Официальный Вильнюс заявил о готовности сотрудничать с Гаагой, но при этом опроверг свою причастность к пыткам и нарушению прав человека. Мнения экспертов по поводу развития дела расходятся: одни не видят никаких препятствий для полноценного расследования, другие указывают на избирательность международных правовых институтов. RT выяснял, каковы перспективы у сотрудников ЦРУ оказаться на скамье подсудимых.
Впервые в истории граждане США могут оказаться фигурантами расследования Международного уголовного суда (МУС). Такое предположение высказал директор программы в области международного правосудия Human Rights Watch Ричард Дикер, пишет The New York Times.
В начале ноября прокуратура МУС обратилась в палату предварительного производства за разрешением начать расследование преступлений, совершённых американскими военнослужащими в Афганистане и на территории других стран — участниц Римского статута. Если прокурорский запрос будет удовлетворён, МУС инициирует уголовный процесс. В частности, речь идёт о сети секретных тюрем ЦРУ, узники которых могли подвергаться систематическим истязаниям.
В 2016 году прокуратура МУС опубликовала доклад, касающийся ситуации в этих странах. В документе утверждалось, что обвинение располагает обоснованными фактами, указывающими на причастность сотрудников ЦРУ к систематическому совершению военных преступлений в Афганистане. Причём речь шла не о частных эксцессах исполнителей: в прокуратуре утверждают, что пытки входили в одобренную командованием схему допроса пленных — они были поставлены на поток.
«С учётом того, что юрисдикция суда имеет ограничения по времени, моё требование касается расследования возможных преступлений, совершённых на территории Афганистана с 1 мая 2003 года, а также возможных преступлений, совершённых на территории других государств — участников Римского статута с 1 июля 2002 года», — цитирует ТАСС прокурора МУС Фату Бенсуду.
Следует отметить, что США не подчиняются юрисдикции Международного уголовного суда: в 2002 году Вашингтон отозвал подпись, поставленную американской стороной под Римским статутом. Белый дом не скрывал, что рассматривает деятельность Гаагского трибунала как угрозу для американских интересов.
США не только вышли из Римского статута, но также приняли в 2002 году «Закон о защите американского персонала за рубежом», согласно положениям которого власти США могут использовать любые меры для вызволения свои граждан из «застенков Гааги».
Правозащитники окрестили этот закон «актом о гаагском вторжении», намекая на вероятность военного вмешательства. Кроме того, американская администрация заключила с рядом стран соглашение, обязывающее их не передавать американских граждан МУС. Странам, отказавшимся подписать этот документ, Вашингтон пригрозил прекратить военную или любую иную помощь. Среди таких государств оказались, в частности, Литва, Латвия, Словакия, Словения, Болгария — в 2003 году эти страны попали в чёрный список США. Однако уже в 2004-м все они вступили в НАТО, и их отношения с Вашингтоном вышли на новый уровень.
Гуантанамо навсегда
Ратификация Римского статута не помешала властям ряда европейских стран разместить на своей территории секретные тюрьмы ЦРУ, в которых, предположительно, содержались обвиняемые в терроризме.
Впервые информацию о наличии у ЦРУ международной сети тайных тюрем опубликовала газета The Washington Post в 2005 году. По сведениям издания, заключённых в этих тюрьмах систематически пытали.
Подозрения правозащитников и прессы накануне пятой годовщины теракта 11 сентября подтвердил Джордж Буш, занимавший в то время пост президента США.
Глава Белого дома официально признал факт существования секретных тюрем ЦРУ в ряде стран, однако категорически отверг обвинения в пытках заключённых. Буш уточнил тогда, что 14 подозреваемых в терроризме, находившихся в этих учреждениях, переводятся на базу в Гуантанамо.
Говоря о секретных темницах, американский лидер отметил их значительную роль в обеспечении безопасности: информация, полученная от содержащихся в них заключённых, якобы позволила предотвратить ряд терактов.
Следует отметить, что за несколько месяцев до этого признания, в январе 2006 года, Европарламент одобрил формирование временной комиссии для проверки сведений о работе в Старом Свете сети тюрем ЦРУ. Комиссия должна была уточнить правдивость информации не только о тайных темницах, но и о системе переброски задержанных по воздуху в разные регионы для допросов.
Комиссия ЕП, опираясь на показания более 130 свидетелей, установила, что к деятельности секретных тюрем могли быть причастны 12 стран — участниц ЕС. Глава комиссии Клаудио Фава, представляя итоги расследования, отметил, что большинство правительств крайне неохотно шли на контакт со следствием. При этом люди в тюрьмах содержались в обход всех правовых норм, без предъявления им официального обвинения, и не имели возможности связаться с кем-либо или получить юридическую помощь.
Летом 2006 года Совет ООН по правам человека потребовал от США немедленно закрыть секретные тюрьмы, а также передать Международному Красному Кресту сведения о всех схваченных американскими силовиками.
Только в 2009 году, уже при новой администрации, Вашингтон согласился ликвидировать все тайные тюрьмы. Соответствующий указ был подписан в январе 2009 года Бараком Обамой. Кроме того, президент пообещал закрыть тюрьму в Гуантанамо, ставшую объектом постоянной критики со стороны правозащитного сообщества. Однако она так и не была ликвидирована и действует по сей день.
Новые инициативы
По сведениям The New York Times, Дональд Трамп планировал восстановить сеть секретных тюрем ЦРУ. Подготовленный новой администрацией Белого дома документ, на который сослалось издание, не только разрешал создавать такие тайные темницы, но и расширял перечень допустимых форм воздействия на задержанных.
Варшава и Вильнюс тогда поспешили заявить, что не допустят появления таких структур на своей территории.
«Пока к нам не поступало подобных предложений, но они были бы неуместны. Мой ответ: нет», — привёл Reuters слова премьер-министра Польши Беаты Шидло. Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс в свою очередь сообщил, что Вильнюс не намерен нарушать права человека.
Комментируя информацию об инициативе прокурора МУС, власти Литвы сообщили, что пока не получали никаких уведомлений со стороны суда, однако готовы сотрудничать с Гаагой.
«Мы обращаем внимание, что досудебное расследование относительно вероятной тюрьмы ЦРУ проводит и генеральная прокуратура Литовской Республики. Правительство Литвы придерживается сформулированной в Европейском суде по правам человека позиции о том, что под Вильнюсом действовал центр поддержки разведки», — цитирует министра юстиции Литвы Милду Вайнюте агентство BNS.
Напомним, в 2009 году власти Литвы действительно инициировали соответствующее расследование. Изучались обстоятельства работы секретного объекта, расположенного в посёлке Антавиляй под Вильнюсом. Впрочем, как заявил глава комиссии по расследованию истории о тайных тюрьмах ЦРУ Арвидас Анушаускас, хотя в Литве действительно были созданы две тюрьмы ЦРУ, они не использовались по назначению.
Однако правозащитники не согласны с этими выводами. В 2011 году Amnesty International и лондонская организация Reprieve направили Генеральной прокуратуре Литвы сведения, касающиеся содержания в Литве захваченного американскими спецслужбами в 2002 году пакистанца Абу Зубайды (первый известный подозреваемый террорист Аль-Каиды*, схваченный после атак 11 сентября. — RT). По данным его родственников, до переброски в Гуантанамо пакистанец содержался в тайной литовской тюрьме, где его подвергали пыткам.
Польские власти начиная с 2008 года также пытались расследовать деятельность тайных тюрем ЦРУ в стране. Дело дошло даже до предъявления в 2012 году экс-главе польской разведки Збигневу Сементковскому обвинений в превышении полномочий и нарушении норм международного права. Однако в 2013 году все обвинения с Сементковского были сняты.
Суд вхолостую
По мнению профессора кафедры судебной власти НИУ ВШЭ Сергея Пашина, никаких препятствий, в том числе политического характера, для международного разбирательства нет.
«За последние годы в странах, которые могут стать участниками процесса, уже сменилась власть, и совершенно не обязательно, что новое руководство будет как-то покрывать перед судом своих предшественников. Страна вполне может выдать преступника по разным соображениям, в том числе по соображениям верности международным обязательствам», — пояснил эксперт в интервью RT.
Отвечая на вопрос, почему МУС обратился к теме секретных тюрем ЦРУ только сейчас, юрист пояснил, что у суда могут быть разные соображения, далёкие от политики.
«Например, речь может идти о благоприятной обстановке или получении новых доказательств. Могли появиться новые сведения или новые перспективы», — добавил Пашин.
Противоположной точки зрения придерживается адвокат Дмитрий Аграновский. Он считает, что расследование вряд ли будет начато. По мнению эксперта, то, что за организацию тайных тюрем никто до сих пор не понёс наказание, связано с избирательностью современного международного права.
«Следует напомнить, что, когда международное право в его современном виде создавалось после Второй мировой войны, соблюдение его норм гарантировалось двумя крупными игроками — США и СССР, которые, будучи оппонентами, уравновешивали друг друга. Сейчас баланс нарушен, и полноценное расследование действий американской стороны и её союзников затруднено», — пояснил Аграновский.
По словам юриста, сегодня гражданское общество в европейских странах не настолько сильно, чтобы заставить власть совершать какие-то невыгодные ей самой шаги: «Шумиху правозащитникам, конечно, удаётся поднять, что вынуждает властные и судебные органы начинать какие-то расследования. Но эти дела ведутся вхолостую и не заканчиваются наказанием виновных».
Он добавил, что ситуация может измениться при возникновении новой политической конъюнктуры. «В этом случае все давние наработки гражданского общества могут попасть в струю и стать востребованными. Но пока ситуация к этому не располагает. Никто не будет судить организаторов секретных тюрем так, как судят, например, бывших участников югославской войны», — подытожил Аграновский.
* «Аль-Каида» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.
Надежда Алексеева