20 июля многие украинские политики и чиновники смогли вздохнуть с некоторым облегчением — представитель Международного Валютного Фонда Уильям Мюррей заявил, что фонд не намерен настаивать на немедленном проведении земельной реформы, а это открывает дорогу траншу в $1,9 млрд.
Ранее от украинского правительства требовали отменить принятое в конце 2016 решение о продлении моратория на продажу сельскохозяйственных земель до 1 января 2018 года. Однако на днях Верховная Рада ушла на каникулы, не успев (или не желая) принять соответствующие законы.
Таким образом, МВФ милостиво соизволил повременить с земельной реформой при условии концентрации внимания украинского правительства на прочих реформах.
«Фокус этого обзора (по итогам которого будет выделен транш) нацелен на пенсионную реформу, приватизацию и уверенность в эффективных результатах борьбы с коррупцией. Программа продолжается. И энергетическая, и налоговая политика продолжает согласовываться с программой. Это основной фокус этого обзора. Земельная реформа — важная часть программы, ее необходимо продумать, продумать ее важнейшие детали. Для этого нужно время — позже в этом году (должны быть результаты). Но важно, чтобы власти продолжали эту работу», — заявил Уильям Мюррей в ходе брифинга в Вашингтоне.
Представители МВФ также заявили, что украинскому правительству и частному сектору «необходимо больше времени для определения общих целей и снятия внутренних разногласий, но требование земельной реформы, включающее снятие моратория на продажу земли в январе 2018 года, остается в списке предварительных действий для получения очередного транша осенью этого года».
Стало быть, это отнюдь не уступка со стороны МВФ по данному вопросу, а лишь «тайм-аут». «Вопрос о земле» давно является камнем преткновения между МВФ и Украиной. В мае этого года министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой подал в отставку именно из-за несогласия с предложенным проектом земельной реформы.
В июне член парламентского комитета по вопросам аграрной политики Сергей Лабазюк заявлял, что пока еще нет реальной возможности ввести рынок сельскохозяйственных земель: «Сегодня возможности ни технической, ни юридической начать рынок земли. У нас есть ряд проблемных пунктов на законодательном уровне, которые не регулируют, кто должен покупать землю, по какой цене должны покупать землю, как мы защитим отечественного производителя, фермера».
Действительно, основные положения земельной реформы не устраивают украинских фермеров, так как они справедливо опасаются, что введение рынка сельскохозяйственных земель «убьет» их бизнес, поэтому в январе-феврале они выходили на протестные акции перед Верховной Радой.
У подавляющего большинства украинских фермеров просто нет средств, чтобы выкупить землю, которую они сейчас арендуют и обрабатывают — такие средства (около $10 тысяч за гектар, если ориентироваться на соседнюю Польшу) имеются лишь у крупных международных агрохолдингов. В результате фермеры разорятся и будут вытеснены с земли, как это происходило ранее в ряде латиноамериканских и азиатских стран.
С другой стороны, в 2017-2018 Украину ожидают масштабные выплаты по внешним долгам и здесь вся надежда на новые кредиты, которыми можно погасить старые кредиты. Однако для получения этих новых кредитов Украина должна провести ряд неолиберальных и непопулярных в народе реформ, что фактически дискредитируют любую причастную к ним политическую силу. Куда ни кинь — всюду клин.
Фактически экономика Украины попала в порочный круг, как и экономика Греции: большие кредиты под невысокие проценты готов выдавать лишь МВФ, однако львиная доля этих кредитов идет на выплату долгов перед МВФ.
Всего за время сотрудничества с МВФ Украина получила $35,2 млрд, а вернула более $18 млрд, в том числе $2,785 млрд процентов по кредитам. На данный момент самыми крупными заемщиками МВФ являются: Португалия ($37 млрд), Греция ($36 млрд), а «почетное третье место» удерживает Украина. Тем не мене, как говорил недавно в интервью украинский экономист Андрей Новак, МВФ предоставляет минимальную поддержку, «чтобы мы держались на плаву». По сути, политика МВФ в отношении Украины сводится к периодической «гальванизации» экономики, не позволяя ей ни ожить и развиться до уровня определенной самостоятельности, ни «умереть» или обанкротиться.
Украинский премьер-министр может пока обещать лишь и далее «вести диалог и дискутировать» с МВФ, не ожидая при этом, что фонд пересмотрит свое требование относительно земельной реформы.
Еще одним из основных условий МВФ является пенсионная реформа. МВФ требует просто повысить пенсионный возраст, тогда как правительство Гройсмана, сознавая непопулярность таких мер, предлагает провести повышение пенсионного возраста не напрямую, а увеличивая пенсионный стаж.
Что же касается требуемой МВФ «борьбы с коррупцией», то учитывая даже декларации большинства депутатов, можно сказать, что фонд требует от депутатов «массового самоубийства». Следовательно, в реальности «борьба с коррупцией» будет сводиться к репрессивным мерам в отношении политических противников и конкурентов, что можно наблюдать на примере лишения депутатской неприкосновенности Михаила Добкина и гораздо более мягких мер в отношении подозреваемых из числа бывших «соратников».
Само собой, МВФ требует продолжать реформу энергетического сектора, что традиционно предполагает повышение цен. О ее сути в прошлом году говорил представитель МВФ Жером Ваше: «Реформа энергосектора — это не только управление дефицитом НАК «Нафтогаз Украины» и, как следствие, снижение нагрузки на госбюджет. Результатом реформы стало то, что украинцы поняли: энергия — это товар, который имеет свою цену. Теперь необходимо соблюдать платежную дисциплину».
В итоге мы видим комплекс требований, которые не популярны либо в народе (подрывая будущую предвыборную кампанию), либо среди депутатов и чиновников, но и не платить по предыдущим кредитам украинское правительство не может себе позволить.
Двигаться одновременно в противоположных направлениях невозможно (даже если очень хочется). По сути, правительство Украины стоит перед нелегким выбором: деньги или власть. Не проводя непопулярные реформы по требованию МВФ, нельзя получить деньги, а проводя их — сложно надеяться на переизбрание в случае досрочных выборов. Скорее всего, придется хитрить, лукавить и изворачиваться, с невинным лицом утверждая, что «правая рука не знала, что делает левая».
Кабмину Украины остается лишь тянуть время, действуя по принципу Мальчиша-Кибальчиша: «Нам бы только ночь простоять, да день продержаться».