1. Подкуп избирателей
С 1 марта этого года по инициативе президента будет повышена пенсия чуть более чем на 500 грн. Изменения могут затронуть около 8,7 млн граждан. Для этого будет использовано 5 млрд гривен, полученных от растаможки «евроблях» — подержанных автомобилей с европейскими номерами. По словам Порошенко, до завершения льготного периода осталось 11 дней, текущие показатели, по его словам, значительно превышают те, которые прогнозировали эксперты при планировании поступлений в бюджет страны. Это дает возможность добавить средств тем, кто получает минимальную пенсию.
Впрочем, гарант украинской Конституции явно лукавит, ибо озаботился проблемами пенсионеров исключительно из-за выборов, поскольку пенсионеры — наиболее активная категория населения в электоральном плане. Ведь в 2015 и 2016 гг. индексация пенсий фактически не проводилась, несмотря на то что это было предусмотрено законом.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, слова Порошенко — ложь, поскольку Пенсионный фонд имеет громадный дефицит, а поступлений от «евроблях» категорически недостаточно ни для полноценной индексации, ни для закрытия бюджетной дыры.
«По официальным данным государственной налоговой службы Украины, количество «евробляхеров», легализовавших свои автомобили по льготному режиму, колеблется в районе 83 тысяч единиц. То есть общая сумма налоговых поступлений не превышает 1 млрд гривен. А дефицит Пенсионного фонда составляет 160 млрд гривен. То, что Порошенко заявил, что от растаможки «евроблях» уже сейчас в Пенсионный фонд поступило 5 млрд гривен (12,2 млрд руб.), — это он явно наврал», — прокомментировал ситуацию эксперт.
Он добавил, что указанная Порошенко сумма может быть получена, если со временем все «евробляхеры» заплатят за растаможку своих автомобилей. Но по сути речь идет о том, что президент с помощью Нацбанка включит печатный станок и будет осуществлять незаконную эмиссию гривны, за счет чего выплачивать «повышенные» пенсии. Последующие негативные эффекты для экономики в виде инфляции, возможного обвала курса гривны его мало волнуют.
Данную ситуацию нельзя трактовать иначе, как подкуп избирателей. «С помощью этой операции нельзя выиграть выборы, но дополнительно собрать около 5-10% голосов можно. На Украине пенсионеры активно голосуют. И сейчас многие пожилые люди примерно так будут рассуждать: «Вот, Порошенко пенсию нам увеличил, он хороший человек, надо за него голосовать». Это наша беда, когда бабушек можно купить подачкой», — заключил Охрименко.
2. Вброс бюллетеней
12 февраля ЦИК исключил территории неподконтрольного правительству Донбасса, а также Крыма, перешедшего под юрисдикцию России в результате референдума 2014 г., из списка регионов, где будут проводиться президентские выборы. По словам члена ЦИК Михаила Вербенского, принять участие в выборах смогут 12 из 21 избирательного округа Донецкой области, а также 6 из 11 округов Луганской. Кроме того, еще в конце прошлого года было принято решение о ликвидации всех избирательных участков, которые действовали на постоянной основе в РФ. Таким образом, миллионы граждан страны будут лишены права голоса.
«Проводить выборы на территории страны-агрессора и оккупанта является априори очень проблематичным шагом. В случае же с Россией это было бы еще и крайне рискованно. Надо быть неизлечимо наивным, чтобы поверить, что ФСБ и другие российские институты не станут влиять на украинские выборы», — объяснял этот шаг министр иностранных дел Украины Климкин. При этом 12 февраля на заседании Совета безопасности ООН было озвучено, что мониторинговая миссия ОБСЕ не обнаружила на территории непризнанных республик вооруженных сил РФ.
Но запрет на голосование на территории РФ, ДНР и ЛНР гражданам Украины — весьма на руку Петру Порошенко. В частности, в Государственном реестре избирателей насчитывается 35,6 млн человек. На предыдущих президентских выборах цифра была меньше — 34,6 млн. Учитывая смертность и массовый отъезд населения за границу, такой внезапный «прирост» миллиона избирателей говорит о подготовке масштабных фальсификаций выборов. Ведь ничто не помешает власти использовать голоса «мертвых душ», вбросив определенное количество бюллетеней. По оценкам главы избирательного штаба Анатолия Гриценко Николая Катеринчука, таких «избирателей» ныне около 1,5 млн, и они, или вернее от их имени, «проголосуют» за Порошенко.
3. Свои люди в избиркомах
Сложность при вбросе в избирательные урны сотен и тысяч (а по всей стране миллионов) избирательных бюллетеней с крестиком напротив фамилии Порошенко в том, что это надо сделать на глазах у членов избирательной комиссии и наблюдателей от кандидатов в президенты. А их несколько десятков человек.
Неспроста нынешние выборы являются рекордными по количеству кандидатов, большая часть которых на самом деле — «технические» проекты Банковой, то есть Администрации президента. Такие персонажи, как нардеп от «Блока Порошенко» Аркадий Корнацкий, экс-представитель Украины в Минской контактной группе Роман Бессмертный, скандальный глава Государственной фискальной службы Роман Насиров и другие спойлеры Порошенко, явно не могут рассчитывать на серьезный электоральный результат. Однако их присутствие в списке кандидатов необходимо для обеспечения преобладания представителей действующего президента в избирательных комиссиях. Потому что представители этих кандидатов на самом деле будут «работать» на Порошенко.
Протоколы избиркомов утверждаются простым арифметическим большинством голосов, поэтому представители конкурентов президента на выборах (наблюдатели, члены избирательных комиссий), оказавшись в меньшинстве, вряд ли смогут противостоять фальсификациям — просто потому, что их намного меньше.
Конечно, в этой ситуации могли бы противодействовать незаконным фальсификациям выборов представители правоохранительных структур. Но Генеральная прокуратура и СБУ полностью подчинены Порошенко. МВД сможет вмешаться только в случае откровенных «силовых разборок» на участках. Конечно, остается вариант оспаривать результаты в суде, но суды также зависимы от президентской вертикали власти. Именно их скрытому управлению со стороны Администрации президента были посвящены последние три года существования режима.
4. Применение административного ресурса
Еще одним козырем Порошенко в предвыборной борьбе является административный ресурс, который он успешно использует в своих целях. Конечно, невозможно заставить всех сотрудников бюджетной сферы проголосовать за президента. Но с их помощью можно легко обеспечить «массовку» на различных предвыборных мероприятиях либо на митингах против оппонентов.
Ярким примером здесь является кампания по томосу: в ноябре прошлого года в столицу активно в приказном порядке свозили врачей, учителей, работников сферы ЖКХ и районных администраций для демонстрации «огромного желания украинского народа к обретению «независимой» церкви».
История получила продолжение и в этом году, когда Порошенко фактически осуществлял предвыборную пропаганду за государственные деньги в рамках так называемого томос-тура. Известный журналист-расследователь Александр Дубинский распространил на своей странице в Facebook копию распоряжения волынского губернатора Александра Савченко, где значилась разнарядка для каждого района области по обеспечению участников встречи с Порошенко. Так, в документе говорилось, что из 16 районов должны приехать 2420 человек для участия в «празднично-обрядовом действе» на Театральной площади Луцка. Оплата проезда и питания бюджетников возлагалась на глав районных администраций.
5. Срыв мероприятий конкурентов с помощью подконтрольных радикалов
Ни для кого не секрет, что представители действующей власти, а особенно президент и его окружение, финансируют и используют в своих интересах различные национал-радикальные организации. Одной из таких является, например, неонацистская группировка С14, напрямую работающая на СБУ, о чем наше издание неоднократно писало ранее.
Сейчас их мобилизовали для того, чтобы они срывали агитационные мероприятия тех, кто является явными конкурентами Порошенко, — это Тимошенко, Зеленский и Гриценко. Так, в ноябре прошлого года в Одессе группа неизвестных напала на Гриценко и его сторонников перед помещением радиостанции, где у политика был запланирован эфир.
8 февраля во Львове люди спортивной внешности, называвшие себя ветеранами АТО, пытались не пустить Владимира Зеленского в местный Дворец культуры, где артист анонсировал концерт.
А день спустя произошел масштабный скандал с задержанием «активистов» полицией под названием «Ложись, Бандера». Это когда боевиков С14, вооруженных балончиками с газом и холодным оружием, полиция задержала за попытку помешать проведению митинга Юлии Тимошенко.
Безнаказанность радикалов уже не первый год становится объектом внимания авторитетных правозащитников. Недавно международная правозащитная организация Amnesty International в своем отчете констатировала, что радикалы создают в стране атмосферу страха, а власть бездействует.
«Украинские власти прямо не осуждают насилие, в то время как те, кто совершает его, продолжают пользоваться почти полной безнаказанностью. Более того, различные комментаторы обвиняли СМИ и блогеров в получении финансовой и другой поддержки от определенных представителей власти. Это способствовало созданию ощущения в обществе, что некоторые лица могут быть выше закона. В свою очередь, это оказывает пугающее воздействие на представителей гражданского общества Украины и препятствует их участию в публичных мероприятиях. Люди боятся ультраправых групп», — отмечается в документе.
На самом деле власть бездействует только по адресу своих радикалов. И ясно почему. Ведь их используют для запугивания людей, которые поддерживают конкурентов Порошенко.