Президент США Барак Обама выстроил новую «ось зла». В среду, 24 сентября, выступая на 69-й сессии Генассамблеи ООН, он назвал главные на сегодня мировые угрозы: вирус Эболы, действия России в Европе и террористов в Сирии и Ираке.
«В то время как мы собрались здесь, вспышка Эболы поражает системы здравоохранения в Западной Африке и угрожает быстро распространиться за её пределы. Агрессия России в Европе напоминает о днях, когда большие нации угрожали малым, преследуя собственные территориальные амбиции. Жестокость террористов в Сирии и Ираке заставляет нас смотреть в сердце тьмы», — патетически объявил Обама.
На первый взгляд, новая «ось» выглядит эклектично. Однако есть общая тема, напрямую связанная с интересами США, которая элементы «оси» объединяет: мировой контроль над запасами нефти и газа.
Наиболее ярко это проявляется в случае с Западной Африкой. Зона, где якобы свирепствует «лихорадка Эболы», по странному совпадению является основным нефтегазоносным районом континента. В 2011-м году компания African Petroleum Limited обнародовала данные о разведке нефтяных месторождений у берегов Сьерра-Леоне и Либерии.
Оказалось, там содержатся миллиарды баррелей нефти (1 баррель = 0,13 тонн), и месторождения могут стать одними из перспективнейших в мире. Между тем, сейчас в Западной Африке хозяйничают китайцы — КНР покрывает 30% своих потребностей в нефти именно африканским «черным золотом».
Включение вируса Эболы в «ось зла» позволяет Вашингтону лишить Китай — своего соперника №1 в мире — доступа к энергоносителям. 19 сентября первая группа американских военных уже высадилась в Либерии, и это лишь авангард группировки из 3000 военнослужащих, которая готовится к отправке в этот регион. Надо думать, вслед за военными в Западную Африку придут и американские нефтяные компании.
С Ираком и Сирией все тоже понятно. Активная деятельность террористов из «Исламского государства» ставит крест на планах Ирана поставлять газ в Европу по наземному газопроводу. Иран, напомним, находится на втором месте (после России) по запасам природного газа. Причём для Евросоюза иранский газ является единственной реальной альтернативой российскому.
В августе нынешнего года замминистра по нефти Ирана Али Маджеди заявил, что экспорт можно вести различными маршрутами, которые включают территорию Турции, Ирака, Сирии, Кавказа и Чёрного моря. США такое развитие событий только на руку: с помощью иранского газа можно и Россию ослабить, и Европу взять под больший контроль. Поэтому включение «Исламского государства» в «ось зла» — шаг логичный.
С действиями России на Украине ситуация немного сложнее. С одной стороны, нестабильность в «незалежной» подталкивает европейцев к сотрудничеству по газу с Тегераном, с другой — слухи о том, что США намерены разрабатывать залежи сланцевого газа на Украине оказались вовсе не «уткой».
По данным собственного источника «Свободной прессы», в окрестностях Славянска уже замечены американские буровые, которые охраняет военизированный ЧОП из Киева.
Что на деле стоит за выступлением Обамы, и как реализация планов США скажется на России?
— Сегодня фактически идёт Третья мировая война за природные ресурсы, и ведётся она методом локальных войн, — уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Ближний Восток и Африка — основные регионы, из которых Китай получает нефть, которая критически важна для растущей китайской экономики.
Геополитическая задача США в этой ситуации — не допустить усиления Китая в нефтеносных регионах: Африке, Ираке, Ливии. Для этого американцы разжигают в этих регионах гражданские войны, и активно их поддерживают.
Для Штатов, кроме того, принципиально важна высокая цена на нефть, поскольку себестоимость нефтедобычи в самой Америке самая высокая в мире — около 70-85 долларов за баррель. Из-за этого американцы дополнительно заинтересованы, чтобы в других регионах добыча нефти не росла.
Сейчас, для усиления дестабилизации в нефтегазоносных регионах, Америка пытается разжечь локальную войну ещё и в Турции. Недавно ведущий американский аналитик и политконсультант Джордж Фридман (человек, близкий к спецслужбам США, основатель агентства Stratfor, которое называют «частным ЦРУ») откровенно объяснил, почему имеются два разорванных локальных конфликта — на Украине и в Сирии с Ираком: между ними находится Турция. Если конфликт перекинется на турецкую территорию, Ирану не поздоровится, а России — тем более.
Для решения этой задачи, пояснил Фридман, США будут использовать фактор курдов, которые живут как в самой Турции, так и в Сирии, и Ираке. Если простимулировать освободительную борьбу курдов, Анкара столкнётся с гражданской войной, — считает Фридман.
И это — не пустые слова. В среду, 24 сентября, стало известно, что «Исламское государство» — террористическая организация, которая взялась якобы из ниоткуда, — начала нападение на курдские районы Сирии. В результате курды в массовом порядке бегут в Турцию, вызывая там беспорядки. А беспорядки, как вы понимаете, имеют шанс перерасти в полноценную гражданскую войну.
- Иран и Турция понимают, что происходит?
— Конечно. Поэтому турецкий премьер Реждеп Тайип Эрдоган начинает выступать против США, а Иран — поддерживать шиитов, которые проживают на территории Йемена. 23 сентября лидер шиитской группировки «Аль-Хуси» Абд аль-Малик аль-Хути заявил в эфире местного телевидения о захвате столицы Йемена Саны и объявил о победе повстанцев над правительственными войсками.
Здесь нужно понимать: Йемен — это южное подбрюшье проамериканской Саудовской Аравии (традиционного поставщика нефти в США). Население Йемена — микроскопической страны, которую практически не видно на карте, — и огромной Саудовской Аравии приблизительно одинаково: около 25-27 миллионов человек. Вместе с тем, уровень жизни в этих странах отличается на несколько порядков: в Йемене царит подлинная нищета.
При таком раскладе есть все предпосылки, что нестабильность в Йемене перекинется и на Саудовскую Аравию, что нанесёт очень серьёзный удар по американским интересам. Возможно, это заставит США поумерить активность в Африке.
- Американцам удастся выдавить Китай из Африки?
— Африку американцы давно окучивают. Ещё в 2007-м они создали специальное Африканское командование (Africom) и стали активно работать на «чёрном континенте»: создавать частные армии, вооружать местных боевиков, натравливать их на китайцев, стравливать между собой в гражданских войнах. Словом, по мере сил вставлять китайцам палки в колеса.
Однако китайцы вложили в добычу полезных ископаемых в Африке огромные деньги: не только в добычу нефти, но и угля, в производство металла. Китайцы, кроме того, построили огромную инфраструктуру — дороги, аэропорты, школы, больницы. Сейчас в Африке очень много китайских объектов, причём на большинстве из них работает китайский же персонал — а это сотни тысяч человек. Выдавить их из Африки будет очень сложно.
- Как на этом фоне выглядят ситуация с Ираном? Сумеют ли американцы наладить поставки в Европу иранского газа, и сильно ли это ударит по России?
— Есть два фактора, которые препятствуют иранским поставкам. Первый — Ираном руководят аятоллы, настроенные по отношению к США крайне недружественно. Штаты договориться с ними не могут, и пока аятоллы у власти, с Тегерана не будут полностью сняты международные санкции. Чтобы иметь дело с Тегераном, Вашингтону нужно поменять там режим теократический на светский и проамериканский. Этого быстро не сделать.
Второй фактор — трудности с транзитом иранского газа. Сейчас Иран поставляет в Турцию небольшие объёмы «голубого топлива», причём газопровод идёт как раз через курдские земли. Курды этот газопровод регулярно подрывают. Завязывать крупные поставки газа под такой маршрут — особенно с учётом того, что Штаты собираются дестабилизировать Турцию, — практически нереально.
Можно, конечно, вывозить из Ирана сжиженный газ, благо у страны есть выход к морю. Однако строительство заводов по сжижению газа и морского терминала требует огромных инвестиций и времени. Чтобы в Иране сменился режим, а в страну пошли инвесторы, требуется — в теории — не менее 10 лет.
- А каковы шансы, что американцы наладят добычу сланцевого газа на Украине?
— Пока это вопрос открытый. В Польше, напомню, американские компании тоже занимались бурением сланцев. Но оказалось, что польский газ мало того, что дорогой, но ещё и крайне низкий по качеству — в нем слишком много азота. В итоге добычу признали нерентабельной.
На Украине попытки разработки сланцевого газа тоже, скорее всего, окончатся пшиком. Но, видимо, США пытаются бурить скважины на Юго-Востоке.
Я в этом большой беды не вижу. Если Украина будет добывать больше своего газа, и будет меньше просить его у России — нам это только на руку.
- Получается, политика США не слишком подрывает позиции России?
— Самый плохой для нас элемент американской политики — украинский конфликт. Если американцы будут взрывать Турцию, это затронет и наш Кавказ. В результате, мы получим войну и на Украине, и на Кавказе. А как следствие — потоки беженцев и всплеск терроризма.
Однако я бы не стал сгущать краски. Сейчас самим Штатам приходится не сладко. Население Америки растёт исключительно за счёт афроамериканцев и латинос, тогда как число белых неуклонно сокращается. В результате в США все чаще вспыхивают расовые волнения. Думаю, со временем они будут только множиться.
Неспокойна ситуация и в Мексике: за последние несколько лет в американских штатах, граничащих с этим государством, погибло около 70 тысяч человек — наркоторговцев и борцов с ними, там идёт латентная война.
По сути, сегодня внутренняя ситуация США далека от стабильности. Вполне может статься, что американцы, как принято говорить, «отхватят» по полной программе в своей собственной стране, не доведя мировой войны за ресурсы до победы…
— Причина жёсткого выступления Обамы — попытка противников США пересмотреть принцип, согласно которому торговля нефтью должна вестись исключительно за доллары, — считает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — В 1970-е эта стратегия была навязана Штатами странам ОПЕК, но сегодня сделки с нефтью все чаще совершают либо в национальных валютах, либо по бартеру.
Вашингтон беспокоит, в частности, крупная сделка по нефти, которая намечается между Россией и Ираном (на бартерной основе), а также попытка Китая и России вести нефтегазовые расчёты в национальных валютах. Это подрывает благополучие американского доллара и создаёт политические и финансово-экономические риски для Вашингтона.
Выступление Обамы, на мой взгляд, можно сравнить только с Фултонской речью Уинстона Черчилля, в ходе которой британский премьер объявил холодную войну СССР. Барак Обама, по сути, объявил новую «холодную войну» — на этот раз Российской Федерации.
Я бы такого рода заявления без внимания не оставлял. Это вполне конкретная угроза.