Юрий Луценко продолжает анонсировать масштабные изменения в ГПУ. Так, генеральный прокурор заявил о намерении сменить большинство областных прокуроров.Юрий Луценко продолжает анонсировать масштабные изменения в ГПУ. Так, генеральный прокурор заявил о намерении сменить большинство областных прокуроров.
По словам главы ведомства, руководителями должны быть 35-40-летние работники среднего звена. Об этом Луценко сообщил в ходе встречи с представителями Конгресса США. Кроме того, генпрокурор сообщил, что планирует привести как можно больше молодых людей не из системы, а из адвокатской среды.
Юрий Луценко сообщил, что планирует привести как можно больше людей из адвокатской среды. Как вы относитесь к такому заявлению генпрокурора?
Во-первых, я убежден в том, что каждый должен заниматься своим делом. Адвокаты — адвокатурой, а работники прокуратуры — прокурорской деятельностью. Потому что очень большую роль играет именно опыт работы. И этот опыт работы ничем не купить и не заменить. Поэтому, честно говоря, я очень боюсь, что такая необдуманная ротация может привести к увеличению некомпетентности в рядах органов прокуратуры. Это только очень красиво звучит, что адвокаты молодые, а если разобраться в деталях и все-таки углубиться в процесс судебного расследования, то может возникнуть такая ситуация, когда прокуратуру покинут просто компетентные кадры и будут заменены некомпетентными.
То есть делать ставку на молодежь — не совсем правильное решение?
Конечно. Знаете, в нашей стране, особенно в правоохранительных органах, очень часто за такими благородными намерениями — якобы привлечь молодые кадры — проводятся перестановки выгодные и лояльные для конкретных чиновников, чтобы под хорошим лозунгом выгнать чужих людей и поставить на ключевые посты своих. Поэтому я не думаю, что целью является омоложение кадров прокуратуры Луценко, за этим стоит цель поставить своих людей на ключевые посты. А во-вторых, если говорить о молодежи, если говорить о прокуратуре, то вряд ли можно утверждать, что привлечение молодежи повысит уровень профессионализма. Как правило, практика показывает, что это с точностью до наоборот получается. Поэтому я с этим решением не согласен.
Но это люди, которые не в системе. Это должно снизить коррупционные риски?
Если говорить конкретно об адвокатах, это все равно люди из системы. Они работали в этой системе, просто на другой стороне. И они так же полностью работали в этом режиме коррупции, режиме взяточничества и режиме несправедливости, выборочного правосудия. Им как никому известно, что происходит в органах прокуратуры. Я думаю, это безосновательное утверждение, потому что это люди одного видения. Поэтому отсюда надо начинать. Надо начинать с построения других правил, а не замены одних людей на других.
Что надо Луценко сделать, что прокуратура начала?
Первое, с чего надо начать — прокуратура должна быть независимым ни от кого органом, от любого политического давления, от любого политического лобби. Если конкретно под Луценко приняли закон, когда генпрокурором может быть человек без юридического образования, это уже верх правового нигилизма, и ни о каком независимом органе здесь речи не идет. Это делалось для того, чтобы назначить конкретного человека, которым можно управлять по президентской вертикали. И поэтому у меня нет надежд на то, что этот орган заработает. Как слагаемые не перемещайте, все равно будет одно и то же. Нужно начать с независимого органа, ставить независимых людей, которые никому не подчиняются, и только тогда речь может идти о построении сильной, независимой вертикали.
Луценко говорит, что есть план изменить большинство областных прокуроров. Каким образом?
Это может вызвать очень много проблем, как и при переаттестации полицейских. Мы уже видим последствия этой переаттестации, когда люди массово восстанавливаются на работе из-за того, что их незаконно увольняют. Есть трудовое законодательство, о котором не нужно забывать. Госслужащего против его воли законно уволить почти невозможно в нашей стране. Это будет судебная волокита и будет большая вероятность, что произойдет восстановление в должности. Поэтому, если не будет согласия этих прокуроров на увольнение, то будут искать различные способы: переаттестация, служебное несоответствие, различные статьи Трудового кодекса, по которым можно уволить. Но часто это делается «по беспределу»: просто человека увольняют, а что будет потом — пусть восстанавливается, пусть судится, тогда уже и нас не будет. Никто не думает о законе, никто не думает о верховенстве права, а все думают только о каких-то сиюминутных выгодах для себя.
Насколько такие действия нового генпрокурора способны снять вопросы, которые имеет к прокуратуре общество?
Они могут быть решены только в таком случае, если реальные дела начнут совпадать с этими лозунгами. Пока мы этого наблюдать не можем. Потому что мы наблюдаем за назначениями на ключевые посты — и можно понять, что это идет назначение по партийным квотам. И так же будет при назначении областных прокуроров, это уже можно понять. А пока будет действовать принцип квот при назначении на должности в правоохранительные органы, уровень доверия общества не изменится.