Нацгвардия и сильный президент. Зеленский пошёл по пути Кучмы - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нацгвардия и сильный президент. Зеленский пошёл по пути Кучмы

© Фото : коллаж Украина.РуНацгвардия ВСУ коллаж
Нацгвардия ВСУ коллаж - РИА Новости, 1920, 30.07.2021
Читать в
В четверг, 29 июля, президент Владимир Зеленский подписал законопроект №5557 «Об основах национального сопротивления». Этот закон был принят Верховной Радой 16 июля

Зеленский оружие коллаж
Зачем Зеленскому парабеллум?Во вторник, 29 июня, Верховная Рада приняла за основу законопроект №5557 «Об основах национального сопротивления», внесенный 25 мая президентом Владимиром Зеленским. Но цели и задача нового закона до сих пор до конца неясны, хотя, как это ни парадоксально звучит, достаточно прозрачны
По поводу этого закона обсуждались основном прописанные в нем «добровольческие формирования территориальных общин», которые журналисты сразу же окрестили «добробатами Зеленского». Но за этими в общем-то бесполезными на практике формированиями, как за дымовой завесой, скрывался еще более важный момент.

Пункт 3 статьи 6-1 «Полномочия Министра обороны Украины и Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины по Национальной гвардии Украины» гласит: «С наступлением особого периода Национальная гвардия Украины для выполнения задач по обороне государства приводится в готовность к выполнению задач по назначению и подчиняется Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины (то есть министру обороны, президент — Верховный Главнокомандующий. — Авт.), кроме военных частей (подразделений), осуществляющих конвоирование и охрану дипломатических представительств».

Тут кроется определенный подвох, именно в связи с трактовой понятия «особый период».

Особый период Шредингера

С одной стороны, особый период объявляется президентом и утверждается парламентом вместе с началом мобилизации или объявлением военного положения. Можно сослаться хотя бы на постановление Киевского апелляционного административного суда от 4 февраля 2016 года по делу 826/18425/15, где говорится: «Определение "особого периода" содержится в абзаце 11 статьи 1 Закона Украины "Об обороне Украины" от 06.12.91 №1932-XII, в котором предусмотрено, что особый период — это период, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий».

То есть поскольку мобилизация пока не объявлялась и военное положение не вводилось, то особый период не действует, а следовательно, Нацгвардия президенту не подчиняется.

С другой, все не так просто. Дело в том, что особый период, начатый 17 марта указом и.о. президента Александра Турчинова № 303/2014 «О частичной мобилизации» и утвержденный в тот же день законом Украины № 1126-VII «Об утверждении Указа Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17 марта 2014 года» (вступил в силу с 18 марта 2014 года), так официально и не завершался. А сроков автоматического окончания у подобных указов нет. В таком странном юридическом состоянии Украина с тех пор и живет — вроде бы особого периода нет, но официально он как бы и есть.

  - РИА Новости, 1920, 21.07.2021
Опора на пустоту. А Зеленский-то голый!Осень обещает быть жаркой: безудержный рост тарифов, разочарование основной массы избирателей, безумная внешняя и внутренняя политика могут привести к массовым волнениям, которые попытаются использовать в своих интересах различные политические силы
В данном случае следует сослаться на постановление Верховного суда Украины №60-1543/0/2-18 от 13 июля 2018 года, направленное в ответ на официальный запрос Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины: «В постановлении Верховного Суда от 25.05.2018 по делу №127/13998/17 (кассационное производство №61-11716св18), о котором упоминается в Вашем письме, было указано, что с 18.03.2014 в Украине наступил особый период, продолжительность которого связывается с продолжительностью мобилизации, срок которой установлен пунктом 3 указа президента Украины от 17.03.2014 №303/2014, то есть 45 суток… Однако постановлением Верховного Суда от 11.06.2018 по делу №127/13998/17 (кассационное производство №61-11716св18), принятым в порядке статьи 269 Гражданского процессуального кодекса Украины, из упомянутого постановления от 25.05.2018 исключена ссылка на то, что особый период связывается с продолжительностью мобилизации (45 суток)… Соответствующая описка устранена, поскольку указание на период касалось продолжительности мобилизации, а не особого периода в Украине. Таким образом, Верховный Суд, обеспечивая единство правоприменительной практики, придерживается правовой позиции, согласно которой особый период в Украине действует».

В Министерстве обороны, кстати, с этим постановлением спорить не стали, опубликовав его оригинал и текст в соцсетях как Генерального штаба, так и Юридической службы ВСУ. То есть возникает юридический казус, похожий на пресловутого «кота Шредингера», который одновременно и жив, и мертв. Скорее всего, прописано так вполне продуманно, так как однозначно прописанное переподчинение Нацгвардии министру обороны, а через него президенту вызвало бы огромное возмущение не только в МВД, но и в Верховной Раде и среди всех партий и общественных организаций, так как разом меняло бы баланс сил в политической системе страны (об этом подробнее далее). А так всегда можно сказать, что действует принятый закон только в исключительных случаях, и, поскольку пока мобилизация или военное положение не объявлены, все остается по-прежнему.

С другой стороны, при желании Офис президента мог бы предъявить упомянутое выше постановление Верховного суда и заявить: поскольку особый период не заканчивался, так что Нацгвардия и сейчас подчиняется Минобороны.

Полное переподчинение президенту

Вполне очевидно, что такая двусмысленность президента в долгосрочной перспективе не устраивает. Ведь в случае попытки взять Нацгвардию под контроль это может быть оспорено в Верховном суде, где оппоненты потребуют вновь изучить все аспекты трактовки понятия «особый период», и нельзя прогнозировать, какое постановление вынесут судьи на этот раз. Потом решение Верховного суда можно оспорить в Конституционном. Опять же, эти юридические тяжбы неизбежно займут немало времени, а его может и не быть.

Именно поэтому Зеленский еще на волне своего успеха, победив на президентских выборах, а затем завоевав монобольшинство в парламенте для «Слуги народа», на первом же заседании нового созыва Верховной Рады внес 29 августа 2019 года законопроект №1007 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности Национальной гвардии Украины». В том законопроекте прямо и однозначно утверждалось, что «деятельность Национальной гвардии Украины направляется президентом Украины через командующего Национальной гвардии Украины, осуществляющего непосредственное руководство Национальной гвардией Украины».

В части 10 статьи 5 закона «О Национальной гвардии Украины», гласящей, что «передислокация, изменение местоположения и определения зон ответственности (оперативного реагирования) оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины и их органов военного управления, соединений, воинских частей и подразделений, учебных воинских частей (центров), баз, учреждений здравоохранения и учреждений Национальной гвардии Украины осуществляются по решению Министра внутренних дел Украины», глава МВД заменялся президентом Украины.

полиция - РИА Новости, 1920, 20.07.2021
По требованию Зеленского и посольства США. Зачем на Украине решили раздробить МВДГлава фракции партии «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что Министерство внутренних дел Украины разделят. Такая задача стоит перед новым главой ведомства Денисом Монастырским
Министр внутренних дел устранялся и от назначения командиров Нацгвардии. Часть 2 статьи 3 закона ««О Национальной гвардии Украины», гласящая, что «командующий Национальной гвардии Украины назначается на должность президентом Украины по представлению министра внутренних дел Украины и освобождается от должности президентом Украины», изменялась на «Командующий Национальной гвардии Украины назначается на должность и освобождается от должности президентом Украины». Далее, глава МВД убирался из части 3 той же статьи, гласившей, что «руководители структурных подразделений главного органа военного управления Национальной гвардии Украины, органов военного управления оперативно-территориальных объединений и высших военных учебных заведений Национальной гвардии Украины назначаются на должность по согласованию с президентом Украины и освобождаются от должности министром внутренних дел Украины».

Такой законопроект Арсен Аваков категорически отверг, пригрозив президенту отставкой. В итоге уже 31 августа 2019 года законопроект «убрали в ящик». Но лишь на время.

«В Офисе президента hromadske подтвердили, что существует общее видение: Нацгвардию нужно вывести из структуры МВД, — сообщило 28 июля этого года издание. — А по информации источников hromadske во фракции «Слуга Народа», команда президента может вернуться к старому законопроекту №1007, который выводит Нацгвардию из-под влияния МВД».

Далее в тексте статьи на hromadske.ua упоминается, что это «может… случиться осенью».

Последствия принятия закона №1007 сложно переоценить. Впервые за 20 лет Нацгвардия окажется в прямом подчинении президента, как это было при Леониде Кравчуке и Леониде Кучме. Напомню, что именно угроза создания суперпрезидентской республики и вынудила Верховную Раду к открытому демаршу против Кучмы и принятию закона №1363-XIV от 11 января 2000 года «О расформировании Национальной гвардии Украины». Вместо Нацгвардии появились Внутренние Войска в структуре МВД, подчиненные — через назначаемого министра внутренних дел — парламенту. Так сложилось некое двоевластие, в котором у президента были армия и СБУ, а у Верховной Рады — Внутренние войска, в 2014-м переименованные обратно в Нацгвардию.

В 2007-м во время открытого конфликта президента Виктора Ющенко и контролируемой регионалами Верховной Рады президент попытался переподчинить себе Внутренние войска, двинув их на Киев, где не хотел уходить распущенный им парламент. Об этом, кстати, вспомнил 4 ноября 2020 года в интервью «Украинской правде» экс-глава Офиса президента Андрей Богдан, говоря о своих попытках переподчинить президенту Нацгвардию: «У меня же был там конфликт с Аваковым, о Национальной гвардии, такой же, как у Ющенко был… Я знаю, как (в 2007-м. — Авт.) штурмовали генерального прокурора Пискуна. Там же Цушко был министр внутренних дел и руководил полицией. А заводили Внутренние войска, которые были под президентом. А я говорил: "Владимир Александрович, а вдруг Майдан? А кто нас защищать будет? УГО (Управление государственной охраны. — Авт.)? 2000 человек. Или кто?"»

 

 

 

 

 

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала