Разумеется, кризис этот во многом спровоцирован заявлениями и действиями старого и нового президента. Но это только внешнее оформление. На самом деле существуют глубинные процессы, воздействовать на которые украинским политикам не под силу.
Зеленский и Рада
Перед Зеленским стоит проблема определения формата отношений с Радой: создания в ней своего представительства, инаугурации, ну и роспуска — если получится.
Тактически всё обстоит сложно, но решаемо.
С одной стороны, Зеленский должен занять пост президента и выразил желание досрочно распустить парламент.
С другой — Порошенко должен уйти, но при этом он хочет создать себе условия для выживания в оппозиции, а Рада не желает самораспускаться.
Позиции определены. Осталось найти формулу, которая бы всех устроила. Зеленский, например, обозначил, что он в вопросе роспуска Рады намерен действовать «по закону», т.е. не настаивает на её непременном роспуске.
В стратегическом же аспекте всё гораздо сложнее.
Рада в действительности сейчас никого не представляет — она выбиралась в совершенно иных условиях, и эти условия себя исчерпали. Рада находится в прошлом, и это прошлое крепко держит за шею настоящее руками Рады.
Общество же сделало выбор в пользу замены политической элиты. Поэтому сохранение действующей Рады является для него неприемлемым.
В частном, казалось бы, вопросе сроков инаугурации содержится полноценная революционная ситуация. Караул и устал, и надо срочно выяснять, кто будет брать почту, телефон, телеграф и мосты в первую голову. Иными словами, если инаугурация пройдет 19 мая, то это значит, что Рада будет распущена. А если, как хотят в парламенте, 27 мая, то тогда нынешняя Рада скорее всего останется до конца года, поскольку на ее роспуск уже не остается по закону времени — она не может быть распущена за полгода до новых выборов, а по закону они должны состояться 27 октября. И вот эти 9 дней мая и являются решительным сроком, который определит, возьмет ли Зеленский власть в свои руки, или все до конца года останется в том же виде, как и сегодня, то есть при парламенте, контролируемом Порошенко.
Зеленский и кадры
Кадры решают всё, а с кадрами у Зеленского плохо. Во всяком случае никаких внятных сигналов относительно комплексного решения кадровых вопросов нет.
Хотя есть частные сигналы. Вот, например, Зеленский успел очень своевременно побить горшки с Сергеем Лещенко — буквально накануне того момента, когда последнего объявили врагом США.
Но это как раз ерунда, хотя Лещенко — значимая фигура. Главное то, что у президента нет кандидатов на посты министров обороны и иностранных дел, нет у него и партии, которая бы боролась за места в парламенте.
Причём взяться за это всё президент не может — даже не из-за отсутствия опыта и специальных знаний, а из-за того, что решения о кадровых назначениях принимает не он, а олигархи и «вашингтонский обком». Потому формирование команды президента идёт стихийно и в обход самого президента.
Решение для президента очевидное — или попытаться согласовать кандидатуры, или попытаться навязать свои.
Но запрос общества совсем другой. Общество хочет смены элиты, и ему нужно, чтобы новые политики и чиновники набирались по объявлениям. Как это реализовать и к чему это приведёт, общество не интересует. Ему хочется, чтобы всё было как в «Слуге народа». А в жизни так, как в кино, не бывает.
Зеленский и олигархи
В первую очередь не олигархи даже как явление, а вполне конкретный олигарх — Игорь Коломойский. Он позволяет себе делать очень странные заявления, которые противоречат линии президента (например, по вопросу о судьбе Донбасса), и публично подавать ему разнообразные советы.
С чем именно связано аномальное поведение Игоря Валерьевича, в данном случае не столь уж важно (хотя напрашивается мысль, что люди действительно влиятельные редко рассказывают о мере своего влияния). Важно, что эти высказывания портят имидж Зеленского как относительно самостоятельного политика и затрудняют диалог с другими олигархами.
В общем, как-то решать проблему нужно, а как?
Скорее всего, со стороны США поступают добрые советы — обопритесь на нас и начните деолигархизацию. Мы вас щедро наградим — принесём веночек на могилку.
Не менее интересные предложения Зеленский получает и от других олигархов. По косвенным признакам можно заключить, что активно идёт диалог с Виктором Пинчуком как наиболее радикальным толкачом европейского выбора.
В общем, встать против олигархов нельзя — сметут, встать на сторону одного олигарха — нельзя по той же причине, встать над олигархами нельзя — авторитета не хватает. А те самые 73,22% населения, которые проголосовали за Зеленского? Но, во-первых, Зеленский к войне с политической элитой страны (и олигархами в том числе) не готов, к революции, которая могла бы смести с политической арены и старую элиту, и кормящих ее олигархов, — тоже. А, во-вторых, Зеленскму сейчас не до своих избирателей, он с маниакальной последовательностью неофита борется за симпатии 24,45%, то есть тех самых националистов, которые его ненавидят, которые голосовали поэтому за Порошенко, и ненавидеть будут его и дальше, презирая за слабость и политическую неуверенность.
Вообще любой избиратель неблагодарен и требует не потакания, а проявления силы. Особенно в тех случаях, когда ему что-то пообещали. А избиратели Зеленского верят, что он им обещал мир, полные холодильники и низкие тарифы.
Отношения с США
На первый взгляд всё нормально — США вроде бы довольны результатами выборов. Их устраивал Порошенко, их устраивает Зеленский, причём Зеленский даже больше.
Вроде бы карт-бланш есть, можно действовать, прислушиваясь к советам и иногда спрашивая разрешение что-то сделать (американцы это любят, хотя на словах не одобряют).
На самом же деле всё намного хуже. Администрация Порошенко уже влипла в историю с вмешательством во внутренние дела США. Сначала казалось, что Порошенко выкрутился за счёт прямых взяток, оказав помощь Трампу в выполнении предвыборных обещаний (рекордно низкий уровень безработицы в США — это среди прочего американский уголь и американские тепловозы для Украины).
Но оказалось, что никто ничего не забыл, и никто ничего не простил. И Трамп намерен использовать «украинагейт» для борьбы со своими политическими противниками в Штатах, прежде всего с Байденом.
И Зеленскому тут надо бы найти своё место и поставить себя в определённую позицию. И он себя ставит.
Вот, например, Волкер прямо поддержал на выборах Порошенко, а Зеленский после выборов с ним не встретился. И не поинтересовался публично, а удобно ли господину Волкеру с ним общаться после всего, что между ними было?
Или, вот, Джулиани (бывший мэр Нью-Йорка и нынешний советник Трампа) отказался встречаться с Зеленским, потому что у него не те люди в окружении. Это притом что более проамериканского деятеля, чем Лещенко, найти трудно, и притом что членом команды Зеленского он не является. Была реакция? Не было…
А из этого и формируется представление о личности нового украинского президента. Но дело-то даже не в этом, а в том, что Украина оказывается разменной монетой в американских внутриполитических играх.
«Русский вопрос»
Россия, даже не дожидаясь результатов президентских выборов, начала менять стратегию в украинском направлении.
Ключевым моментом тут, конечно, стало начало давно ожидавшегося упрощения процедуры предоставления российского гражданства жителям Донбасса. Работа эта длинная, и тут много подводных камней. Но это реальный шаг к изменению российской политики в отношении Украины. Причём меняется сама стратегия.
Во-первых, может быть, и рано говорить о том, что стратегия меняется с реактивной на проактивную, но совершенно очевидно, что Россия не стала дожидаться провоцирующих действий со стороны Зеленского, отреагировав на его провоцирующие слова.
Во-вторых, вновь активизировались разговоры о грядущей встрече Трампа с Путиным, на которой будет обсуждаться в том числе и украинский вопрос. Причём в условиях, когда Трамп в основном придавил своих политических противников и продолжает их додавливать при помощи «украинагейта»… А это уже настоящий тектонический сдвиг, даже притом что оснований для торга за Украину в общем-то нет — США её не выпустят, а Россия на неё не претендует.
Выводы
В общем, Владимир Зеленский, ещё не став президентом, попал в сильнейший внутри- и внешнеполитический кризис, разрешать который придётся революционными методами.
Формально у него такая возможность есть — пресловутые 73%, на которые можно опереться. Но в том-то и дело, что, подобно всем своим предшественникам, он хочет опираться не на большинство, а на меньшинство… И поэтому обречен (если не сменит тактику) на провал.