Всё глубже в яму. Украина затыкает бюджетные дыры новыми долгами - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Всё глубже в яму. Украина затыкает бюджетные дыры новыми долгами

© РИА Новости Украина  / Перейти в фотобанкВиктор Скаршевский
Виктор Скаршевский
Читать в
ДзенTelegram
За первое полугодие государственный бюджет Украины ушел в минус. Как свидетельствуют данные Минфина, за шесть месяцев госбюджет выполнен с дефицитом в сумме 6,8 млрд грн (16,71 млрд руб.) при утвержденном годовом показателе дефицита в 90 млрд грн (221,14 млрд руб.)

Доходы госбюджета выросли на 12,9% г/г до 506,8 млрд грн (1245,25 млрд руб.). При этом выполнение доходов госбюджета составило 95,7% от росписи на этот период.
Доходы общего фонда госбюджета выросли на 9,5% г/г до 448,3 млрд грн (1101,51 млрд руб.), но составили только 94,1% от запланированного.

За пять месяцев НБУ полностью перечислил в госбюджет подтвержденную независимым аудитом прибыль за 2018 год в сумме 64,9 млрд грн (159,46 млрд руб.). Это на 17,3 млрд грн (42,51 млрд руб.) больше, чем предусмотрено в Законе о государственном бюджете на 2019 г.

В то же время от налога на добавленную стоимость с произведенных на Украине товаров с учетом бюджетного возмещения поступило 35 млрд грн (86 млрд руб.), что на 9,8 млрд грн (24,08 млрд руб.) меньше росписи из-за более высоких темпов возмещения НДС экспортерам.

Доходы от налога на добавленную стоимость с ввезенных на территорию Украины товаров выросли на 4,4% г/г до 136,3 млрд грн (334,9 млрд руб.). Они составляли лишь 97,6% от запланированного.

Доходы от акцизного налога с табачных изделий выросли на 16,2% г/г до 17,9 млрд грн (43,98 млрд руб.) из-за повышения ставок. Невыполнение доходов по этому налогу на 8,9 млрд грн (21,87 млрд руб.) объясняют падением производства, а также частичным удовлетворением спроса за счет уменьшения остатков продукции на складах, акциз с которой уже был уплачен в предыдущих годах.

От рентной платы за добычу природного газа в бюджет поступило 16,6 млрд грн (40,79 млрд руб.). Бюджет недосчитался запланированных 2,1 млрд грн (5,16 млрд руб.).
Доходы от части чистой прибыли и дивидендов поступили в сумме 23,2 млрд грн (23,2 млрд руб.). Плановые показатели не выполнены на 13 млрд грн (31,94 млрд руб.). Произошло это потому, что в июне НАК «Нафтогаз Украины» перечислила лишь треть от суммы дивидендов, подлежащей уплате по итогам 2018 года. Меньше принятого правительством норматива уплатили также государственные «Центрэнерго» и «Турбоатом», что составило около половины суммы от утвержденной правительством. Кроме того, «Укрнафта» не перечислила в бюджет свою долю дивидендов.

По оперативным данным Государственной казначейской службы Украины общий фонд госбюджета в первые шесть месяцев был выполнен с дефицитом в сумме 6,8 млрд грн (16,71 млрд руб.). При этом поступления от приватизации составили всего лишь 0,3 млрд грн, что составляет 1,6% от годового плана. В рамках управления ликвидностью было принято решение о замещении поступлений от приватизации внутренними заимствованиями в первой половине года.

Госзаимствования за первые шесть месяцев года по общему фонду госбюджета составили около 241,7 млрд грн (593,88 млрд руб.). При этом, платежи по погашению госдолга на 1 июля составили 211,0 млрд грн (518,44 млрд руб.).

Всего от размещения ОВГЗ на финансирование госбюджета привлечено 185,6 млрд грн (456,03 млрд руб.) по сравнению с прошлогодними показателями в 84,1 млрд грн (206,64 млрд руб.). В частности, в этом году выпущены ОВГЗ в гривне — 120,2 млрд грн (295,34 млрд руб.), в долларах США — $2,2 млрд и евро — 0,2 млрд евро. Нерезиденты увеличили свой портфель ОВГЗ за 2019 год больше чем в 9 раз до 57,2 млрд грн (140,54 млрд руб.).

Из внешних источников на 1 июля привлечено 56,1 млрд грн (137,84 млрд руб.).

На 1 июля сумма средств на Едином казначейском счете составляла 13 млрд грн (31,94 млрд руб.), а также дополнительно на валютных счетах ГКСУ в гривневом эквиваленте 81,1 млрд грн (199,27 млрд руб.).

Экономический эксперт Виктор Скаршевский рассказал изданию Украина.ру, какие риски для государства и простых украинцев несет в себе хроническое недовыполнение государственного бюджета.

- В сентябре Украине предстоят очередные пиковые выплаты по внешним долгам. Как повлияет дефицит бюджета на выполнение обязательств перед внешними кредиторами?

— Несмотря на невыполнение бюджета, Министерство финансов накопило достаточно средств для того, чтобы рассчитываться по госдолгу до конца года, включая и сентябрь. Сейчас на валютном правительственном счете в Госказначействе находится в эквиваленте 3,2 млрд долларов, кроме тех 13 млрд гривен, которые лежат на гривневом счете. Это приблизительно та сумма, которую надо выплатить до конца года. В сентябре предстоит выплатить 1,9 млрд долларов, так что средств явно хватает.

Недавно очень дорого, но все-таки привлекли 1 млрд евро. Плюс еще разместили валютные ОВГЗ на 2,2 млрд долларов. Таким образом, что касается валюты для погашения по внешним долгам, то у Минфина она есть, но бюджет на самом деле не выполняется.

- Какие последствия будет иметь невыполнение бюджета для рядовых граждан? Как это отразится на зарплатах, пенсиях, социальных пособиях?

— Защищенные статьи госбюджета будут профинансированы в полном объеме. Но по незащищенным статьям, таким как расходы на экономическую деятельность, в том числе на сельское хозяйство, инфраструктурные проекты, на закупку товаров и услуг различных министерств и ведомств, будет недофинансирование. Более того, оно уже есть и, как видно из официальной статистики, за пять месяцев составило 34,5 млрд гривен. Это дополнительно 8% недофинансированных расходов.

- Это большая сумма.

— Да, но она, честно говоря, не является неожиданной. На Украине ежегодное невыполнение расходной части бюджета на 6-8% уже стало традицией, причем вне зависимости от того, выполняется или не выполняется доходная часть бюджета. Это один из показателей неэффективного управления бюджетными деньгами. Когда деньги предусмотрены, но не расходуются эффективно, либо вообще не расходуются, потому что надо принимать госпрограммы, проводить тендеры, а это затягивает процесс. И каждый год мы видим, что в декабре месячные расходы в два-три раза выше, чем среднемесячные по году. К сожалению, это бюджетная традиция. Желательно, чтобы средства распределялись равномерно.

- Получается, что для выполнения доходной части бюджета увеличиваются заимствования?

— Причем очень резко увеличиваются внутренние заимствования. Плюс еще не выполняются планы поступления от приватизации. Если брать от плана на полгода, то выполнено всего 0,3% — можно сказать, что это ноль. И что делает правительство? Раньше оно делало это в конце года, а сейчас уже на протяжении всего года — они не выполнили на 8 млрд гривен план по приватизации, и на эту сумму они просто выпустили дорогущие ОВГЗ, чем еще больше увеличили государственный долг. Вместо того чтобы получить деньги от приватизации, мы еще будем платить проценты. И все потому, что правительство не способно провести приватизацию уже на протяжении последних пяти лет. В прошлом году планировали получить от приватизации 22,3 млрд гривен, в этом — 17 млрд, но в среднем они за год выполняют план дохода от приватизации всего на 1%.

Это приводит к тому, что увеличивается внутренний государственных долг. За полгода годовой план по внутренним заимствованиям выполнен на 92%. Фактически недобор по доходам бюджета перекрывается заимствованиями под очень высокие проценты — 17-20% годовых.

- Минфин отчитался, что доходы общего фонда госбюджета выполнены на 94,1%. На первый взгляд, не все так критично…

— Это небольшого рода скрытая манипуляция, поскольку изначально на первое полугодие не планировались такие доходы от перечислений Нацбанка. Планировалось, что Нацбанк перечислит на 17,3 млрд грн меньше. То есть эти деньги — «майский подарок» от НБУ, потому что в бюджете на 2019 год планировалось 47,7 млрд. Но Нацбанк поменял методологию, прошел аудит, и они выяснили, что с 2012 по 2017 год НБУ недоперечислил в бюджет 17,3 млрд гривен. И если отминусовать этот «майский подарок», то показатели выполнения доходной части бюджета будут еще хуже.

За пять месяцев доля НБУ в доходах госбюджета составила 15,2%. И это никак не связано с экономикой. За пять месяцев прошлого года эта доля составляла 8,5%. Таким образом, доля Нацбанка увеличилась практически в два раза. Но так как перечислений НБУ в этом году больше не будет, Нацбанк на помощь больше не приходит, и с июня мы видим, что начался провал по доходам бюджета. В июне доходная часть бюджета выполнена на 82,2%, фактически минус 20% от плана.

- И кто в этом виноват?

— Большую роль сыграло то, что «Нафтогаз» отказывается платить положенную сумму в бюджет, «Укрнафта», «Турбоатом» и другие предприятия не выполняют норму 90% выплаты дивидендов от прибыли за прошлый год. А «Нафтогаз» и «Укрнафта» вообще подали в суд и получают решения в свою пользу. Можно разбираться, правильно правительство установила эти 90% или нет, но сам факт: налицо кризис государственного управления, полный его развал, и соответственно полный разлад с финансами государства.

- К чему приведет выбранный правительством путь возмещения недополученных доходов за счет наращивания долгов?

— Это чревато продолжением формирования финансовой пирамиды облигаций внутреннего государственного займа. При этом ни о каком росте экономики не может быть и речи. Об этом можно забыть. Какой рост экономики, если не выполняется доходная часть, недофинансируется расходная? Это с точки зрения бюджета. А если говорить о банковской сфере, то банки не кредитуют экономику с конца 2015 — начала 2016 года. Кредитование экономики как упало тогда в три раза по сравнению с 2013 годом (с 83 млрд долларов до 30 млрд долларов), так до сих пор в пределах 30 млрд и болтается.

Прямые иностранные инвестиции на Украину как не шли, так и не идут. Они находятся на мизерном уровне. А то, что записано как «прямые иностранные инвестиции в реальный сектор», — этот мизер идет прежде всего в «ветряки» и солнечные батареи. То есть идет туда, где не создаются вообще никакие рабочие места, туда, где, наоборот, из карманов потребителей еще и вынимают деньги. Эти иностранные инвестиции приводят к тому, что еще больше денег из своих карманов украинские граждане платят иностранным инвесторам благодаря завышенным тарифам на возобновляемую энергетику.
Так что никакого экономического роста нет.

- По итогам первого квартала ВВП вырос на 2,5%. Насколько качественный этот рост?

— Во-первых, это уже замедление темпов, потому что в прошлом году ВВП вырос на 3,3%. А во-вторых, за первый квартал экономика выросла на 2,5%, но промышленность при этом сократилась на 1%. Когда ВВП растет, а промышленность сокращается, естественно, что ни о каком качественном росте говорить не приходится.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала