На сайте украинского посольства объявление о том, где можно проголосовать во втором туре, надежно спрятано среди самых обыденных новостей (интересно, что русской версии на сайте и вовсе нет). Такое ощущение, что в воскресенье, 21 апреля, пройдет рядовое событие, в котором украинцам не надо принимать никакого участия.
Не дышишь? А так дышал хорошо!
То, что происходит сейчас, и то, что было за несколько дней до первого тура президентских выборов, — просто две огромнейшие разницы. За неделю до 31 марта перед украинскими гражданами, проживающими в Молдавии (3 тысячи) и Приднестровье (50 тысяч) разве что гопак не танцевали. Транспорт бесплатный обещали организовать в посольство в Кишинев и в консульство в Бельцы. Еще и приплатить обещались — по 40 долларов в одни руки.
Понятно, что такие энергичные танцы были согласованы на самом высоком уровне. В столице Молдавии добро на предвыборные телодвижения дал по сути хозяин страны Влад Плахотнюк (его с Петром Порошенко связывают многочисленные бизнес-интересы), а в Тирасполе решение «помочь соседям» принимали в компании «Шериф», руководство которой контролирует все финансовые потоки в регионе (естественно, не даром — Украина за сутки до выборов 31 марта сняла санкции с Молдавского металлургического завода — основного поставщика «живой» валюты в Приднестровье).
Однако уже в день выборов вдруг выяснилось, что никто никуда украинских граждан, проживающих в Молдавии и Приднестровье, подвозить не собирается. Тем более им что-то платить. Можно долго рассуждать о том, что стало истинной причиной приостановки такой масштабной операции, но, по мнению местных наблюдателей, главную роль сыграли данные социологического опроса, проведённого в Приднестровье и опубликованного 30 марта. В нем Украина называлась главным врагом приднестровского народа. Ну и понятно, с чьей личностью этот «враг» больше всего ассоциировался.
Предчувствие киевских властей не подвело: в результате в первом туре при проголосовавших ничтожных 1145 избирателях победу одержал пророссийский кандидат Юрий Бойко, набравший 35,54 процента голосов. Что там набрал Петр Порошенко, даже оглашать не стали, но, судя по всему, выводы сделали весьма серьезные.
Эти-то выводы и повлекли за собой полную, почти гнетущую, тишину во всем, что касается грядущих выборов. Есть подозрение, что распоряжение «Не высовываться!» получили все регионы, где Петр Алексеевич серьезно проиграл в первом туре. Что, согласитесь, логично.
Доживем до понедельника
Попытки узнать в посольстве Украины подробности воскресного голосования натыкались на полное безразличие тамошней пресс-службы.
«Нет, мы не можем вас аккредитовать, этим занимается только ЦИК Украины!» — таков был ответ представителям СМИ.
Но, как говорится, мы не привыкли отступать и позвонили в Киев. В Центральной избирательной комиссии были несказанно удивлены самой постановкой вопроса, объяснив, что журналистам не нужна никакая аккредитация, что удостоверения вполне достаточно.
Как только девушка из пресс-службы услышала про звонок в ЦИК, связь самым чудесным образом оборвалась, а после трубочку больше никто не брал. Все остальные сотрудники посольства «перекидывали» исключительно на пресс-службу, которая — правильно! — перестала отвечать на звонки.
Это еще раз подтверждает, что посольским дано указание производить как можно меньше шума с «этими выборами», учитывая, что потенциальный избиратель в большинстве своем отдаст голоса вовсе не за Порошенко. Можно только представить себе, какие препоны будут создаваться тем, кто придет на участки для голосования 21 апреля.
А сегодня создается впечатление, что сотрудники посольства Украины в Молдавии просто мечтают о том, чтобы выборы президента отменились бы вместе со всеми проблемами их проведения на вверенной дипломатам территории. Да и вообще поскорее бы наступил понедельник, наверняка мечтают они, глядя на раскаленные телефоны.
* От редакции. В самой Молдавии, как сказано в статье ниже, проживает около 3 тысяч украинцев и около 50 тысяч — в Приднестровье. Автор рассматривает Молдавию и Приднестровье как единое государство.