Не исключено, что в ближайшие месяцы интенсивность артиллерийских обстрелов городов Донбасса силами так называемой «АТО» резко сократится. Но вовсе не потому, что киевские «ястребы» в окружении президента Петра Порошенко вдруг сменят политическое оперение на голубиное. Все проще и страшнее для тамошнего режима. В госкомпании «Укроборонпром» признали, что в украинских войсках банально подходят к концу некоторые виды боеприпасов, без которых дальнейшее ведение боевых действий невозможно. Прежде всего — неуправляемых ракет для реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Град» и «Ураган».
А еще, как удалось узнать «Свободной прессе», украинским военным скоро нечем станет стрелять из 152-мм буксируемых пушек 2А36 «Гиацинт-Б», 152-мм самоходных гаубиц «Мста-Б» (индекс ГРАУ — 2А65 — ред.) и 120-мм самоходных артиллерийских орудий «Нона» (индекс ГРАУ — 2С9 — ред.).
Как же так? Еще недавно арсеналы, доставшиеся Украине от СССР, казались неисчерпаемыми. Ведь на ее территории находилась большая часть тыловых складов четырех могучих групп советских войск, стоявших в ГДР, Чехословакии, Польше и Венгрии. А когда эти группы войск под невнятное бормотание Москвы про «перестройку» и «новое мышление» в начале 90-х годов прошлого века в беспорядке возвращались на Родину, их боезапас тоже сваливали, главным образом, на украинский чернозем. Так и получилось, что, по подсчетам Киева, сделанным всего пять лет назад, на 136 объектах вооруженных сил Украины скопилось 1 миллион 343 тысяч тонн боеприпасов разных типов.
С одной стороны — проблема. Поскольку все это взрывоопасное добро быстро старело и подлежало скорейшей утилизации. А на утилизацию требовались большущие деньги, которых у киевской казны нет. И никогда особенно не было.
С другой стороны, ненужные собственной армии арсеналы — огромный соблазн. Ведь снаряды, бомбы, ракеты, патроны и мины — весьма ходовой товар почти по всему миру. Да и цветных металлов при разделке боеприпасов шустрым ребятам удается добывать изрядно.
В общем, работа кипела по обоим направлениям. Экспортом боеприпасов Киев занялся столь увлеченно, что к концу 90-х вышел по этому показателю в число ведущих стран мира.
Западные страны исправно выделяли финансы, а Украины рвала на полигонах все, что плохо лежало. Что хорошо лежало, впрочем, тоже рвала. Потому что как-то подозрительно быстро уменьшались именно те горы боеприпасов, в которых содержалось наибольшее количество цветмета. Ну, а потом повсюду стали происходить загадочные катастрофы с арсеналами.
10 октября 2003 года на воздух взлетели оружейные склады 52-й отдельной механизированной бригады под Артемовском (Донецкая область). Было уничтожено 10 из 17 хранилищ, в которых хранилось 2200 тонн боеприпасов. Военная прокуратура впоследствии установила, что, как и следовало ожидать, командование бригады хорошенько погрело руки на утилизации.
6 мая 2004 рванули склады 275-й базы хранения артиллерийских боеприпасов под Новобогдановкой Запорожской области. Пришлось эвакуировать не только жителей Новобогдановке, но и Першостепановки, Марьяновки, Привольного, Терпенья, Троицкого, Спасского. На несколько суток было остановлено движение поездов и автомобилей на Крым. Пожар удалось потушить лишь к 19 мая.
Стоит заметить, что Новобогдановке вообще крупно не повезло. 23 июля 2005 года там снова загремели взрывы. Правда, не с той силой, что в мае. Поэтому с огнем удалось справиться за 3,5 часа.
6 мая 2005 года произошел пожар на складах 47-го арсенала Центрального ракетно-артиллерийского управления Минобороны в Славутском районе Хмельницкой области. Там своего часа дожидались (и дождались! — авт.) 50 вагонов артиллерийских снарядов.
27 августа 2008 года пришел черед складов 6 1-го арсенала Южного оперативного командования Сухопутных войск ВСУ в Лозовой Харьковской области. Там тоже что-то невообразимое несколько суток творилось на огромной территории в 494 гектара. А лежало в том арсенале 95 тысяч тонн боеприпасов.
Важно иметь в виду, что при этом собственное производство большинства артиллерийских боеприпасов на Украине отсутствует. Самые популярные в теперешней гражданской войне неуправляемые ракеты к РСЗО «Град» и «Ураган» в стране не делают вообще. Имеется единственный казенный завод по производству снарядов для ствольной артиллерии в городе Шостка (Сумская область). Но номенклатура такой продукции и там невелика. Согласно сайту завода, предприятие способно лишь осуществлять «сборку зарядов и комплектацию выстрелов к 125-мм пушке Д-81, 122-мм гаубице Д-30, 130-мм пушке М-46, 10-мм орудийно-пусковой установке 2А70 (для БМП — 3 — авт.)».
И это все. Ни ракет для РСЗО, ни снарядов для «Мсты», «Гиацинта» и «Ноны» в Шостке не делают. И потому для успешного завершения «АТО» Шостка не слишком могучий помощник. Но больше-то в этой области вовсе ничего нет у украинцев!
Когда речь заходит о дефиците боеприпасов у «вийсковых», в Киеве нынче принято сетовать, что ополченцы отняли у них некогда мощный Луганский патронный завод, заложенный еще по велению императрицы Екатерины Великой. Формально — отняли. А на деле от этого завода к 2014-му уже остался только пшик. Задолго до начала нынешней гражданской войны в Донбассе его разгромила все та же нечеловеческая алчность украинского чиновничества.
С 1991-го по 2001 годы на Луганском патронном на металлолом порезали почти пять тысяч тонн первоклассного по тем временам оборудования. Что не удалось сдать вторчерцветмету — демонтировали. Такая судьба, как выяснилось, ждала почти все поточные линии. Их гнали и гнали за рубеж. Скажем — в Йемен, куда за два с небольшим миллиона долларов отправили семь линий для производства патронов для автоматов АК-47. Те линии до сих пор работают на арабов. А украинская армия, к счастью для нас и для Донбасса, все более жадно сосет лапу.
Чем же на этом военно-промышленном пепелище Киеву воевать? Понятно, что кое-что подбрасывает Европа. Особенно Восточная, стремящаяся как можно скорее избавиться от советского оружия, доставшегося в наследство от Варшавского Договора (1955-1991 гг). Новоявленным членам НАТО и ЕС же тоже необходимо утилизировать стареющие боеприпасы. Сделать это за счет Киева — красота, а не бизнес.
Но понятно, что в большинстве в топку боевых действий украинские генералы швыряют то, что удается наскрести по собственным сусекам. К чему это ведет — частенько можно видеть на телеэкранах. Обратите внимание: в объективы телекамер попадают сожженные украинские Т-64, буквально вывернутые наизнанку. С сорванными и на десятки метров отброшенными башнями. Что, все они стали жертвами метких гранатометчиков или артиллеристов ополчения? Едва ли. Обычно такие повреждения танки получают лишь в случае, если в них рвется боеукладка. Что же происходит?
Этим вопросом занялся известный украинский специалист в области бронетехники Андрей Тарасенко (ЖЖ-блогер andrei-bt — ред.). И выяснилось, что многие боевые машины в Донбассе погибли вообще не от рук ополченцев. Их погубили собственные некондиционные боеприпасы. Проще говоря — снаряды с истекшим сроком годности.
Физика этого процесса такова. Со временем в пороховой начинке любого снаряда происходят определенные химические изменения. В случае, если такие изменения значительны, меняется режим горения пороха при выстреле. Резко возрастает давление в канале ствола танковой пушки. И ее попросту разрывает. У экипажа в таком случае не остается шансов.
Все это несколько лет назад доказали специалисты Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. А.А. Морозова. Для экспериментальных стрельб они использовали снаряды, хранившиеся на складах 22 года. На тот период — самые «свежие», из доставшихся от СССР (при этом инструкциями не допускается применять танковые боеприпасы, выпущенные более десяти лет назад — авт.).
А вот брать более древние боеприпасы жизнелюбивые харьковские экспериментаторы не решились, хотя на сегодняшний день только более древние у украинской армии и остались. Стоит ли удивляться сокрушительным потерям украинцев в Т-64? Но произвести новые танковые боеприпасы негде, некому и не на чем.
Кстати, это обстоятельство — устаревшие боеприпасы — делает несостоятельными надежды украинских военных на спасительные поставки крупных партий артиллерийских боеприпасов из Восточной Европы. Там с этим делом не лучше. Поскольку и их арсеналы не особенно пополнялись Россией со времен развала Варшавского Договора (1991).
Впрочем, нынешний Киев не был бы Киевом, если бы не продолжал уверять приунывших сограждан, что и тут «перемога» близка. Недавно советник министра обороны Украины Александр Данилюк в телеэфире заявил, что его страна вот-вот начнет производство бронебойных патронов, превосходящих российские. По сведениям Данилюка, «Россия в Донбассе» испытывает «патроны для стрелкового оружия с карбидным вольфрамовым сердечником, которые не имеют на сегодняшний день аналогов в мире».
Данилюк разузнал, что такие боеприпасы с легкостью пробивают не только бронежилеты, но и бронеавтомобили «Кугуар» и даже бронетранспортеры. Советник продолжил: «Нам удалось получить в результате разведывательной операции документы относительно того, как изготовлять подобные патроны». И в ближайшее время, заверил он, Украина развернет собственное производство чудо-боеприпасов. «И даже вероятно, что они будут еще более мощными, учитывая то, что мы сейчас знаем», — пригрозил он врагам.
Только сколько же времени на это потребуется? Генеральный директор «Укроборонпрома» Роман Романов в понедельник пообещал через два года построить на Украине новый патронный завод. Однако не завершится ли к тому времени сильно буксующая в Донбассе «АТО»? По причине вынужденного перехода украинской армии на лук и стрелы.