребители И-15бис, И-153 «Чайка», МиГ-3, МиГ-15.
Главными экспонатами военной части российской экспозиции на МАКС-2019 станут истребитель Су-57 и военно-транспортный Ил-112ВЭ. Планируется провести консультации с зарубежными партнерами по экспортному варианту Су-57, который имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость и способен уничтожить все виды воздушных, наземных и надводных целей в любое время суток, при любой погоде, в сложной помеховой обстановке.
Как пишет китайское издание Sohu, поставки Су-57Э за рубеж разрушат монополию США на продажу истребителей пятого поколения на международный рынок. На сегодняшний день существует только пять моделей таких самолётов: американские F-22 и F-35, китайские J-20 и J-31 и российский Су-57. Среди потенциальных покупателей Су-57Э газета называет Индию, Индонезию, Алжир, Вьетнам, Венесуэлу.
«Официальное начало экспорта российских самолётов пятого поколения усложнит жизнь Вооружённым силам США. Ведь теперь многие враждующие с Америкой страны смогут обзавестись самолётами пятого поколения, и США придётся хорошенько думать, прежде чем отправлять туда свои войска», — говорится в статье.
По информации турецких СМИ, во время переговоров на полях авиасалона в Жуковском 27 августа президент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в частности, обсудят возможность поставок Анкаре истребителя поколения 4++ Су-35С (разработан ОКБ Сухого), оснащённого управляемыми ракетами типа «воздух-воздух» и «воздух-земля», неуправляемыми ракетами и авиабомбами различных калибров.
В Жуковском будут представлены не только самолёты. Холдинг «Вертолёты России» расширил свою экспозицию гражданских и военных моделей, среди новинок, которые покажут на МАКС, — транспортно-десантный вертолёт Ми-38Т, обновлённая версия Ми-26 — тяжёлый Ми-26Т2В и многоцелевой вертолёт Ми-171.
Мечта стать космонавтом исполнится на МАКС
В советские времена стать космонавтом мечтали многие, но становились единицы. Теперь эта цель становится более реальной. Центр подготовки космонавтов до 1 октября 2020 года проводит открытый набор в отряд космонавтов, по итогам которого отберут от 4 до 6 человек. Каждый посетитель МАКСа может принять в нём участие, для начала нужно пройти психологическое тестирование и сразу получить результаты.
Даже если вы и не полетите в открытый космос, то испытать неземные ощущения поможет скафандр «Сокол КВ-2», который можно примерить в шатре на статической выставке. Кроме того, за отдельную плату каждый гость авиасалона получит возможность поучаствовать в ознакомительном полёте в условиях кратковременной невесомости.
Самой зрелищной частью МАКСа, конечно, станет лётная программа пилотажных групп «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России», «Русь», «Колибри», Baltic Bees Jet Team (Латвия), ANBO of Kaunas Aero Club (Литва), пилотажная группа ВВС Китая «1 августа».
Группа «Первый полёт» продемонстрирует в Жуковском новую фигуру высшего пилотажа под названием «пропеллер» — самолёты вращаются параллельно друг другу с постоянным углом в 180 градусов.
Шанс для молодёжи
Особое внимание организаторы авиасалона уделяют молодёжному направлению. С 2005 года на МАКСе работает раздел «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодёжи»/Future Hub, в рамках которого состоятся встречи с космонавтами и презентация инновационных научно-технических разработок молодых учёных и специалистов вузов, научных институтов и предприятий.
С 2007-го на авиасалоне проводится фестиваль «От винта!», где школьники, студенты и молодые специалисты из разных регионов страны представляют свои проекты для промышленности: космической отрасли, авиации, вертолётостроения, судостроения, машиностроения, — а самые удачные в дальнейшем воплощаются крупными компаниями или ложатся в основу стартапов.
Такого ещё не было
Много что в 2019 году на МАКС пройдёт впервые. Например, проведение авиасалона при участии страны-партнёра. В этой роли выступает Китай: более 20 китайских компаний займут павильон площадью 3000 квадратных метров, а натурные образцы беспилотников на статической экспозиции расположатся на 400 квадратных метрах. Кроме того, состоится российско-китайский форум делового сотрудничества и презентация павильона Китая.
В отдельном павильоне публике впервые представят макет широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 — 20-метровый фрагмент фюзеляжа с пассажирским салоном и кабиной пилотов — совместного производства России и Китая. Эти лайнеры, которые, как запланировано, введут в эксплуатацию в 2025-2027 годах, смогут заменить на авиалиниях обеих стран самолёты A350 и B777.
Кроме того, впервые на МАКСе работает павильон «Авиационные регионы России». На площади 700 квадратных метров свои разработки покажут около 50 предприятий Ульяновской и Самарской областей, Пермского края и республики Татарстан.
Впервые состоится шоу спортсменов-флайбордистов «Рождённые летать». Выступления членов сборной России по гидрофлаю пройдут в специально построенном на территории выставочного комплекса бассейне.
Первые три дня (27-29 августа) на МАКСе проходят бизнес-дни, когда делегации проводят переговоры и заключают контракты, четвёртый день (30 августа) по традиции студенческий (курсанты военных училищ, учащиеся средних и высших учебных заведений, а также аспиранты очного отделения в возрасте до 27 лет могут пройти электронную регистрацию и получить бесплатный билет), а в последние два дня (31 августа и 1 сентября) авиасалон открыт для массового посещения.
МАКС, который проводится с 1993 года (годом ранее проходило Мосаэрошоу), входит в число крупнейших авиасалонов мира. По сумме заключённых контрактов лидерами остаются французский «Ле-Бурже» и английский «Фарнборо», а по количеству зрителей и демонстрируемых летательных аппаратов МАКС занимает первое место.