Владимир Зеленский ловкими политическими трюками смог победить Петра Порошенко, затащив его на невыгодный ему киевский стадион. Петр Алексеевич повёлся на ту провокацию. Добившись успеха, Зеленский применил этот трюк по отношению к Раде, потребовав назначить день инаугурации. Парламент, не решившись на конфликт, также поддался, хотя и показал характер. Назначил инаугурацию не на ту дату, которую указал начинающий президент, а на следующий день. И Зеленский, решив, что из трюка пора делать номер, применил его в большой политике.
Фокусы Зеленского
Зеленский своим поведением и манерами целенаправленно разрушает сакральность украинской власти. Он уже трижды устраивал публичные шоу, анонсируя перенос штаб-квартиры президентской администрации в другое место. Сначала речь шла о вертолетной площадке, построенной Януковичем на склонах Днепра. Потом в Сеть выложили презентацию, в которой шла речь уже об Украинском доме. Никаких реальных действий за этим не последовало. Лишь переименовали Администрацию президента в Офис. Холостые выстрелы тревожат общественность.
Ходят тревожные слухи о том, что Зеленский имитирует деятельность. От некоторых персон в его команде наблюдатели в ужасе. Вначале окружение Зеленского обеляло его бездействие слишком малым сроком пребывания на посту. Потом — сопротивлением Рады, состоящей из реакционеров и ренегатов. Потом, с выборами, на которых «Слуга народа» получит большинство, и вот тогда уж… Пользуясь полной пассивностью Зеленского и его команды, политические конкуренты взяли инициативу в свои руки.
Из соперников новой власти самым заметным является, безусловно, Виктор Медведчук. Его «Оппозиционная платформа — За життя» — вторая в рейтингах и медленно и уверенно набирает проценты. Медведчук вступил в прямые переговоры с руководством ДНР, и ему выдали четырех пленных. В ответ Зеленский посетил с президентом Совета Европы Дональдом Туском Станицу Луганскую, где ОБСЕ зафиксировала отвод войск. На линии разграничения Зеленский показал новый трюк: потребовал отвести войска от разрушенного моста через Северский Донец. Сделал это ультимативно, дав неделю.
Ответный удар
Трюк с мостом мало кого убедил. А Медведчук уже приготовил новый инфоповод. Его телеканал NewsOne внезапно объявил анонс немыслимого еще недавно события: прямого телемоста с Москвой в ходе формата «Надо поговорить». Правда, участие граждан Украины в российских ток-шоу не только не запрещено, но даже приветствуется. Глотая оскорбления, российские редакции не прекращают звонить гражданам Украины, в том числе самым одиозным, чтобы дать им возможность высказаться напрямую перед российской аудиторией. И такие субъекты, как Дмитрий Гордон или Антон Геращенко, уже давно и успешно участвуют в телемостах с Москвой.
Но на этот раз предполагалось, что аудитория, обычно играющая роль статистов, будет главным героем. Как это было в конце 80-х — начале 90-х на шоу Фила Донахью и Владимира Познера. Но поскольку за инициативой стояли Виктор Медведчук и его частный телеканал, «партия войны» пришла в состояние ярости. Запахло зрадой. Генпрокуратура возбудила уголовное дело за попытку госизмены (есть и такая статья), все геращенки, гончаренки, арьевы и найемы, толкаясь локтями, побежали стучать в СБУ и СНБО, а нациствующий «Национальный корпус» дал Зеленскому 24 часа на то, чтобы запретить шоу на частном телеканале, которое по закону президент и посетить-то без приглашения не имеет права.
Меж двух огней
Владимир Зеленский пока действует как профессиональный клоун, маэстро провокаций и неприличных шуток. Но тут он очутился в цейтноте и цугцванге. Что бы он ни сделал, он обязательно вредил собственному образу разумной силы против жуликов и воров. Но, будучи все-таки высококлассным трюкачом, Зеленский, в красивом прыжке, решил применить свой проверенный и описанный выше трюк. Он не сказал ни слова о запрете или разрешении телемоста, не подчинился ультиматуму нацистов, не вмешался в работу частного СМИ. Зато ловко перевел стрелки на… Владимира Путина.
Это, кстати, не новый прием, им пять лет пользовался Порошенко. Новым было то, что Зеленский предложил прямые переговоры. Он хорошо начал с «Давайте поговорим…», но кончил, как обычно: «…с Трампом, Мэй, Макроном и Меркель». Все это уже было. А "нормандский формат" участия США и Великобритании не предполагает, что делает предложение Зеленского бессмысленным. Ладно — Путин, он привык к выкрутасам украинских президентов. Но у Дональда Трампа и Терезы Мэй бывший комик вряд ли спрашивал согласия, что ставило их в двусмысленное положение.
Разоблачение фокуса
Пока Зеленский записывал свое обращение, его администрация лихорадочно звонила по мобильным телефонам руководству и владельцу NewsOne. Результатом стало то, что телеканал сам отказался от анонсированного формата под благовидным поводом «угроз физической расправы». У стен СМИ и правда прошла шумная акция хейтеров, но вся энергия улетела с дымом фаеров. При этом наблюдатели отметили, что глава Нацкорпуса Билецкий хоть и сражался с «кумом Путина», но это не мешает ему регулярно торговать лицом на его телеканалах. Впрочем, из ситуации Зеленский вышел достойно, хотя публика, желавшая видеть живое общение ради мира, была разочарована.
Ситуация показала, что президент был лишен инициативы и во всей истории шел на поводу у событий и политтехнологов. Медведчук и его «Платформа» явно выиграли на этом пару процентов рейтингов, авторитет оппозиционного политика определенно укрепился, показав его самостоятельной и очень сильной фигурой. Но это дела предвыборные. Продолжение следует, мы еще много чего увидим. Уверен, что команда Зе уже готовит новый впечатляющий трюк.
Реакция Минска
Никаких реакций со стороны руководителей, названных Зеленским в обращении, не последовало. Трамп, Мэй, Меркель, Макрон и Путин остались безучастны. Лишь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков выразил сожаление, что телемост сорвался, а министр иностранных дел РФ Сергей Лавров высказался чисто по своей части, напомнив, что для урегулирования украинского кризиса существуют другие форматы, которые одобрены Советом безопасности ООН.
«Предложения о новых форматах имеют право на существование, но упор надо делать на прямой диалог Киева и Донбасса», — сказал глава российского МИД, поставив тем самым точку.
Полная поддержка странного выступления Зеленского последовала оттуда, откуда ее никто не ждал. Хотя нужно признать, что президент назвал Александра Лукашенко и выразил уверенность, что он поддержит инициативу. И Бацька поддержал. Почти сразу Администрация президента Белоруссии выпустила заявление, в котором привлечение США и Великобритании было поддержано. Лукашенко лишь напомнил, что решать вопрос должны три страны: Украина, Россия и Белоруссия. «Но коль решить проблему в таком формате не получается и Украина предлагает участие других игроков, мы такой формат поддерживаем также», — говорится в официальном заявлении Минска. Ранее Лукашенко не раз высказывался за участие США.
Игра Белоруссии
Страсти быстро улеглись, но остались вопросы. В первую очередь — как так получилось, что Минск внезапно «побежал впереди паровоза» в украинском вопросе, еще до официальной реакции Москвы? Были высказаны даже подозрения: а не скоординирована ли такая позиция с Киевом? Ну, это вряд ли. Само событие было вызвано исключительно предвыборной борьбой и политтехнологиями, в которых Минск не участвует по очень серьезным причинам чисто внутренней повестки — Белоруссии такое, как на Украине, противопоказано. Предполагать же, что Лукашенко был в сговоре с Офисом президента Украины, а его заявление было подготовлено не Натальей Эйсмонт, а спичрайтерами Зеленского, можно только после большой дозы тяжелых наркотиков. Этого быть не может, потому что не может быть никогда.
Впрочем, у Минска есть реальные мотивы помочь решить проблему Донбасса, ради чего Лукашенко даже готов использовать там белорусских военных. Это мощный козырь для переговоров с Россией, которые сейчас в решающей стадии. Москва решительна в требовании четкой позиции Минска в связи с Союзным государством — или-или. Даже газовые переговоры поставлены сегодня в зависимость от подписания «дорожной карты». Поддержка формата «"нормандская четверка" плюс США и Великобритания» делает участие в нем Лукашенко более знаковым и заметным для Вашингтона и Лондона.
Фальстарт
Но инициатива улетела в свисток. Это никак не компрометирует президента Белоруссии — не прошло, ну и не надо. Сейчас Бацька собирается с Путиным на остров Валаам, более серьезные двусторонние переговоры на высшем уровне назначены в Петербурге на 18 июля. Белоруссия завершает переговоры с Банком развития Китая о кредите на 600 млн долларов, который заместит кредит России, о котором с Москвой не договорились.
Что же касается Украины и Зеленского, то итоги ситуации неутешительны для команды Зе. Она явно утратила инициативу и наступательный порыв. Двусмысленно выглядело и то, что Зеленский отказался подписать закон о временных парламентских комиссиях, связанных с законом об импичменте. А ведь он сам говорил, что за импичмент. Ну и самое неприятное то, что Зеленским уже научились пользоваться, как куклой в своей игре, совсем другие политики, которые идут на выборы с далекоидущими планами. Но это к установлению мира на Украине никак не относится.