В 2017 году украинское правительство рассчитывает получить около $2 млрд от МФВ по программе Stand by, которая работает с 2014 года. Пока кредит под вопросом, впрочем эксперты единогласно прогнозируют высокую вероятность получения запланированного кредита. Правда, его влияние на экономическую ситуацию в стране будет малозначительным.
Экономист Виктор Скаршевский отметил, что экономика Украины, в первую очередь, является сырьевой и зависит от международной конъюнктуры на металл, железную руду и сельскохозяйственную продукцию, а не кредитов. Именно «сырьевые факторы» позволяют удерживать курс доллара, а не кредитная линия МВФ. Например, с 1995 года Украина реализовала 9 совместных программ с данной институцией, которые были выполнены максимум на 40%. Более того, в 2014-2015 годах Украина получила $12 млрд кредитов от МВФ, что в итоге все равно привело к обесцениванию украинской гривны к доллару в 2,5 раза.
«Если будет позитивная конъюнктура на сырьё, то курс будет 27-28 гривен. При худшем сценарии может 32-33 гривны и выше. Вообще, лучше пригласить Гидрометцентр и пусть дадут прогноз погоды на 2018 год. Сможем спрогнозировать урожай на следующий год и соответствующий курс валют», — заявил Скаршевский.
Экс-заместитель председателя Национального банка Украины Александр Савченко, в свою очередь, прогнозирует курс доллара на конец года не ниже 27,5 грн. По мнению эксперта, переговоры с Фондом продолжаться, будут компромиссы. «Прогнозирую, что в бюджет-2018 по результатам переговоров с МВФ будут внесены правки, будет принята и так называемая Пенсионная реформа. Основным камнем преткновения будет создание Антикоррупционного суда, но компромисс будет найден», — прогнозирует Александр Савченко.
Отдельное внимание Савченко уделил недавнему размещению украинским правительством еврооблигаций. «Судя по сроку на который они размещены — 15 лет — правительство уверено, что экономическая ситуация в стране за это время никак не улучшится. Ко мне обращались из правительства по данному вопросу, и я говорил, что размещение должно быть максимум на 5 лет, а сумма 1 миллиард долларов. Тогда бы ставка было всего 5%, но не 7,35%. Принятое решение непрофессионально», — заявил Савченко.
Геннадий Рябцев, соглашаясь, с Савченко привел яркий пример. «Таких показателей процентной ставки нет даже у Ирака или Таджикистана. Ирак разместил свои облигации под 6,7 %, Греция под 4,6%, а Таджикистан под 7,1%». Кроме того, Рябцев отметил, что обслуживание кредита МВФ, в свою очередь достигнет в 2018 году рекордных показателей и будет сопоставим по затратам с сектором безопасности, который съедает около 6% ВВП страны.
«Вообще вопрос о траншах и кредитах МВФ вошел уже в систему. Я считаю, что сотрудничество с ними будет продолжаться. Так же позитивным фактором для экономики была бы эффективная приватизация через систему «Прозоро» (публичная система для государственных закупок — прим. ред.). Думаю, что с учетом всех факторов 29-30 гривен за 1 доллар — это реальность», — прогнозирует экономист Елена Слезко.
Эксперты отметили, что Украине пора слезать с кредитной иглы и ставки на вывоз сырья из страны. Акцент должен быть на развитие предпринимательства и промышленности.