Как известно, Остап Бендер знал четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения — и уже в те времена среди них значился высокодоходный жанр современного новаторского искусства. Сын турецкого подданного продемонстрировал это во время плавания на агитационном пароходе — когда, действуя в творческом тандеме с Кисой Воробьяниновым, нарисовал авангардистский плакат с изображением сеятеля, разбрасывающего облигации госзайма.
Однако великий комбинатор наверняка умер бы от зависти, если бы узнал, что провернули в этом году на 58-й Венецианской биеннале его украинские наследники — спровоцировав смешной и стыдный скандал, над которым потешается околохудожественная тусовка Европы.
Биеннале в городе на каналах является одной из самых престижных международных художественных выставок, которая проводится начиная с 1895 года. В наши дни на этом форуме презентуются новейшие тренды и тенденции современного искусства — как правило, с высокопарными претензиями на социальную актуальность. К примеру, в нынешнем году там было представлено судно, затонувшее в водах Средиземного моря вместе с мигрантами — чтобы передовая общественность смогла сделать не его фоне снимки для инстаграма.
«Вот она Венецианская биеннале, что говорится, in a nutshell — откормленная самодовольная рожа, делающая селфи на фоне могильника утонувших беженцев. Надеюсь, судно с сомалийскими пиратами однажды причалит в эту гавань безжизненного буржуазного досуга, и устроит этим циничным свиньям очередной перфоманс», — написал об этом украинский художник-политбеженец Анатолий Ульянов.
И действительно: современное искусство остается красочным развлечением для богатых — несмотря на ритуальное заигрывание с антирасистской тематикой и постоянные спекуляции вокруг социальной трагедии жителей Третьего мира. «Так много черных лиц на стенах, пожалуй, не было никогда. На этом фоне особенно бросается в глаза катастрофически низкий процент таких лиц среди посетителей биеннале. Это биеннале о черных, но не для черных. Богатые белые люди предпочитают видеть чужие проблемы на красивых декоративных картинках», — справедливо констатировала этот факт куратор Алиса Ложкина.
Критики достаточно справедливо указывают на то, что главная международная выставка современного искусства давно представляет собой коммерческий рынок с многомиллионными оборотами и солидным бюджетом, который позволяет зарабатывать на жизнь целой прослойке людей, подчас весьма далеких от настоящей культуры и подлинного искусства.
Это блестяще демонстрирует пример современных украинских художников, пообещавших представить в Венеции амбициозный проект под названием «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини». В нем планировали задействовать гигантский самолет Ан-225 «Мрия», который впервые поднялся в воздух тридцать лет назад, в декабре 1988 года, и уже в первом полете поставил сразу сто десять мировых рекордов. Он был специально разработан в рамках военно-космической программы, как летающая стартовая площадка для челноков типа «Буран», и над созданием уникального самолета работали предприятия всего Советского Союза — от Киева до Ульяновска и Ташкента. Однако после распада СССР эту машину пытаются представить достижением давно зачахшего украинского авиапрома, хотя ее использование ограничивается участием в авиашоу и коммерческими доставками сверхтяжелых грузов, за счет которого кое-как выживает сейчас «Антонов».
Украинские кураторы планировали зафрахтовать «Мрию» для полета над итальянским городом, чтобы она символически бросила свою тень на европейскую землю. При этом на борту самолета должен был находиться жесткий диск с ценной информацией об украинских художниках. Организаторы мегаперформанса видели в этом множество знаковых смыслов, без устали рассказывая о них развесившей уши публике. И настойчиво выбивали у государства деньги на свой проект, представляя его критически важным для нищей, погрязшей в долгах страны.
В итоге украинские власти выделили на эту очевидную аферу 6,5 миллиона гривен — только для того, чтобы оплатить несколько секунд полета над лагунами и городскими садами Венеции. А еще 2,6 миллиона гривен обеспечили спонсоры, предоставившие авторам идеи щедрые гранты, поскольку поддержка украинского участия в биеннале давно стала модой среди представителей украинского олигархата — обокравших народ жуликов, которые желают предстать перед общественностью в качестве прогрессивных деятелей и щедрых просвещенных меценатов.
Дополнительную рекламу проекту сделал президент Петр Порошенко, который активно пиарился на нем в ходе своей предвыборной кампании. По его мнению, этот специфический полет советского самолета должен был сказать очередное «остаточне «прощавай!» Москве — которая, в общем-то, и санкционировала когда-то его создание.
«Украинское искусство устало быть в тени. Устало прорываться к солнцу сквозь запреты и смех. Сквозь ссылки и казни. Именно в стремлении вырваться из тени, выбраться на свежий воздух Хвылевой провозгласил свой манифест: «Прочь от Москвы, даешь Европу!». Настало время выходить из тени. Утро. 9 мая. Венеция. Европа. Запомните. Это время и место для старта смелого, амбициозного, мощного художественного проекта «Падающая тень «Мрії» на сады Джардини», в котором Украина возьмет новую высоту. Самолет «Мрія» с информацией об украинских художниках и художницах на борту пролетит над Венецией. Так украинское искусство мощно заявит о себе на 58-й Венецианской биеннале современного искусства», — написал президент Порошенко на своей официальной странице в Фейсбуке, чтобы сообщить нации об очередной выдающейся перемоге.
Увы, но она, как всегда, обернулась позорной зрадой. Уже в марте, когда писались вдохновенные строки Петра Порошенко, по арт-тусовке поползли упорные слухи о том, что «Антонов» не собирается гонять уникальный борт над Венецией — мотивируя это тем, что самолет проходит сейчс техническую проверку. Больше того — как оказалось, никто не озаботился своевременным получением разрешения на полет, что превращало его идею в самый обыкновенный блеф.
Однако остапы бендеры от современного украинского искусства до последнего скрывали от общественности эту неприятную правду. «В нас боролись художник и гражданин. Если бы мы сказали всем, что «Мрия» не полетит, нам бы ответили: «Какой ужас! Проекта не будет. Катастрофа». Наша художественная позиция от этого бы сильно пострадала. Мы до последнего, в агонии пытались что-то сделать, чтобы она полетела», — передает их душевные терзания художник Павел Ковач. Хотя вполне очевидно, что за этой гражданственной риторикой скрывается банальное надувательство — поскольку судьба выделенных на фейковый полет миллионов до сих пор покрыта романтическим мраком.
«Граница между игрой и обманом часто не очевидна, тем более в современном искусстве, но это тот самый случай, когда ее легко осознать», — написала из Венеции критик Аксинья Курина. Не секрет, что вокруг украинских арт-проектов давно сформирована разветвленная структура откатов и взяток, которая в общем и стимулирует создание высосанных из пальца проектов. И, согласитесь, умение заработать на несуществующей тени тоже представляет собой подлинное искусство — только другого, своеобразного жанра, который, опять-таки, отсылает нас к произведениям Евгения Петрова и Ильи Ильфа.
Впрочем, честь современного украинского искусства была по итогам успешно спасена. В качестве компенсации за так и не пролетевшую «Мрию» украинские художники представили европейской публике вечеринку под звучным названием EBИNNALE. «Посреди церкви стояла огромная надувная конструкция из трехметровых хуев и огромных грудей… Бритоголовые охранники в черных строгих костюмах отгоняли напившихся бесплатным просекко роковых женщин на шпильках… Поразительно, что современное украинское искусство может так, привык уже, что в основном это голодающие революционеры с горящим взглядом Надежды Савченко и запахом ацетона изо рта или какие-то корявые, кособокие люди, пытающиеся продать за арт-хаус какую-нибудь унылую чушь. А здесь просто оргия. В церкви X века, на берегу лагуны!» — с некоторой завистью рассказывает о ней российский художник Дмитрий Боченков, явно затосковавший по веселым российским девяностым, с обильными кутежами у «новых русских».
Остальные посетители EBИNNALE охотно публиковали фотографии полуголых украинских моделей, которые в очередной раз продемонстрировали европейцам потенциальные возможности одного из главных направлений украинской экспортной индустрии.
Конечно, все это дает обильную пищу для черного юмора и отборного стеба. Современная Украина существует сейчас в классическом режиме «пир во время чумы». И вместо настоящей культуры, вместо честного социального искусства с правдой о нищете, миграции, войне и фашизме, в котором остро нуждается сегодня страна, мы видим веселую пирушку ограбивших ее мародеров. Они годами паразитируют на достижениях тысячу раз проклятого ими совка и демонстративно показывают фаллос миллионам своих сограждан, которые выезжают в Европу только на заработки.
Жалкая тень прежней Украины, где создавались уникальные ракеты и самолеты, вместе с талантливыми картинами, хорошим кино и замечательными образцами монументального искусства, доступными для всех и для каждого — которые разрушаются сейчас в рамках ползучей декоммунизации или банальной коммерческой застройки. Как раз во время биеннале в Прилуках снесли замечательную мозаику советского художника Семена Кантура. На ее реставрацию не нашлось даже копейки.