Повышение цены на автогаз для украинских потребителей — удар ощутимый, поскольку Украина входит в десятку крупнейших мировых потребителей сжиженного газа в качестве моторного топлива.
С 2017 года продажи пропан-бутана на украинских заправках превысили объем реализации бензина. А газобаллонное оборудование установлено примерно на 3 миллиона легковых автомобилей.
Ценовые качели
В октябре 2018 года цена на автогаз на украинских АЗС достигла рекордных 16,99 грн (42,6 руб.) за литр. Но начиная с ноября 2018 года автогаз в украинском опте и рознице дешевел вплоть до конца февраля 2019 года. За этот период цены на заправках упали почти на 6 грн/л (15 руб./л).
В феврале пропан-бутан продавался на заправках в 2,7 раза дешевле, чем бензин А-95. Стоит отметить, что для водителей рентабельность установки газобаллонного оборудования сохраняется, если цена на автогаз не превышает 50% от стоимости бензина марки А-95.
С конца февраля цены на сжиженный нефтяной газ на Украине вновь стали расти.
По мнению экспертов, причина снижения цен крылась в сезонности потребления автогаза. Из-за низкого спроса в зимний период на рынке сформировались излишки топлива, которые и сдерживали рост цен. Эти излишки исчерпались лишь в начале марта. Но, в отличие от рынка бензиново-дизельного топлива, источников поставок сжиженного нефтяного газа не так уж и много. Ажиотажный спрос привел к тому, что в оптовом сегменте рынке только за две недели цены выросли на 22%.
В отличие от рынка жидкого топлива, рынок автогаза имеет два ключевых фактора, которые влияют на ценообразование.
«Первый — это уровень конкуренции. На рынке бензина и дизельного топлива конкуренция очень высокая, причем компании конкурируют не столько ценами на стелах АЗС, сколько программами лояльности, предоставляя своим клиентам скидки.
На рынке автогаза уровень конкуренции не настолько высок, поскольку ресурс поставляется ограниченным количеством производителей. Около 30% — это отечественные производители. И около 70% импорта из трех основных источников — из России (40%), Беларуси (40%) и Казахстана (20%). Плюс этот рынок характеризуется еще и большим количеством "серой массы" — этих подзаборных АЗС. И такое количество серого рынка приводит к тому, что, например, данные Госстата об объемах потребления сжиженного нефтяного газа отличаются от реальных на 70-80%», — рассказал на пресс-конференции в Киеве директор спецпроектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Кроме того, как мы уже отметили, на рынке автогаза наблюдается ярко выраженная ценовая сезонность.
«Спрос на этот ресурс (а это спрос, в основном, со стороны не очень богатых автовладельцев) зимой гораздо ниже, чем летом. Поэтому сжиженный нефтяной газ всегда зимой стоит дешевле, чем летом. И соотношение между стоимостью сжиженного нефтяного газа и бензина составляет зимой около 35-40%, тогда как летом — 45-50%, а иногда и 55%», — пояснил Рябцев.
Дойная корова для государства
Учитывая недостаточно высокий уровень конкуренции, большое количество «серых» АЗС и отсутствие контроля государства, стимулов для поддержания стабильных цен на автогаз на Украине нет.
«А раз стимулов нет, то участники рынка вольны самостоятельно устанавливать стоимость сжиженного нефтяного газа в зависимости от уровня спроса. Поэтому подорожание этого ресурса сейчас никоим образом не обусловлено ни курсом гривны, ни стоимостью нефти на мировом рынке, ни стоимостью нефтепродуктов на границе Украины.
Цена определяется теми особенностями на рынке автогаза, которые сформировались на протяжении последних нескольких лет», — пояснил Рябцев.
Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский уверен, что государство самоустранилось с рынка нефтепродуктов и автомобильного газа.
«Государство выполняет сугубо фискальную функцию, то есть использует рынок нефтепродуктов и автогаза точно так же, как оно использует любую другую отрасль Украины — как дойную корову, как источник наполнения бюджета. Больше никакой регулирующей функции государство выполнять не хочет либо не может.
По разным регионам доля теневого рынка, в том числе и автогаза, колеблется от 20 до 50 процентов. Первый вопрос: почему государство не выполняет свою контролирующую функцию с точки зрения защиты потребителя, защиты честной конкуренции на рынке, а также увеличения доходов бюджета от уплаты соответствующих налоговых поступлений и таможенных сборов? Этот вопрос остается открытым», — сообщил Землянский.
Кроме того, по мнению эксперта, также остается открытым вопрос, почему государство самоустраняется с рынка нефтепродуктов и автомобильного газа в условиях ценовых скачков.
«Государство абсолютно спокойно может использовать изменение ставки на акциз либо изменение таможенных платежей для урегулирования ситуации на внутреннем рынке, сохранения уровня потребления и, собственно говоря, стабилизации социально-экономической ситуации.
Кроме того, почему государство не выкупает объемы ресурса во время ценовых снижений, которыми впоследствии может оперировать на внутреннем рынке для стабилизации цен? Это возможно, и для этого есть необходимые инструменты», — подчеркнул Землянский.
Как отметил эксперт, государство сегодня абсолютно не взаимодействует с игроками рынка нефтепродуктов.
«Рынок — это дорога с двусторонним движением, где государство выполняет регулирующую функцию в том числе. Но государство самоустранилось, поэтому украинский рынок нефтепродуктов находится в условиях дикого капитализма, где государство рассматривает его исключительно как финансовый ресурс и коррупционный ресурс (судя по теневой схеме появления автозаправочных комплексов); с другой стороны, это нерегулируемый рынок, на котором игроки определяют условия игры.
Если государство не включится в этот процесс, причем как равноправный партнер и регулятор, я боюсь, что ничего кардинально не изменится», — сказал эксперт.
Будет дорожать
А пока что водителям следует готовиться к повышению цен на автогаз на заправках до 12,00-12,50 грн (24,4—30,5 руб.) за литр.
«Думаю, в ближайшие 2-3 недели автогаз подорожает на 1 грн (2,4 руб.) за литр, и это не будет новостью ни для потребителей, ни для операторов. Трагедии я здесь не вижу, сжиженный газ остается востребованным топливом», — рассказал гендиректор одной из украинских сетей АЗС Леонид Косянчук.
По мнению Косянчука, перспектива роста цены на топливо есть. Учитывая, что валютный курс является существенным фактором стоимости автомобильного топлива, предугадать, как именно изменится цена, невозможно. Тем более что вряд ли Национальный банк Украины сможет удержать стабильный курс после выборов президента.
«В целом ценовой прогноз на рынке нефтепродуктов можно сравнить с прогнозом погоды. Но только в этом случае прогноз погоды можно назвать точной наукой», — заключил Косянчук.