- Алексей Валерьевич, на ваш взгляд, действительно ли ЦИК затягивал с оглашением итогов голосования? Если да, зачем это делалось?
— Я не вижу особого затягивания со стороны ЦИК. Дату инаугурации определяет Верховная Рада — не только после того, как ЦИК составил протокол, на что по закону положено 10 дней, но и после публикации в «Голосе Украины» или в «Правительственном курьере», на что отводится еще три дня.
Рада завершала пленарную неделю в пятницу, через пять дней после выборов. Понятно, что опубликовать его за 5 дней в официальной прессе было бы слишком быстро по украинским меркам.
Я допускаю, что ЦИК мог бы работать быстрее. Но даже если бы это было опубликовано в понедельник или в субботу, Рада не собралась бы, прервав каникулы. Будет затягивание или нет, будет зависеть от парламента.
Раньше парламент никогда не тормозил инаугурацию. Наоборот, в 2010 году после победы Виктора Януковича она [Рада] даже поменяла график своих пленарных заседаний, чтобы ускорить эту церемонию.
В данном случае Рада не соберется, тем более что сейчас майские каникулы. А 14-го числа будем смотреть. В принципе, у нее есть техническая возможность назначить инаугурацию раньше. Можно уже сейчас начать переговоры и консультации, потому что по законодательству Рада назначает это по согласованию с президентом.
Но проблема даже не в самом затягивании. Я пока в принципе не вижу у Зеленского какого-то лобби в парламенте. Рада выступает против него мощной корпорацией. Роспуск Рады будет обречен на провал.
- Останутся ли у нового президента юридические возможности распустить Верховную Раду?
— Есть очевидный дедлайн для всех — 27 мая, потому что Рада вступила в должность 27 ноября. Есть цифры, которые приводит Андрей Портнов и другие, которые говорят, что надо отcчитывать от предельно возможных сроков вступления в должность Рады следующего созыва. Я считаю это натяжкой.
Но у нас непонятно, есть коалиция или ее нет. Зеленский может действовать, исходя из того, что если Рада скрывает численность коалиции и ее персональный состав, не реагируя на решение судов и запросы СМИ, значит, коалиции нет.
Тем более что, не вводя в регламент положение о коалиции, Рада тем самым сохраняет наследие Януковича, так как все положения о коалиции исчезли в 2010 году, когда была отменена политическая реформа, и после ее восстановления в результате победы Евромайдана регламент восстанавливать не стали.
Если бы сейчас десяток-другой депутатов из БПП или «Народного фронта» заявил о выходе из коалиции, то было бы ясно, что коалиции нет. Было бы очевидно ее реальное отсутствие.
Вот какой еще ход могут сделать его противники. Но как только сейчас разговор о роспуске парламента войдет в практическую плоскость, то какая-нибудь «Самопомощь» вернется в состав коалиции, и вопрос будет снят.
- Будут ли дальше оппоненты Зеленского предпринимать еще какие-то попытки, чтобы помешать ему занять пост президента?
— Рада хочет показать, что Зеленский слаб и не имеет реальных возможностей. Но у Рады с Кабмином и так достаточно полномочий, чтобы игнорировать президента. Думаю, что с их стороны нецелесообразно перегибать палку.