Зная о том, что президент Литвы Даля Грибаускайте после визита в Брюссель посетит 24 ноября Киев и от нее можно ожидать выпады в адрес Берлина, министр иностранных дел ФРГ Франц-Вальтер Штайнмайер 23 ноября высказался против вступления Украины в НАТО. А в Евросоюзе, как он сказал, Украину не ждут «даже в долгосрочной перспективе». Однако президент маленькой Литвы, гордой поддержкой Соединённых Штатов, считает иначе.
Штайнмайер отметил, что членство Украины в ЕС — это «проект, над которым предстоит работать не одному поколению украинцев». О членстве в НАТО вообще речи не идет. Зато Даля Грибаускайте, прибыв в Киев, сразу повела разговор об отношениях между Украиной и НАТО.
Из Брюсселя её поддержал генсек НАТО Йенс Столтенберг. «Я был на саммите в Бухаресте, когда мы решили, что Украина будет членом (НАТО), — заявил он 24 ноября. — Это решение остается в силе, если Украина будет отвечать критериям членства и если она этого захочет».
Выступая в Киеве, Грибаускайте торжественно провозгласила: «Никто не может остановить Украину от подачи заявки на вступление в НАТО. Никто не может диктовать вам, какое направление вам следует избирать. Тем более это не может диктовать ваш сосед». Отметив, что Украине следует провести ряд реформ, чтобы альянс мог принять соответствующее решение, президент Литвы уточнила: «По сути, это точно такие реформы, которые необходимы для приобретения Украиной членства в Евросоюзе». В обоих случаях речь идёт об одном и том же: о полном завершении отрыва Украины от России.
Порошенко выступил в тон Грибаускайте и подчеркнул, что считает действующим решение саммита НАТО 2008 года о том, что «Украина когда-то станет членом альянса».
Визит Дали Грибаускайте в Киев стал своеобразным продолжением визита Джо Байдена. Дело в том, что вице-президент США, как писала The Financial Time, не только «не пообещал тяжелые вооружения для борьбы с движением инсургентов», но и дал понять, что, сколько американского оружия Украине ни поставляй, «российская сторона будет превосходить ее по огневой силе». Кроме того, Байден внушал Порошенко, что необходимо «очистить» систему государственного управления, экономику и судебную систему Украины и покончить с коррупцией. Мол, без этого Соединённым Штатам не удастся убедить потенциальных партнеров в необходимости увеличения финансовой помощи Украине или введения дополнительных санкций против России. Чтобы сказанные на публику слова Байдена не показались украинским властям горькой пилюлей, подсластить пилюлю и отправилась Грибаускайте. И, надо сказать, у неё всё получилось.
По итогам встречи президентов Украины и Литвы стороны договорились о поставках вооружения для украинской армии. «Мы договорились о подготовке офицеров и участии в многонациональных учениях на территории Литвы, договорились о сотрудничестве в военно-технической сфере и конкретных поставках конкретных элементов вооружений для Вооружённых сил Украины», — заявил Порошенко.
О каких «конкретных элементах вооружений» шла речь, уточнения не последовало. То ли солдатские котелки, то ли высокоточное оружие. Будучи членом НАТО, Литва может передать Украине что угодно, в том числе те самые тяжёлые вооружения, которых Байден вроде бы не обещал. Однако сразу возникает вопрос. Недавно Киев отказался от списанных канадских истребителей-бомбардировщиков F/A-18 по причине дороговизны их эксплуатации и отсутствия подготовленных пилотов. А чем платить за новую технику? Или опять же о новой военной технике для украинской армии речь не идёт, а Литва просто станет каналом переправки на Украину натовского металлолома, который поможет поддерживать военный конфликт в тлеющем состоянии на длительное время?
Джордж Сорос в эти дни требует от Евросоюза и МВФ 20 млрд. долларов для Украины в виде безвозмездной помощи. А то, мол, говорит он, проиграем Москве не только Донецк и Луганск вместе с Украиной, но и в перспективе весь Евросоюз. Однако пока что Байден, судя по сообщениям, привёз в Киев в 1000 раз меньше того, что хотелось бы Соросу, — всего 20 млн. долларов — и то на реформирование судебной и правоохранительной систем, а не на вооружение армии. И еще 3 миллиона долларов — на помощь беженцам. Есть, конечно, ещё обещание денег от Международного финансового фонда в обмен на украинские реформы и «усмирение Донбасса», но это только обещание.
Что же касается президента Грибаускайте, то она, кроме очередной порции гневной риторики в адрес России да критики сдержанной позиции Берлина, вообще ничего в Киев не привезла.
Так кто всё-таки заплатит за «конкретные элементы вооружений» для украинской армии, обещанные Далей Грибаускайте? И что это за «конкретные элементы»?