Промышленный неолит
Исторический экскурс поучителен, познавателен, эталонен и очень похож на деградацию цивилизации острова Пасхи. До «перестройки» флагманом украинской индустрии был ВПК. По состоянию на 1991 год в него входило 3594 предприятия, на которых работали около 3 млн человек высшего качества. В «военке» было задействовано 700 предприятий, в том числе 205 производственных объединений (ПО) и 139 высокотехнологичных научных ПО с общей численностью занятых 1 млн 450 тыс. человек. Богатое наследство СССР включало треть космической промышленности — 140 предприятий и НИИ, которые обеспечивали работой 200 тыс. человек.
В республике работало 300 отраслей промышленности. Ежегодно производилось 350 самолётов, сотни кораблей — от моторок до авианосцев. Украинские советские энергетики давали Союзу 17,2% электричества. Пять АЭС, Днепровский каскад ГЭС, восемь НПЗ, на Украине добывалась половина советской железной руды, производилось свыше 30% стали и проката. Столько же продукции машиностроения. Второе место в пищевой промышленности — настоящая кухня СССР, 45% валового объема продукции сельского хозяйства, 71% товарной продукции животноводства.
Потом наступил 1991 год, страна по призыву подписанта Беловежских соглашений, ныне здравствующего Леонида Кравчука, радостно проголосовала за «самостийность», за реки из млека, кисельные брега. Экономический кризис на Украине затянулся на десять лет, начался процесс деиндустриализации, которая, в отличие от европейских стран бывшего СЭВ, не имела постиндустриального характера. К началу 2000-х ВВП, неуклонно снижаясь, сократился до 40% от уровня 1990 года. Количество оборонных предприятий сократилось в пять раз, с 35% до 6%. Из восьми НПЗ сегодня условно работает два-три. Утрачена даже одна из АЭС — Чернобыльская. Будущее остальных под огромным вопросом. Речфлот был порезан на цветмет, наконец самое страшное — в начале 90-х над Украиной перестали летать собственные пассажирские самолеты.
Причины украинского коллапса
С неслыханной щедростью и легковесностью все украинские президенты топтали украинско-российские проекты и стали строить воздушные замки совместных проектов с НАТО и западными партнерами. Один из печальных примеров такого сотрудничества — украинский корвет, разработанный ОПЦК в Николаеве. Его мариновали три года, а с началом войны военно-морские подряды взял под себя Порошенко. В первом же боевом походе «армада» сдалась российским пограничникам и отмокает в Крыму. Правительство Азарова делало отчаянные попытки вернуться домой, к России, но включились идеологи, как ныне здравствующий директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Бадрак. «Россия не может быть донором в вопросах модернизации ВПК», — сказал он. И это тоже было до Порошенко.
Самой яркой звездой на небосклоне неолитизации Украины стала ситуация с попыткой сотрудничества ГП «Антонов» с европейской конторой Airbus по производству транспортного самолёта А400М. Закончилось всё тем, что европейцы, получив от ГП «Антонов» техническую документацию самолёта, через какое-то время произвели собственный, подозрительно похожий на украинский прототип. Естественно, без участия украинской стороны. Это началось не в 2014 году. Это продолжалось почти 30 лет. Именно столько Украина, лишенная поддержки России, шла к краху.
Катастрофа 2014 года
Основные результаты государственного переворота, гражданской войны и иррациональной политики выражены в цифрах. Начиная с 2014 — устойчивое снижение ВВП составило свыше 10%. Рост инфляции до 25%. Банки утратили треть вкладов населения. Золотовалютные резервы сократились до 7,5 млрд долларов. Курс гривны снизился с 8 до 27 за доллар США.
Промышленное производство сократилось еще на 11%. Из-за развязанной украинскими узурпаторами войны процесс деиндустриализации Юго-Востока ускорился в разы, не считая прямого ущерба.
Среди руин
На здании ЗАЗ в Запорожье, где при СССР был выпущен первый украинский бюджетный автомобиль, появился огромный транспарант о распродаже имущества. Аналогичные объявления появились на интернет-барахолках. После того как всего пару лет назад завод продали за 9 миллионов долларов, ЗАЗ снова обанкротился и опять выставил на продажу все свое имущество. Поклонники советского «Запорожца» были шокированы, даже за рубежом. Популярный блогер Джейсон Торчински посвятил много постов тому, чтобы найти в США покупателя. Пока безрезультатно. Попытки ЗАЗ выпускать по лицензии модели Daewoo и китайский Cherry не спасли положение.
«Это может быть хорошей новостью для вас! Теперь у вас есть шанс владеть автомобильной компанией! — зовет на помощь Джейсон Торчински. — Хватай свою чековую книжку!» И тишина. Чтобы хоть как-то защитить свою репутацию, ЗАЗ выпустил пресс-релиз, где пытается объяснить, что все ок, что распродается не все имущество, а только треть. Треть — это 142 000 квадратных метров! Еще хуже, еще грустнее.
А вот владельцы имущества легендарного завода советских фото и кинопленок «Свема» в пригороде Шостки Сумской области стыда давно не испытывают. Комбинат, чей бренд украшал все советские художественные фильмы, мультфильмы, диафильмы, все фотографии вашего детства, давно закрыт, заброшен. И теперь, как сказано в сообщении, опубликованном в понедельник, 6 мая, на сайте Министерства юстиции Украины, имущество заброшенного советского завода планируют продать за 404 669 гривен. Пятнадцать с половиной тысяч долларов США…
Аукцион проведут 31 мая, но прогнозы самые унылые. С момента запуска на Украине так называемой «малой приватизации» с электронными аукционами поступления от них составили всего 30 миллионов долларов, чего явно не хватит на покрытие бюджетного дефицита, который составляет 30 миллиардов гривен, не говоря о внешних долгах, которых только в этом году нужно отдать 9 млрд.
Геть від Києва
В День международной солидарности трудящихся 2019 года рабочим и ИТР Мелитопольского компрессорного завода объявили о том, что все они уволены. «Виноват Путин», — сказали безработным. Предприятие закрывается якобы из-за того, что основным заказчиком его продукции была Россия. Если читать сайт завода, его продукцию покупали, кроме СНГ, более чем 40 стран дальнего зарубежья, в т.ч. Германия, Великобритания, Италия, Голландия, Португалия, Греция, Финляндия, Чехия, Венгрия, Китай, Индия, Индонезия, Куба. Но даже пропаганде сложно врать: без России завод работать не может.
С молотка ушло очередное, некогда стратегическое госпредприятие: всего за четыре миллиона долларов продан николаевский судостроительный завод «Океан». Если бы его порезали на металлолом, выручили бы в несколько раз больше. Впрочем, покупатель, вероятно, так и поступит. В ожидании аукциона и Николаевский судостроительный завод, основанный в 1787 году. Делавший до 2014 года крейсер «Украина», он стал выпускать буржуйки для АТО. Единственное, что сделали для завода за пять лет, — «декоммунизировали» название, убрав приставку «имени 61 коммунара».
Так погибли Кременчугский автосборочный и сталелитейный, Одесский припортовый, «Львовсельмаш», «Азовмаш», «Южмаш», завод Антонова и так далее, и так далее. Очень хочется хеппи-энда. Но его не будет и быть не может. Сюр в том, что западу индустриальная Украина не нужна. Это аксиома, которую знали до Евромайдана, во время и сейчас. Украина нужна только России и может быть сопряжена только с ней. Но с упрямством самоубийцы Киев бежит туда, где его ждет смерть, оттуда, где только и может найти спасение.