Между тем только наивные люди могут предполагать, что радикалы, прежде всего члены так называемого «Национального корпуса», а на самом деле откровенные украинские нацисты, действительно защищают исторические места Украины и поддерживают неправедно обездоленных. На самом деле все сложнее. А, может и проще.
Это — бизнес, ничего личного
В Харькове нацики требовали снять с повестки дня вопрос о выделении земли под застройку рядом со стадионом «Металлист». С этой целью они пустили в мэрии дымовые шашки, а заместителя мэра Харькова забросили в мусорный бак. В Киеве они протестовали против строительство торгово-развлекательного комплекса, который находится рядом с историческими раскопками. А их мэрия своим решением и так защитила, но нацикам это не мешает бунтовать.
То есть, в обеих столицах Украины (бывшей и нынешней) за выступлениями радикалов явно угадывается чей-то коммерческий интерес, переросший в конфликт.
Что касается Черкасс… Интересно, что обездоленных на Украине, что называется, хоть пруд пруди. Но радикалы почему-то подключились именно к работникам Черкасского облэнерго. Впрочем, это понятно: остальные, например, афганцы, шахтеры, которые в эти же дни протестовали у Верховной рады, у «Нацкорпуса» поддержки не нашли. Потому что их «любят» другие политсилы.
Политолог Кость Бондаренко в беседе с корреспондентом Ukraina.Ru не исключил, что такая активность «Нацкорпуса» связана с приближающимися выборами.
«По крайней мере, таким образом «Нацкорпус» заявляет о себе, как о такой силе, которая способна действовать, которая может осуществлять прямое действие, которая может влиять на местное самоуправление таким вот варварским, но действенным способом», — предполагает эксперт.
Отвечая на вопрос, кто, по его мнению, может быть заинтересован в таком силовом ресурсе в преддверие выборов, Бондаренко предположил, что в данной ситуации более всего просматривается интерес, конечно, самого лидера движения Андрея Билецкого, который таким образом демонстрирует свою эффективность в правом сегменте.
«Понимаете, он демонстрирует, что он, в отличие от «Правого сектора»* или «Свободы», может, условно говоря, дать любому депутату по шее — и тем самым показать, у кого в этой троице («Нацкорпус», «Свобода», "Правый сектор" — ред.), которая в свое время даже подписала соглашение о совместных действиях, больше прав и выслуги».
«Дело в том, что сейчас происходит некий праймериз, на одном и том же поле возникают несколько политических проектов, которые между собой начинают конкурировать в активности, результативности и так далее», — отметил он.
Поэтому активность радикалов из Нацкорпуса сродни предпродажной подготовке — нужно доказать лидерам ведущих партий страны, что он — более эффективен, мобилен и вездесущ — и в Харькове, и в Киеве, и в Черкассах есть боевые активные штыки. И в таком случае, может быть большие политические шишки, обратив внимание на Билецкого, позовут его в свои ряды — участвовать в будущих выборах.
Но возможен и сговор
Хотя не исключен и другой вариант — проявив активность сейчас, потом торговаться при объединении с «побратимами».
Потому что, по мнению Бондаренко, не исключена вероятность того, что нынешние конкуренты впоследствии все же между собой договорятся.
«Как в любом бизнесе, это вопрос количества акций и влияния, речь будет идти о том, кто согласится на контрольный, а кто на блокирующий пакет», — рассуждает политолог. Процесс по его словам будет сложным и многослойным: договариваться придется как самим радикалам между собой, так и тем, кто их контролирует и финансирует.
При этом он добавил, что относительно тайных пружин и негласного, не афишируемого участия тех или иных политиков в акциях радикалов можно, конечно, высказывать разные предположения, но не исключено, что правду мы узнаем лишь спустя десятилетия.
Когда власть слаба, радикалы поднимают голову
А пока радикалы не боятся наказания, и это с неизбежностью побуждает их к новым «подвигам», считает политолог Михаил Погребинский.
«Общий закон состоит в том, что если хулиганов не останавливают, и они не получают адекватного ответа от власти, законного ответа, они будут наглеть со стопроцентной вероятностью. Это — абсолютно верный закон природы и закон политических процессов», — сказал политолог Ukraina.Ru.
По его словам, есть множество примеров, когда без последствий остаются даже и самые серьезные преступления.
В этом смысле, выступление радикалов, например, в Харькове может быть скрытым заказом власти.
«Конечно, не обязательно, что у них это (беспорядки в Харькове — ред.) политическая акция, — рассуждает Погребинский. — Хотя такая версия вполне возможна, поскольку в Харькове Геннадий Кернес — по-моему, независимо от того, как я лично к нему отношусь, — самый популярный мэр на Украине, город в хорошем состоянии… Порошенко, видимо, не считает, что Кернес стопроцентно лоялен, а перед выборами он хочет иметь там стопроцентно лояльного человека — и, вполне вероятно, хочет заставить Кернеса изменить свою позицию. Не зная деталей, можно предположить, что эта безнаказанность, применительно к случаю в Харькове, связана с президентскими выборами», — отметил Погребинский.
А что касается раскрутки радикалов на будущие парламентские выборы, эксперт напомнил: «Нацкорпус» в последнее время заявил о себе как о враге цыганских таборов — «и это наверняка может получить сочувствие у какой-то части населения на Украине, у избирателей».
«Дальше — борьба с застройщиками, и так далее. Да, это дает им какие-то очки. До сих пор все рейтинги показывали, что они не имеют шансов преодолеть 5-процентный барьер при выборах в парламент. А такого рода активность может им такой шанс дать. Тем более, когда власть демонстрирует неспособность контролировать ситуацию в стране, то появляется запрос вот на таких игроков», — резюмировал Погребинский.
* Организация, деятельность которой запрещена на территории РФ