В Вашингтоне политики и эксперты продолжают ломать копья по вопросу поставки или непоставки Украине пресловутой летальной военной помощи.
Большинство политического истеблишмента придерживается позиции, что оказать соответствующую помощь необходимо. Однако далеко не все.
В Белом доме многие полагают, пишет обозреватель, что летальная военная помощь Украине не только не сдержит Путина, но и подтолкнет его к дальнейшей эскалации конфликта, приумножит количество жертв и втянет США в «горячую войну». В Европе этого не хотят. Канцлер Германии Ангела Меркель публично заявила, что Германия не будет вооружать украинских военных.
Керри работает за кулисами, чтобы заключить сделку, согласно которой Россия может прекратить свою агрессию в Украине в обмен на ослабление санкций. Россия отвергла эти условия.
Некоторые эксперты согласны с Белым домом, что эскалация конфликта из-за поставки летальных вооружений Украине — это слишком рискованно. Тем более что Украина всегда будет важнее для России, чем для Америки, и нет четких границ того, что Путин сделает, чтобы защитить российские интересы там.
«Если русские захотят раздавить украинских военных и взять всю страну, они могли бы это сделать. Никакая военная помощь Украине не изменит этот факт. Это лишь поможет убить больше русских, как они убивают больше украинцев. Путин внутри страны пытается превратить это в битву между Россией и Америкой. И военная помощь поможет ему в этом», — сказал Сэм Черап, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований.
Пока в Вашингтоне взвешивают все за и против поставки Украине летальной помощи, в плоскости риторики остаются прежние обязательства о снабжении Киева помощью нелетального характера. У украинцев этот факт вызывает чувство растерянности и одиночества, пишет обозреватель.
Существуют большие расхождения между тем, что США обещали предоставить Украине в качестве оборонной военной помощи, и тем, что фактически доставлено.
Так, в распространенном на Капитолийском холме в середине декабря документе говорится, что поставлена только половина 118-миллионной нелетальной помощи, заложенной в бюджете (США) для Украины.
«Мы же держим обещания, которые не выполнены. Но мы не думаем, что администрация выполняет данные обещания», — сказал сенатор-республиканец Роб Портман, который вместе с сенатором-демократом Ричардом Дурбином агитирует за увеличение помощи Украине. «Администрация, кажется, хочет выждать, в то время как насилие обостряется, и все больше людей гибнут», — добавил он.
Согласно документу, ряд позиций обещанных поставок для Вооруженных сил Украины и Государственной пограничной службы еще не доставлены. Среди них: системы очистки воды, медицинские принадлежности, бинокли, спальные мешки, палатки. Пограничники еще не получили внедорожники, бронированные автомобили, фургоны, запасные шины и многое другое. Портман заявил, что Украина не получила более 100 обещанных «Хаммеров» (HUMVEE), а также бронированные машины скорой помощи.
Сенатор сказал мне, что многие представители Государственного департамента и Министерства обороны США разочарованы в политике Белого дома, который, как они утверждают, не продемонстрировал срочности и важности в передаче товаров Украине. Кроме того, администрация направила оборудование, которое даже в пределах оборонительных потребностей имеет ограниченное применение для украинцев. Вместо того чтобы дать Украине современные контрбатарейные РЛС, США предоставили Украине менее эффективные антиминометные радары. Кроме того, США дали Украине 150 приборов ночного видения в сентябре, но отказались предоставить прицелы ночного видения, которые могут быть использованы в бою.
Проблемы с доставкой нелетальной военной помощи не новы. В апреле прошлого года отставной генерал Уэсли Кларк и эксперт по вооружениям Филипп Карбер опубликовали отчет, в котором призвали администрацию Обамы назначить высокопоставленного чиновника для надзора за поставками нелетальной помощи, фиксировали процесс, чтобы он соответствовал чрезвычайной ситуации: «Поставки нашей нелетальной военной помощи страдают из-за бюрократии, которая не работает с чувством срочности или реализации лидерства. Должно измениться отношение, должен быть приоритет — помощь Украине без узкой зацикленности на административных процедурах и институциональных бюджетов», — говорилось в отчете.
Карбер рассказал Роджину, что администрация в дальнейшем не добились никакого прогресса в решении этой проблемы, а украинские чиновники сказали ему, что начинают сомневаться в приверженности администрации своим обещаниям.
Перевод — Антифашист