Они обусловлены рисками, связанными с регулированием товарооборота и притоком через Украину товаров третьих стран в РФ.
4-5 июня и 7-8 июля 2015 года уже прошли трехсторонние технические совещания на экспертном уровне. Обсуждались три направления: технические регламенты, санитарные и фитосанитарные проблемы и таможенное сотрудничество.
«В то время как совместный доклад экспертов все еще содержит разные позиции, был достигнут определенный прогресс, особенно в областях, касающихся технических регламентов и таможни, хотя остаются проблемы в санитарной и фитосанитарной области. Трехсторонние консультации будут продолжены», — отмечают в директорате Еврокомиссии.
Однако реальные перспективы переговоров достаточно туманны. Например, премьер-министр России Д.Медведев заявил: «стороны договорились разрешить все вопросы до 1 января. По истечении этого срока, если мы не сможем договориться при посредничестве Европейского союза, а никаких признаков этого я не вижу, вступят в силу ранее принятые документы, которые устанавливают для Украины обычный режим торговли и эмбарго на продовольствие».
В ЕС считают, что соглашение вступит в силу с 1-го января 2016 года и никаких отсрочек больше не будет, а «решение о вступлении в свободные торговые отношения с Евросоюзом было суверенным выбором Украины, другие страны не должны пытаться влиять на это».
Однако Россия и не выступает против этого решения Украины. Речь идет о защите Россией своих интересов и четкого осознания Украиной последствий своих шагов.
В самом ЕС никакого тотального «одобрямса» этого соглашения не существует. Особенно в тех странах, которые сначала пострадали от ответных российских санкций, а теперь страдают и от действий Украины. Наложение этих двух обстоятельств вызвало в Европе неожиданный и угрожающий эффект.
Яркий пример тому — Голландия. «После санкций России европейский рынок наводнила подешевевшая фермерская продукция, цены на которую и так были занижены из-за хорошего урожая. И в этих условиях Украина заходит на продовольственные рынки ЕС со своей демпинговой политикой. Это возмутило голландских фермеров и жителей всей страны. Уже сейчас в Нидерландах группа активистов «Комитет граждан Евросоюза» призывает жителей поставить на референдум вопрос о ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Согласно недавно принятому в Нидерландах закону, граждане могут требовать организации консультативного референдума по недавно принятым законам или соглашениям», — отмечает эксперт по вопросам региональной экономической интеграции А.Колтунович.
Впрочем, Украина и сама продолжает терять деньги от разрыва отношений со странами СНГ и ЕАЭС. Говоря о ситуации с разрывом экономических связей и сужения для Украины рынка России и стран СНГ, экс-министр экономики Украины В.Суслов убедительно отмечает: «Я думаю, что нельзя не учитывать Россию, потому что это основной рынок среди стран СНГ для Украины. Поэтому, рано или поздно вопрос возобновления экономических связей с Россией будет для Украины чрезвычайно важен… Скажем, вагоны, локомотивы, самолеты, космическое сотрудничество — это все до сих пор было только на рынках стран СНГ, и для Украины перспектив на европейском рынке для такой продукции нет. Поэтому здесь надо выбирать — или закрывать эти предприятия, а они и так сейчас уже закрываются, либо все-таки пытаться удержаться на рынках стран СНГ. Из-за того, что объемы экспорта в страны СНГ упали практически вдвое, Украина несет колоссальные валютные потери, остановлено очень много предприятий…»
Впрочем, Украина и не торопится формально разрывать экономические договора, действующие между странами. Скажем, по подсчетам украинского МИД между Украиной и Россией продолжает действовать порядка 375 договоров и соглашений. И хотя значительная часть их потеряла силу де-факто, однако многие все еще действуют. Например, с 2004 года действует Соглашение о едином экономическом пространстве с РФ, Беларусью, Казахстаном. Правда, еще со времени президентства В. Ющенко Украина отказывается делиться частью экономического суверенитета в пользу ЕЭП, но и правом выхода из этого соглашения страна также не воспользовалась. Кроме того, с 1994 года действует соглашение о свободной торговле между Украиной и Россией, а с 2012 года — договор о свободной торговле в рамках СНГ.
Призывы выйти из СНГ или из договоров по ЗСТ с СНГ звучали. Но дальше этих заявлений дело не пошло: заместитель министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины Н.Микольская заметила, что Украина пока не рассматривает возможность выхода из договора о свободной торговле со странами СНГ. Красноречивое признание. Несмотря на полное подчинение киевского режима внешнему западному управлению и агрессивную, доходящую до умопомрачения русофобию, Киев на деле признаёт решающую роль для экономики Украины рынка РФ и ЕАЭС в целом.
Однако всем этим хотелкам украинской стороны «и невинность соблюсти, и капитал приобрести», т.е. продавать на Запад подороже свою антироссийскую политику и в то же время пользоваться всеми преференциями ЗСТ с СНГ, скоро неизбежно настанет конец. Россия чётко заявила, что будет жёстко отстаивать свои экономические интересы: «Что касается Украины: запрет на ввоз сельхозпродукции вступит в силу только в случае применения правительством этой страны экономической части Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое Киев заключил в июне прошлого года»», — отметил премьер-министр России Д.Медведев.
Пока что Киев пытается диверсифицировать риски для себя путем открытия новых рынков сбыта или заключением новых соглашений о ЗСТ с другими странами (скажем с Канадой). Однако получается это очень плохо.
За первое полугодие 2015 года показатели падения экспорта в ЕС составили 35,6%. За 5 месяцев текущего года по сравнению с этим же периодом 2014-го украинский экспорт в государства Среднего Востока и Северной Африки сократился на 24%. Произошло снижение экспорта в Индию на 21%, в Китай и Израиль на 13%. Экспорт в Среднюю Азию упал на 41%, в Юго-Восточную Азию на 45,3%. Экспорт в Восточную Африку «просел» на 16%, в Западную Африку на 30%. В страны Андского сообщества экпорт сократился на все 61,4%.
Потеря российского рынка, а также рынка ЕАЭС оказывается для Украины существенной проблемой.
* * *
Россия настаивает на подписании Украиной и ЕС юридически обязывающего документа по снятию экономических рисков РФ от ассоциации, но пока видит от партнеров скорее негативные сигналы, заявил 24 августа глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
«Должно быть принято юридически обязывающее соглашение тремя сторонами — либо какое-то приложение к договору о зоне свободной торговли Украина-ЕС, либо в качестве отдельного документа, в котором было бы прописано юридически обязывающее снятие наших рисков, связанных с техническим регулированием, ветеринарным и фитосанитарным контролем, с таможенным регулированием, с опасностью неконтролируемого притока товаров из третьих стран через Украину к нам. Мы об этом уже год говорим им», — отметил министр.
«Мы дали проект соответствующего документа нашим коллегам и хотели бы получить не общие разговоры, а юридически обязывающий документ. Прежде всего, по техническому регулированию мы предлагаем переходные периоды. Пока сигналы от коллег скорее негативные. Если не удастся договориться, с 1 января вступает в силу соответствующее постановление правительства», — добавил Улюкаев.
По какому пути пойдут стороны переговоров в Брюсселе, покажет время.
Виктор Костенко