Можно дурить кого угодно (даже самого себя), можно сочинять любые сказки и пропагандистские клише, но нельзя обмануть объективную реальность, особенно выраженную в фактах и цифрах.
Идёт глобальное противостояние Китая и США за мировую гегемонию, в котором Россия подвергается атакам со стороны Соединённых Штатов и их сателлитов именно потому, что Вашингтон рассматривает Москву в качестве союзника Китая.
Несколько лет назад Россия была ещё фактически в состоянии выбора, на чьей стороне ей быть. Но США не предприняли ни одной внятной попытки предложить РФ какие-то преимущества от выбора своей стороны. Возможно из жадности, возможно из-за объективного отсутствия таких преимуществ, но скорее всего из своей привычки «нагибать» всех остальных, действуя самым грубым принуждением. Соединённые Штаты всячески грозили, придвигали к границам России свои базы, пытались разворачивать системы ПРО и давили многими другими способами. Но с русскими такое никогда не прокатывало.
Я считаю, что переломный момент наступил 8.08.2008 года, когда русская армия защитила Цхинвал от грузинского вторжения, а местное население — от этнических чисток. Агрессия американских прокси (или кто-то сомневается, что Саакашвили марионетка Госдепа?— авт.) так близко к российским границам оказалась слишком наглой и очевидно неприемлемой. Именно тогда российская элита приняла решение выбрать в качестве стратегического союзника в грядущем противостоянии не падающие США, а поднимающийся Китай. И я полностью поддерживаю этот выбор (почему — ниже).
Эта смена стратегии, кстати, потребовала от российских элит роста самостоятельности. Поэтому в последующие годы были предприняты просто титанические усилия по мягкому, малозаметному для большинства, но целенаправленному переходу на автономные рельсы и отвязки от того, что депутат Фёдоров называет «долларовым иго». И многое продолжает делаться.
Но мы немного не о том. Что могли предложить США России? Практически ничего. Американские рынки слишком далеко и перенасыщены товарами, предельная закредитованность американских домохозяйств значительно снижает их покупательную способность. Китай же, со своей стороны — это практически безграничный рынок, причём значительно ближе. И не только рынок энергоресурсов, но и многих других категорий товаров. Причём потенциал роста китайского внутреннего рынка, состоящего из почти полутора миллиардов потребителей, также огромен.
Что имеют США? Статус мировой резервной валюты (что весьма временно), огромный долг и чрезмерные военные расходы. Что имеет Китай? Стремительный рост ВВП (даже в 2014 году, который считается «неудачным» для Китая, он составил 7,4%), одно из первых мест в мире по золотым запасам, высокий уровень накоплений и инвестиций и так далее. Если все экономические трэнды США нисходящие, то у Китая они восходящие.
В военном плане кажущееся преимущество США также при ближайшем рассмотрении оказывается не столь бесспорным. Население Китая в пять раз больше, чем население США, ценностно-мотивационный комплекс у них также гораздо сильнее, а преимущество в авианосцах, дронах и прочем «оружии будущего» нивелируется простым фактом — практически всё высокотехнологичное оружие США сделано из китайских комплектующих. И производить его самостоятельно они не в состоянии, потому что 95% мировых запасов необходимых для этого редкоземельных элементов сосредоточены в том же Китае. И кто знает, будет ли оно вообще стрелять в направлении китайцев, или внезапно взорвётся прямо в ангарах?
Есть столетние циклы гегемонии, и за всю писанную историю человечества не было зафиксировано ещё ни одного случая, чтобы падающий гегемон смог удержаться на лидирующих позициях. Дольше всех пыталась удержаться Британская Империя, на пике контролировавшая три четверти земной суши, но и они надорвались от имперского истощения. У США же текущий расклад намного хуже, чем был в своё время у британцев.
Грузинские, прибалтийские, а теперь и украинские элиты совершили стратегическую ошибку, связав себя с падающим гегемоном. Той же болезнью неизлечимо больны и либералы в России, которые абсолютно оторваны от реальности в своём поклонении перед западом. Когда-то точно также Мазепа поставил на Карла XII как раз накануне его самого грандиозного поражения под Полтавой, приведшего к закату шведского доминирования в Европе. Как говорил Арнольд Шварценеггер в одном из своих фильмов: «Big mistake» (Большая ошибка — ред.).
Впрочем, их выбор не был рациональным, а скорее был навязан комплексом националистических мифов вперемежку с целенаправленным американским влиянием на формирование властных элит этих стран. Как известно, марионетки не обладают субъектностью, и поэтому зачастую действуют в ущерб собственным интересам (как, например, в случае антироссийских санкций, приносящих значительные убытки всем, кто их ввёл — авт.).
Я всегда крайне негативно относился к холуйскому поведению, когда кто-то услуживает сильным в надежде на вознаграждение. Но и безотносительно к моим личным предпочтениям Грузия, Прибалтика, Польша и Украина уже глубоко наказаны за свой «цивилизационный выбор» обнищанием, деиндустриализацией и депопуляцией. Россия также переболела этой болезнью преклонения перед всем западным в девяностых, но её сильная культура позволила ей постепенно приобрести иммунитет (кроме узкой прослойки либералов, у которых это перешло в терминальную стадию, сейчас справедливо воспринимающуюся остальными как трэш и шизофрения — авт.). К тому же младшее поколение этих стран всё меньше ассоциирует себя со своими странами (как бы ни размахивали разноцветными тряпками политики, но осознание подчинённой и вторичной роли своей страны никак не способствует реальному патриотизму — авт.), что приводит к росту эмиграции.
История показывает нам, что партнёры России всегда были для неё равными (а зачастую она помогала им в ущерб собственным интересам — авт.), а у США нет партнёров, только сателлиты и слуги. В случае Украины это добровольное подчинение уже где-то четвёртой степени иерархии — США, Германия, Польша, и уже под Польшей Украина.
Конечно, каждый сам выбирает свою судьбу, быть самостоятельным и свободным или унижаться за подачки. Но потом не надо жаловаться, когда окажется, что выбранные хозяева не оправдали возложенных на них ложных надежд. А то в Украине уже звучит периодически люмпенское «ЕС — ла-ла-ла-ла», а пан Геращенко отметился, назвав текущего президента США Барака Обаму «политическим карликом».
Глупенькие забыли, что хозяин никогда не действует в интересах рабов, он всегда действует исключительно в своих личных интересах. И раба также заставляет действовать исключительно в интересах хозяина. Даже если в процессе раб умрёт — это не важно. Важен только результат.
И пока некоторые усиленно ждут, когда наступит вожделенное «Рашке — хана!», на самом деле происходят совсем другие процессы. И если эти некоторые их предпочитают не замечать или попросту не понимают их значения, то это их личные проблемы. Психически здоровые люди никогда не захотят жить в иллюзиях.
Во-первых, Китай снова подтвердил ранее заключённое соглашение о валютных свопах между юанем и рублём, что нивелирует роль доллара в отношениях между двумя странами.
Во-вторых, Китай предоставляет России дешёвые кредитные средства в значительных объёмах (первоначально озвученные цифры говорят об эквиваленте 150 миллиардов долларов, с возможностью расширения этой линии по мере необходимости — авт.).
И, судя по всему, эти средства уже начали поступать на российские счета, потому что ряд российских компаний предпринял и продолжает предпринимать крайне интересные и красноречивые шаги.
Из-за информационной кампании относительно санкций, из-за предвзятости западных рейтинговых компаний относительно надёжности российских предприятий с государственным участием, и из-за ряда других субъективных факторов российские активы сильно недооценены, акции и долговые обязательства многих компаний торгуются с дисконтом в районе 10% (плюс-минус).
И вот недавно эти компании начали усиленно выкупать собственные долговые бумаги, особенно там, где дисконт больше, чем обязательства по этим ценным бумагам (например, кредит брался под 8% годовых, а дисконт уже 10% — авт.). То есть эти компании получили широкий доступ к кредитным средствам (как китайским, так и государственным — авт.), что позволяет им больше не зависеть от заимствований на западе и инвестировать в снижение собственной долговой нагрузки.
Таким образом снижается зависимость от западных рынков капитала, диверсифицируется содержание кредитных портфелей и снижаются расходы на обслуживание долгов. И, самое главное, это означает, что, по крайней мере, частично решается стратегическая проблема дефицита дешёвых длинных (инвестиционных) денег. А это позволит обеспечить рост и развитие реального сектора российской экономики.
Как видим, можно громко кричать о своей поддержке, но ничего не делать, или даже вредить и грабить (как это делают США по отношению к Украине), или молчать, но делать дело, как это происходит в российско-китайских отношениях.
В этом столетии Россия будет ближайшим союзником и партнёром нового мирового гегемона, что безусловно позволит ей занимать самые привлекательные и лидирующие позиции в мире. А марионеткам американцев в украинском правительстве хочется напомнить, что «Рабов в рай не пускают».