Донецк и Днепропетровск. Словно близнецы-братья. Два мегаполиса, почти четверть века отчаянно борющиеся друг с другом за право стать бизнес-столицей всея Украины. Со своими амбициями, олигархами и политико-криминальными кланами. И если подобное сравнение было справедливо в августе 2013-го, то в последний летний месяц 2014-го оно кажется абсолютно неприемлемым.
Один брат, решивший пойти против воли отца-Киева и высказать свое мнение, превратился в изуродованного калеку. Второй же надел вышиванку и пошел против брата, затаив мечты об «отдельной жизни» в самых укромных уголках души.
Пробыл в Днепропетровской области полторы недели. У меня осталось довольно яркое впечатление об этом регионе, точнее всего передаваемое фразой из михалковской экранизации рассказов Чехова: «Самомнение у нас-то — европейское! Образование, правда, азиатское…».
Из Одессы в Днепропетровск добирался автобусом. Ночью. Почти весь путь меня сопровождала Большая Медведица, которую еще месяц назад я так любил разглядывать с крыши бомбоубежища возле горловской шахты им. Ленина. Под Кривым Рогом автобус въехал в густой туман, тянувшийся до самого Днепропетровска. Металлургический запах Криворожья сразу же заставил вспомнить о доме. Утром добрались в град Петровского на Днепре. Будучи здесь на концерте «Оргии Праведников» еще лет пять-шесть назад, запомнил Днепропетровск как некое архитектурное объединение «матери городов русских», «первой столицы Украины» и «города миллиона роз». Этот днепровский мегаполис воплотил в себе весь «улично-фасадный» колорит Левобережья. А улицу Карла Маркса я вообще считаю одним из красивейших центров Юго-Востока Украины.
Но ярче всего духовную суть Днепропетровска отражает гостиница «Парус». Монументальный и недостроенный советский мегапроект, на фасаде которого гордо намалеван украинский герб (поверх старой рекламы Приват-Банка). Вот так и сам город. При всем обилии современных стеклобетонных башен и многоэтажных жилых комплексов, Днепропетровск так и остается недоведенным до конца амбициозным советским проектом. Советское (хорошее и плохое) здесь повсюду — и под рекламами бутиков в ЦУМе, и в великолепных мостах возле подмарафеченной Набережной, и в ханжеской молодежи, увешанной желто-голубыми ленточками.
Таким мог бы быть и Донецк, если бы продолжил жить под ярмом своих олигархов и бело-голубых политиков. Днепропетровск сегодня — это ненаступившее донецкое завтра. В лоне Единой Украины. Цены здесь такие же, как и у нас полгода назад. И людей мучают скорее бытовые и коммунальные проблемы, нежели война. О ней свидетельствуют лишь три изменения:
- блок-посты Нацгвардии при въезде в город;
- волонтеры с тележками, просящие помощь для армии в супермаркетах;
- летящие в аэропорт вертолеты и едущие туда с мигалками кортежи карет «скорой помощи».
Причем, глядя на количество последних, днепропетровчане смутно догадываются, что сообщения украинских СМИ о потерях ВСУ в зоне АТО несколько… занижены.
Жители Днепропетровска не просто любят свой город, но и гордятся им, как дончане в свое время «шахтерской столицей». В их разговорах о своем регионе чувствуется до боли знакомая заносчивость, мол, они «не дотационные», «самодостаточные» и «при случае защитят свой регион и соседние». Все, как в Донецке — год назад. С одним отличием — разные национальные полюса.
Спрашиваю знакомого: «Ну, и как вам новый губернатор?». «Да как-то не особо чувствуется. У нас — мир. Это его главное достижение», — отвечает он мне. И так многие — сдают чуть ли не ползарплаты на нужды армии, отправляют «гуманитарку» Нацгвардии и молятся на фразу «лишь бы у нас такого не было».
Да, пока Киев не затронул их «недотационный» регион и не покусился на интересы самого Днепропетровска, у них такого не будет. Но когда Киеву понадобятся деньги, то выкачивать он будет их именно из самодостаточного Днепропетровска, а не со сводящего концы с концами Херсона или Ровно. И любая попытка оставить деньги в регионе приведет к «донбасскому сценарию». Сможет ли тогда гордый Днепропетровск проглотить требования своего соседа по Днепру? Поможет ли ему статус «всея защитника»?
Уже сейчас в своих дворах днепропетровчане изливают праведный гнев о повышении коммунальных тарифов. Например, в Самарском и Индустриальном районах Днепропетровска горячая вода достигает 26 с лишним гривен за кубометр. И это при том, что расположенная там Днепровская ТЭС сливает свою горячую воду в близлежащую реку, которая не замерзает даже зимой. ТЭС, к слову сказать, принадлежит ахметовской компании ДТЭК.
Да и с мобилизацией тут все обстоит не так красочно, как нам описывают это масс-медиа. Лично слышал, как женщины на скамейке друг другу рассказывали, что приходящие повестки они втайне от мужей и сыновей прячут, а потом выбрасывают в мусорные баки. «Пускай, вон, беженцы-мужчины из Донбасса идут на фронт», — восклицают они. Открыто никто не говорит, что с дончанами воевать они не хотят, но… Но днепропетровчанки больше всего боятся, что их мужья и сыновья не вернуться из Донбасса. Уже сейчас они, как и многие слабо идентифицирующие себя с украинской нацией жители Юго-Востока, взвешивают ценность жизни близких и единство Украины. Но при этом не забывают активно сдавать на АТО продукты, вещи и деньги. Лишь бы другие, но не они воевали.
Еще одно подтверждение этой мысли — мои наблюдения на Дне флага и Дне независимости, которые я провел как раз в Днепропетровске. Представшее 23 августа на Набережной действо больше всего напомнило мне советские первомайские парады. Люди с флажками, дети на плечах, ленточки (правда, не красные банты, а желто-голубые «стрічки») и все вокруг улыбаются. Казалось бы, ничего страшного, но…. Но тут появляется колонна с украинскими двуколорами и черно-красными стягами. Впереди идут маргинальные усатые деды-националисты и орут «Украина понад усе!» (да так истошно, что слышится скорее немецкое «Deutschland uber alles»). А за этими (сошедшими по многострадальной Украине с ума еще в диссидентские 70-е) дедушками идет вся эта улыбающаяся и жизнерадостная толпа обывателей — парней в черных футболках с белым трезубцами и надписью: «Я українець», девушек в веночках, сорочках и красных бусах, а также менеджеров, одевших свои уикендные вышиванки. Толпа с улыбкой поддерживающая лозунг «Украина превыше всего». Превыше человечности, любви и чужих жизней. Воинствующее мещанство, не желающее брать на себя реальную ответственность.
Увиденное на днепропетрвоской Набережной 23 августа вызвало у меня огромный ряд вопросов к т.н. патриотам.
- Во-первых, почему эти молодые и патриотичные футболконосцы не на фронте? Почему, когда под Иловайском гибнут добровольцы «Донбасса» и «Днепра», а Семен Семенченко из больницы взывает «Нам нужны те, кто готов умереть за Украину», эти родинолюбцы красиво вышагивают по Набережной Днепра? Много ли геройства в том, чтобы носить желто-голубую ленточку в безопасном Днепропетровске?.
- Во-вторых, почему размалеванные иностранной косметикой девицы в сорочках носят веночки, вместо того, чтобы как можно скорее забеременеть и родить с десяток детей? Детей, которые будут в будущем работать и воевать за Украину. Каждая барышня, гордо заявляющая, что она патриотка, должна быть готова к тому, чтобы рожать и рожать украинцев. Именно в этом заключается ее главная патриотическая функция перед 40-миллионной страной. Несмотря на мизерную господдержку, отсутствие жилья и риск не сделать себе карьеру. Ведь… «Украина понад усе!».
- В-третьих, почему на День независимости «МакДональдс» возле площади Ленина был забит людьми в вышиванках и «спидныцях»? Это ли, любезные мои патриотики, любовь к Отчизне — финансировать иностранную компанию общепита? Почему же вы в ущерб своим кошелькам не идете питаться в более дорогие, но отечественные заведения? Почему не укрепляете отечественную сферу торговли? Наверное, по той же причине, по которой вывешиваете с балконов украинские флаги, но ленитесь элементарно под этим самым балконом убрать мусор.
Именно это я наблюдал сплошь и рядом в Днепропетровске. Флаги на окнах, полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки в зарослях придомовых территорий. Еще в школе меня тошнило от этого шароварного украинского псевдопатриотизма, который сегодня на трендовый щит подняла молодежь в Днепропетровске. Все эти хипстерские девочки с рюкзачками, считающиеся себя глубокими интеллектуалами и при этом наслаждающиеся низкопробными выступлениями местных ВИА, перепевающих мумифицированный еще в советское время репертуар Павла Зиброва или Оксаны Билозир. И в страшном сне я не мог представить, что подобный музыкальный продукт молодые люди будут слушать с упоением. В Днепропетровске я это увидел.
Отчего я так предвзят ко всем этим «стричковым герояславцам»? Оттого, что видел в Днепропетровске солдат-срочников. 17 и 18-летних пацанов. Командир привел их в супермаркет «Varus» — с какой целью, я не знаю. Может, помочь с покупками. А, может, и забрать «помощь» от населения (среди которой, кстати, очень популярна туалетная бумага). Так вот, в их глазах я не видел самоуверенности и пламенного патриотизма. В их глазах были лишь обреченность и смирение с судьбой.
Так почему, скажите мне на милость, эти ребята должны гибнуть, когда совершенно свободно по улицам ходят «чубатые» национал-гопники, кичащиеся сопричастностью к государству своими футболками и ленточками? Я уверен, что не задумываясь эти либерал-патриоты разорвут на улице человека с флагом России, но идти на фронт они не собираются. Ведь марши на выходных во славу нации безопаснее пуль контрнаступающих «ватников» Донбасса. Только в толпе эти патриоты ощущают свою силу.
Что я заметил во время празднования Дня независимости в городе-миллионнике Днепропетровске. Молодежь кайфует не столько от самого процесса «патриотизации», сколько от сопричастности к массе. Массе единомышленников. Для них главное быть «в струе», носить модные веночки (иногда даже целые похоронные клумбы), рубашечки с узорами и, вздергивая нос, соревноваться в патриотичности своего наряда. Меня, как старого и неисправимого неформала, никогда не прельщало стремление «быть, как все» и следовать идеям большинства.
Я бы даже сказал, что желание в людях, чтобы «все, как у людей», меня скорее настораживает, чем вызывает симпатию. Днепропетровск всеми силами стремится к столичности, но все его попытки оказываются не более чем красивым фасадом — с несколькими станциями метро, бывшим зданием министерства металлургической промышленности и отечественными башнями-близнецами.
Я бы сказал, что Днепропетровск — это Вавилон (недаром один из крупнейших его торговых центров на Левом берегу именно так и называется). Только вместо Мардука/Молоха здесь приносят жертвы Украине. Город, так страстно желавший стать Сионом, в итоге превратился в обитель купцов и воинов. Несмотря на сходство Донецка и Днепропетровска, первый всегда был городом производственников и администраторов, а второй — коммерсантов. Выторговать Днепропетровск особый статус при старом режиме не смог, теперь очередь за войной. И постоянное наращивание военного потенциала в Днепропетровской области — тому яркое подтверждение.
Хотя, в Днепре не все так плохо. Там осталось много людей, которые считают нас, жителей Донбасса, братьями. Как минимум, меня порадовали абсолютно аполитичные местные неформалы. Их отношение к сложившейся ситуации я бы описал цитатой из романа «Противостояние» известного хоррор —беллетриста Стивена Кинга, где родитель одного из главных героев говорит: «Не доверяй сильным мира сего, ибо сами они, и их правительства «вздрючат» тебя, и так будет до скончания века. Ты должен доверять самому себе. И пусть сильные мира сего катятся своей дорогой вместе с теми людьми, которые их выбрали. В большинстве случаев эта дорога не слишком хороша, но все обстоит нормально: они стоят друг друга».
Не обошлось в Днепропетровске и без забавных ситуаций. Как-то мне нужно было добраться до площади Ленина с железнодорожного вокзала. Наиболее простой способ — сесть на трамвайчик, идущий по маршруту №1. И, вот я вижу его впереди. Трамвай современный, с приклеенным баннером «Єдина Україна». Я к нему бегу и уже собираюсь в него запрыгнуть, как двери передо мной закрываются и «рогатый» уезжает. Символизм, однако. Егор Воронов не успел влезть в «Єдину Україну». Уехал я следующим — отремонтированным советско-чешским трамвайчиком, который не менее комфортабельно довез меня до нужной остановки — площади Ленина, где самого Владимира Ильича «завалили» несколько месяцев тому назад, не спросив об этом самих жителей города.
И еще несколько слов напоследок. ДнепроВавилон, безусловно, шокировал меня обилием активного меньшинства украинских патриотов. Шокировал тем, насколько кичливо стало носить расшитые сорочки и пластмассовые веночки на голове. Шокировал тем, что слушающая музыку 60-х молодежь кричит «Украина превыше всего», а не «Зачем нам война — давайте лучше делать детей». Шокировала тем, что разочаровавшись в Майдане, люди продолжают слепо верить украинским политикам и власти.
Но количество хороших людей в Днепропетровске все же больше тех, для кого государство превыше всего в этой жизни. Так что… вспомню еще одну фразу из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»: «Мама, отправьте меня в желтый дом! Я сумасшедший. Я все еще верю в любовь, честность и дружбу!».