20 марта 2003 года американские пехотинцы вторглись на территорию независимого государства Ирак. Дальше — свержение Саддама Хусейна под девизом неких «высших демократических ценностей», а также на основании сфальсифицированных данных о якобы наличии в Ираке оружия массового поражения.
Казнь Хуссейна в 2006 году тогдашний президент США Джордж Буш назвал «очередным шагом на пути Ирака к демократии».
Что же случилось на самом деле? Иракская нефтяная отрасль до вторжения США была полностью под контролем иракского государства, после — была приватизирована и перешла в основном под управление иностранными компаниями. Знаменитый сегодня министр обороны США Чак Хейгел, который заявил, что «Россия приближается к НАТО», в 2007 году, упоминая войну в Ираке, объяснил: «люди говорят, что мы не сражаемся за нефть. Конечно же, мы сражаемся!»
Каков итог? Впервые за несколько десятилетий компании США и ее союзников получили львиную долю в иракской нефтяной индустрии. На протяжении последних десяти лет они выкачивали нефть из Ирака, который обладает одними из самых крупных резервов «черного золота» в мире. Вторжение в Ирак ради этих целей интенсивно прорабатывалось на протяжении трех лет — об этом свидетельствуют документы, в которых красной нитью прослеживалась идея: иракская нефть должна перейти под контроль американских компаний.
В дальнейшем, когда помеха для США в виде Саддама Хусейна была устранена, американские советники, которые прибыли в Ирак, помогали принять нужное законодательство.
Вмешательство США в дела Ирака сказалось негативно буквально на всем. Даже уровень добычи нефти оказался ниже, чем в 1979 году, когда все контролировалось иракским правительством — тогда добывалось по 3,5 миллиона баррелей в сутки. После разрухи, затеянной под эгидой «демократических реформ», добыча выросла на 50%, но так и не достигла рекордных значений. Между тем, 80% производимой нефти стали направляться на экспорт — это было бы неплохо, но дело в том, что даже элементарный минимум удовлетворения внутренних энергетических потребностей был проигнорирован. 25% населения Ирака живут в бедности, а для большинства — водоснабжение и электричество является предметами роскоши.
Иностранные компании, которые получили контроль над иракской нефтяной отраслью, даже не позаботились об увеличении рабочих мест для местного населения — этот сектор, несмотря на его колоссальное значение для экономики Ирака, создает всего 4% рабочих мест, при этом общее количество вакансий сокращается год от года. Напомним, что 80% прибыли, заработанной в Ираке, вывозится за его пределы.
Что еще принесла Ираку демократия по-американски? Промышленность пришла в упадок, а страна, которая кормила себя сама, стала в значительной степени зависеть от поставок продуктов питания из-за рубежа.
Местные фермеры оказались без работы — их труд попросту никому не нужен.
Проходят годы, а стратегия США не меняется. 2014 год — год трагедии для Украины. Чудом, спасаясь от обстрелов, удалось остаться в живых законно избранному президенту Украины Виктору Януковичу. Далее, сын второго лица американского государства — вице-президента Джозефа Байдена — начинает работу в энергетической компании Burisma Holdings на Украине. Премьер-министр Арсений Яценюк всеми способами добивается возможности приватизировать украинскую газотранспортную систему (ГТС), а также все ключевые предприятия страны в интересах американского бизнеса и близких к нему компаний. Что будет дальше — очевидно на примере Ирака: экспорт нищеты, а не мифических демократических ценностей — вот что сулит вмешательство США в дела Украины.
Один из свежих примеров насаждения демократии по-американски — это Южный Судан. Вашингтону не нравится, что президент страны Салва Киир намерен поддерживать дружбу с Китаем в производстве нефти. В 2012 году американцам удалось добиться закрытия нефтяных скважин, пообещав 200 миллионов долларов «помощи». Конечно, как часто это бывало и ранее, «помощь» США оказалась пустым звуком, а закрытие скважин поставило страну на грань выживания. Тогда руку помощи протянул Китай, вложив в нефтяной сектор Южного Судана 8 миллиардов долларов. Скважины вновь заработали, однако кое-кто за океаном стал оказывать поддержку вооруженным группировкам в соседней Эфиопии, чтобы создать очаг напряженности рядом с Южным Суданом. Что будет дальше — увы, не трудно догадаться.
При всем этом, США активно вооружаются, как ни одна страна в мире.
Против кого, хочется спросить, если американские вооруженные силы вмешиваются то в дела то одной страны, то другой? На долю США приходится 37% всех трат на вооружение в мире — для сравнения, Россия и Китай тратят по 5% и 11% соответственно. США просто нашпигованы оружием внутри страны: по количеству смертей от оружия эта страна — лидер среди 27 развитых государств мира. Для сравнения: риск попасть под шальную пулю в США в 40 раз больше, чем в Великобритании.
Как носитель «демократических ценностей» относится к важным социальным вопросам внутри страны и что хочет экспортировать? Данные об образовании в США показывают, что две трети выпускников колледжей не справляются с элементарными математическими задачами. Из 65 обследованных стран, США занимают 17-е место по уровню навыков чтения и 21-е место — по владению математикой.
В области образования США отстают от таких стран как Польша и Словакия.
Здоровье также не является приоритетом в США: среди 11 развитых промышленных экономик мира эта страна заняла последнее место по совокупным значениям следующих показателей: средняя продолжительность здоровой жизни человека, смертность, которая наступила от факторов, которые могли быть предотвращены, и другие.
Здравоохранение США явно не соответствует амбициям этой страны — и находится на 70-м месте в мире по качеству. Продолжительность жизни в США постоянно уменьшается, при этом наблюдается рост серьезных заболеваний: по прогнозам, к 2020 году практически каждый второй американец будет иметь признаки диабета. Доля граждан, которые страдают раковыми заболеваниями, выводит США на 7-е место в мире.
Наконец, помимо 48 миллионов американцев, которые могут прокормить себя, полагаясь только на продовольственные карточки, процент молодежи, которая питается хуже минимальных медицинских стандартов, выше, чем в 32 развитых странах.
Живя в долг и имея колоссальный дефицит внешней торговли в 472 миллиарда долларов, США используют «цветные революции», чтобы получить доступ на новые рынки.
Например, если в 2012-2013 годах США не экспортировали в Египет ни тонны кукурузы, то в этом году только за сентябрь им удалось продать 272 тонны.
Киевские власти, видимо, прилежно учились демократии по-американски. Помимо того, что ключевые предприятия в стране переходят под контроль американских и приближенных к США европейских компаний, вызывает вопросы, чего хочется добиться Киев, наращивая в ускоренном темпе экспорт зерновых? За период с июля по сентябрь киевские власти вывезли на Запад на 48% больше зерна, чем в прошлом году. То, что вывозятся критические запасы, и в стране скоро возникнет дефицит хлеба — очевидно. Таким образом, Украина становится еще одной площадкой, на которой ее западные партнеры снова демонстрируют всему миру свою способность экспортировать голод и нищету.