Первыми, как обычно, голосовать пришли пенсионеры. В 10 утра к школе в спальном районе столицы неспешно, опираясь на палочки или на руку своих уже пожилых детей, шли старики. На крыльце перед несколькими крутыми ступенями остановились отдышаться мать с дочерью.
Уже буквально на финишной прямой перед избирательной урной они продолжали негромко спорить друг с другом. Дочь собиралась голосовать за Владимира Зеленского, а мать — за Петра Порошенко.
- Может, ты еще передумаешь? — мягко увещевала старушка.
- Мам, давай уже оставим эту тему. Ты лучше скажи, как мы галочки ставить будем, так быстро собирались, что обе забыли очки, — отвечала дочь.
- Чай, не перепутаем. Бюллетень короткий, твой кандидат — верхний, мой — нижний.
И они потихоньку начали подниматься на школьное крыльцо. Чтобы дойти до своего участка, им еще предстояло подняться на второй этаж, и они решили не тратить силы на бесполезные споры.
Полиции, в отличие от первого тура, на участке было очень мало. Сначала даже показалось, что охраны нет вообще. Но на первом этаже под стеночкой были замечены две девушки — полицейские, которые пристально наблюдали за порядком у кабинок.
Внутри по узким школьным коридорам с прижатым к уху телефоном метался тощий парень — не мог найти свой участок. Видимо, первый тур выборов он проигнорировал, а сейчас решил исполнить свой гражданский долг. И тут ему понадобилась помощь друга — именно по телефону, игнорируя таблички с указателями, молодой человек получал инструкции, куда именно ему идти голосовать.
Возле стола главы избирательной комиссии громко возмущалась молодая особа — ее не оказалось в списках. Девушке вежливо назвали адрес, где ей смогут помочь, оправдываясь тем, что вины комиссии здесь нет.
- Ух, я сейчас пойду и устрою там скандалище! — пригрозила, помахав кулачком с хищным маникюром перед носом у сидящих за столом, обделённая избирательница.
В этот раз голосующие не задерживались в кабинках надолго, похоже, что все определились с выбором заранее. Бюллетени в урны опускали, даже не сгибая пополам. Поэтому наблюдатели то и дело просили фотографирующихся снимать так, чтобы в кадре не было видно, напротив какой именно фамилии поставлена галочка. Но прозрачные урны позволяли разглядеть, что множество бюллетеней помечены галочкой напротив фамилии Зеленского. Бросился в глаза листок за Порошенко, где напротив фамилии действующего президента избиратель вывел не скромную легкую галочку, а жирный крест.
К полудню у школы стало многолюднее. Многие совмещали полезное с приятным. Тетеньки в платочках несли в руках ветки вербы — выборы совпали с Вербным воскресеньем. То ли уже вернулись со службы, то ли собирались в церковь после голосования.
К школе лихо подкатила троица велосипедистов. Припарковав железных коней у крыльца и вверив их мальчишке с кудлатой собачонкой, молодые люди поспешили исполнить свой гражданский долг. Детишки на самокатах, поджидая бабушек-мам-пап, нарезали круги в школьном дворе. За ними бегал резвый трехлетний малыш, и родители никак не могли его поймать, чтобы добраться до избирательной урны.
- Не хочет, чтобы президент в стране поменялся, видимо, его всё устраивает, — пошутил отец, но родители на поводу у несмышленыша не пошли и решили голосовать по очереди.
Несмотря на призыв лидера группы «Океан Ельзи» Святослава Вакарчука явиться на выборы в вышиванках, люди были одеты в плащи и куртки. Сейчас в Киеве вовсю цветут вишни и уже начинает благоухать черемуха, но пока прохладно. Поэтому настоящий фурор вызвала молодая пара с ребенком, пришедшая голосовать в национальных вышитых рубахах (правда, малыша раздевать не стали, и он был в комбинезончике).
- Вы послушались Вакарчука и поэтому надели вышиванки?
- Да, я читала Вакарчука, но дело не в нем. Я сама из Львова и всегда так голосую, — отвечала молодая красавица, одетая в роскошную вышитую вручную, а не в китайский эрзац, льняную рубаху. — У нас во Львове выборы — это праздник, поэтому мы и одеты в праздничную одежду. И мы голосуем за Порошенко, и надеемся, что так будет во всей стране.
К слову, народ охотно говорил, за кого именно отдал голос, и девушке, проводившей экзитпол, скучать не приходилось — даже в очередь к ней выстраивались.
- За кого больше? — интересовались у нее самые нетерпеливые. — Как голосуют?
- Трудно сказать, я не вижу результатов своего опроса.
- А по ощущениям?
- И за Порошенко, и за Зеленского голосуют. Может быть, за Зеленского чуть больше.
К двум пополудни на этом избирательном участке в прозрачных урнах можно было рассмотреть, что бюллетеней за Порошенко стало значительно больше.
На выходе из участка преклонных лет супружеская пара мертвой хваткой вцепилась в мужчину в очках, который сказал социологу, что проголосовал за Зеленского.
- Вижу, что лицо у вас интеллигентное, значит, разбираться должны. Как вы можете? Я по роду деятельности аналитик, значит, могу все четко по полочкам разложить. С Зеленским нас ждет дефолт, мы вернемся в Советский Союз, присоединимся к России, — вещала женщина, крепко держа оппонента за рукав куртки.
- Господи, ну почему? Какой дефолт? Это тут при чем? — недоумевал гражданин.
- А МВФ? «Зе» же не сможет с кредиторами переговоры вести! Он абсолютно некомпетентен!
- Да ему и не придётся, — снисходительно улыбнулся мужчина.
- Но Порошенко же с МВФ договорился!
- Вы, аналитик, уверены, что это в зоне ответственности президента? Может, это дело правительства и Нацбанка? А правительство у нас избирается парламентом…
- Ах так! Да вы же выбрали кота в мешке! — возмутилась сторонница действующего президента.
Дальше в ход пошли аргументы, услышанные от Порошенко на дебатах и широко растиражированные так называемыми «порохоботами» в соцсети. Сторонник Зеленского молча улыбнулся, пожал плечами и поспешил ретироваться.
- Вот через год вы меня вспомните! Вы пожалеете! Будьте вы прокляты! — кричала ему в спину разошедшаяся не на шутку дама.
Из школы выходили все новые и новые люди. Одна из молодых мам, опасливо покосившись на бушевавшую сторонницу действующего президента, все же ответила на вопрос социолога.
- Мне 30 лет. Я проголосовала за Зеленского, — и посмотрела на дочь. — Мы проголосовали за новое счастливое будущее.