Мир стал богаче на еще одну «цветную революцию», когда в специальном административном районе Китая, Гонконге, начались демонстрации студентов. С понедельника прошлой недели около 150 школьников и студентов протестуют и требуют «больше демократии». Кроме того, ранним утром в воскресенье началась протестная акция движения Occupy Central with Love and Peace, был заблокирован банковский квартал города, в котором проживают десять миллионов человек.
Движение выступает за свободные выборы премьер-министра Гонконга. Вообще-то протестная акция была запланирована на среду, когда отмечается День образования КНР, но под впечатлением от протестов студентов, демонстрация была перенесена. В акции приняли участие до 10 тысяч человек. Раскрытые зонтики, как защитное средство от слезоточивого газа полиции, стали символом акции — по крайней мере, в западных СМИ.
Молодые люди, требующие больше демократии, положительное освещение на Западе — все это напоминает арабские революции и Евромайдан. Кроме того, из-за обозначения Occupy проводятся параллели с акциями, проводимыми в финансовых кварталах западных метрополий. Но цели и фон абсолютно разные — протест направлен не против неолиберальной идеологии, а против принадлежности Гонконга к Китаю.
Вместе с требованиями «большей демократии» участники хотят донести до властей, что британцы управляли своей бывшей колонией в диктаторском духе. Смягчение закона о выборах, которые были приняты еще до начала протестов, сделают предстоящие в 2017 году выборы самыми демократичными, которые только были в Гонконге. Протесты против привилегии КНР в выборе кандидатов на пост премьер-министра направлен напрямую против правил соглашения между Лондоном и Пекином о передаче Гонконга. То, что речь идет не только о Гонконге, но и обо всем Китае, для местных СМИ, дело уже решенное. «Пекин боится революции зонтиков», — пишет газета Die Welt.
10 тысяч демонстрантов, опасность для господства коммунистической партии Китая? Напряжение в обществе в Гонконге уходит своими корнями в его особую историю и говорит больше о ситуации в городе, чем в Китае в целом.
В 1841 году британские войска оккупировали полуостров в дельте Жемчужной реки. В 1843 году Гонконг был объявлен колонией британской короны. Только в 1997 году британцы оставили территории, на которых на настоящий момент проживают порядка семи миллионов человек. Под британским господством город сумел превратиться в азиатскую экономическую державу. Образовался класс буржуазии, которая ведет успешный бизнес с остальным Китаем и другими странами. Возврат к Китаю ничего не изменил в проходящем буме. В рейтинге глобальной конкурентноспособности, представленном аналитической группой Всемирного экономического форума, Гонконг занимает седьмое место. Местная буржуазия представлена в правительстве, она заинтересована в спокойном положении в Гонконге и хороших отношениях с остальным Китаем.
Но либерализация китайской экономики вытеснила полуостров из ведущих позиций. Такие портовые города как Шанхай или Гаунчжоу, биржи в Пекине или других городах взяли на себя функции, которые традиционно выполнял Гонконг. Даже уровень жизни перегруженного города в настоящий момент зачастую ниже, чем в других метрополиях. Жители материкового Китая, которые могут беспроблемно въезжать в Гонконг, оставляют здесь за поездку примерно 730 евро, больше, чем остальные туристы. Все более тесное переплетение с Китаем вызывает и недовольство. За последние годы все чаще доходило до конфликтов вокруг «нецивилизованного поведения» материковых китайцев. Экономическому вытеснению способствуют богатые туристы. Из Народной республики была слышна критика из-за высокомерия китайцев из Гонконга.
Профессор пекинского университета Конг Киндонг (Kong Qingdong) несколько лет назад назвал прозападных активистов Гонконга «колониальными собаками». Между ними и западными «мозговыми центрами» и НКО существует тесная связь. Так, например, финансируемый США Hong Kong America Center, который курируется бывшим высокопоставленным американским дипломатом Мортоном Холбруком (Morton Holbrook), оказывает влияние на формирование учебного плана в школах и университетах.
Китайская газета Wen Wie Po недавно написала о связях между одним из лидеров студенческих протестов Джошуа Вонгом (Joshua Wong) и американскими структурами. Вонг, часто гостивший за счет своих американских друзей в роскошных отелях Макао, был целенаправленно возведен в ранг «политической суперзвезды». Гиганту медиаотрасли Джимми Лаю (Jimmy Lai), издающему несколько критически настроенных по отношению к правительству газет, приписываются связи с ЦРУ.
Эскалация напряженности в Гонконге именно накануне 65-летнего юбилея со дня основания КНР — не случайность. После нескольких неудавшихся попыток воздействия на тибетских и уйгурских сепаратистов или прозападных диссидентов сейчас осуществляется попытка давления на Китай через Гонконг.
Ничего не свидетельствует о том, что она увенчается успехом, потому что социальная и политическая ситуация в Гонконге и в материковой части Китая сильно различаются. Результаты прошлых «цветных революций», которые закончились гражданскими войнами, хаосом и насилием и не принесли обещанной демократии, являются достаточным предупреждением для китайцев, не раз становившихся жертвой империалистической агрессии.
«Революционеры зонтиков» вынуждены будут остановиться на пути между Гонконгом и Шэньчжэнем. Потому что мечты о всекитайской революции основаны не на чем-то большем, чем на западном мышлении, которое может привести в худшем случае к бездумному насилию.
Автор статьи: Себастиан Карленс