Собственно, именно существенное изменение политического спектра, которое происходит на протяжении последних месяцев, не даёт оснований серьёзно относиться к результатам социологических исследований — они дают количественные данные к картине, которая описывает вчерашний день. В полном соответствии с известной миниатюрой Жванецкого: вчера были большие по пять, а сегодня маленькие — по три. Выбирай…
Есть и другие факторы, которые вызывают вопросы. Например — по какому закону будут проходить выборы? В случае досрочных выборов сохраняется нынешний закон, предполагающий смешанную систему (половина депутатов избирается в одномандатных округах). В случае очередных выборов Рада ещё может принять новый закон с пропорциональной системой. В зависимости от закона состав участников также будет меняться. Например, при сохранении смешанной системы некоторые партии с неустойчивым рейтингом, но сильными мажоритарщиками («Возрождение», например) могут отказаться от выдвижения своего списка или выдвинут его чисто формально.
Попытаемся прикинуть судьбу некоторых политических проектов и представить себе политический ландшафт Украины накануне парламентских выборов.
1. «Слуга народа»
Партия избранного президента имеет наивысший рейтинг (примерно втрое меньший, чем рейтинг Зеленского в данных ЦИК), но за ним не стоит ничего, кроме регистрационных документов. Пока даже непонятно, кто её возглавит и из кого будет состоять её список. Не говоря об отсутствии организационной структуры.
Владимир Александрович очень самонадеянный человек, если полагает, что эта партия будет выражать его позицию. Скорее всего, она будет выражать позицию пула политических игроков, которые получат доступ к ее комплектованию (украинские олигархи, посольство США, партии — доноры организационных структур и т.п.).
Кстати, желающих поддержать президентский проект организационно может быть много. Среди потенциальных помощников могут оказаться «Возрождение» Виктора Бондаря (его участие в выборах подкосило и без того невысокий рейтинг партии), «Самопомощь» Андрея Садового, «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко…
В общем, прежде чем рисовать рейтинги, надо понять, что это вообще будет за партия. Пока что рейтинг «СН» — отражение рейтинга Владимира Зеленского в новой реальности, когда нет необходимости делать выбор между ним и Порошенко.
2. БПП
Пётр Порошенко намерен объединить вокруг себя все «патриотические силы» и сохранить полученные им мифические «25%» (это 15% от общего числа избирателей, причём часть из них — плод фальсификаций).
Однако БПП в своём нынешнем состоянии уже не существует.
Во-первых, заявил о намерении участвовать в выборах самостоятельно Виталий Кличко со своим УДАРом, структуры которого в основном сохранились. Учитывая, что в 2014 году УДАР стал основной структурирования БПП, его выход — сильный удар по политическим перспективам проекта Порошенко.
Во-вторых, в самостоятельное политическое плавание уходит премьер Владимир Гройсман. Он, правда, с жёсткими заявлениями не выступал, но самостоятельная игра заметна уже давно. Уже и партия есть — «Винницкая европейская стратегия». Хотя вряд ли Гройсман, имеющий определённый рейтинг, пойдёт под столь сомнительным брендом.
В-третьих, аннулируется админресурсная составляющая партии. Насколько она после этого «похудеет» — трудно себе представить.
В-четвёртых, непонятна позиция поддержавших партию региональных элит. Некоторые из них, вроде житомирского «гаражного кооператива», кажется, прочно связали себя с ещё действующим президентом и имеют опыт работы в оппозиции. Но значит ли это, что они останутся именно в проекте Порошенко? Им есть чем торговать…
В общем, что останется в партии Порошенко, кроме группы старых боевых товарищей (вроде Кононенко и Герасимова) и кучки «порохоботов» — сказать трудно.
Привлечь же новых партнёров (в их числе называют, обычно «Радикальную партию» Олега Ляшко, «Силу и честь» Игоря Смешко и т.п.) будет очень сложно, поскольку в стране осталось мало людей, которых Порошенко не «кинул» и ещё меньше тех, кто не отдают себе отчёт относительно того, насколько он токсичен. Ситуацию может исправить прямое одобрение со стороны США, но будет ли оно?
3. «Народный фронт»
Рейтинг НФ давно уже плавает в районе статистической погрешности. Единственным шансом для партии было договориться о совместном участии в выборах с БПП при условии сохранения Порошенко на посту президента. Однако договориться о едином списке не удалось, а Порошенко уже не президент.
Ко всему прочему, НФ уже зримо разделился на две части — яценюковскую и аваковскую.
С Яценюком всё понятно — ему действительно некуда больше деваться, кроме как объединяться с Порошенко. Яценюк сможет протащить нескольких человек в список БПП, но какая от этого польза будет Порошенко? Разве что в порядке демонстрации единства, но вопрос о сотрудничестве БПП и НФ имеет столь длинную историю, что никто такое объединение всерьёз не воспримет.
Арсен Аваков имеет сейчас большой политический вес, но вес этот обусловлен его нахождением на посту министра внутренних дел. Сейчас он, вероятно, пытается сторговаться с Зеленским относительно сохранения за собой этого поста и есть основание полагать, что у него это получится — вон и Коломойский за него хлопочет…
Впрочем, Аваков в любом случае не пойдёт на поклон к Порошенко — слишком уж они радикально разошлись.
4. «Оппозиционный блок»
«Оппозиционный блок» как партия прекратил существование ещё до президентских выборов.
Теперь отдельно существуют «Оппозиционный блок» Вилкула-Новинского, ориентированный на Ахметова, и «Оппозиционная платформа — За жизнь» Бойко-Медведчука.
Судя по результатам выборов, в которых принимали участие кандидаты от обеих партий, у проекта Медведчука потенциал выше. Даже в родной для Вилкула Днепропетровской области Бойко получил лучший результат (12,3% против 10,9%). Исходя из полученной кандидатами поддержки избирателей, можно ожидать, что «Оппоблок» в следующую Раду не попадёт.
Резюме
Даже притом, что далеко не все перечисленные партийные проекты пойдут на выборы самостоятельно, очевидно, что политический ландшафт будет совсем другой, чем на выборах-2014 и даже на прошедших президентских выборах. Картина будет гораздо более пёстрой, а расстановка сил в Раде — более непонятной. Даже ожидаемо большая фракция «Слуги народа» будет, по-видимому, трудноуправляемой, а скорее всего — изначально расколотой на группы влияния.