Осенью 2019 года причиной для критического обострения стало неподобающее поведение президента Зеленского — он проводит реформы (кстати, реформы у нас не проводило, кажется, только второе правительство Тимошенко — у него не было большинства в Раде) и, главное, попытался о чём-то договориться с Путиным, что вызвало особое возмущение.

 

Формула Штайнмайера

Поводом для возмущения «патриотической общественности» (которая чуть было не устроила Майдан) и воодушевления вменяемой части общества стало согласование т.н. формулы Штайнмайера. Между тем, ничего особенного не произошло.

Во-первых, сама по себе "формула Штайнмайера" имеет очень ограниченное применение — она касается только сроков полноценного введения в действие закона об особом статусе Донбасса (точнее — об особом режиме местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей Украины).

«Формула» не касается очерёдности выполнения других пунктов Минских соглашений, а именно там находится корень противоречий России и Украины: весь вопрос в том, когда будут проходить выборы на территории ЛДНР — до или после получения Украиной контроля над ними. Украина как настаивал, так и настаивает на том, что сначала — получение контроля и зачистка территории, а уже потом — диалог о политическом урегулировании. «Зачистка» тут элемент обязательный, поскольку амнистия (от которой, кстати, Украина открещивается) должна быть элементом политического урегулирования…

«Формула Штайнмайера» — путь к миру или к дальнейшему разделу украинского народа?
«Формула Штайнмайера» — путь к миру или к дальнейшему разделу украинского народа?
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Во-вторых, само по себе согласование «формулы» имеет сугубо техническое значение — в действительности украинская сторона (персонально Пётр Порошенко) приняла эту формулу на встрече в Берлине в 2016 году.

В-третьих, Владимир Зеленский прямо указывает, что все действия украинской стороны сейчас имеют целью не урегулирование ситуации на Донбассе, а проведение встречи в «нормандском формате». Судя по заявлению президента, сделанному 3 октября, он там намерен навязать Путину программу Порошенко. И никакой капитуляции. Сплошная «славаукраине».

Впрочем, согласование «формулы» подтолкнуло Минский процесс, так что хоть какой-то позитив в этой новости есть.

«Зе-майдан»

Согласование «формулы» естественным образом вызвало возмущение патриотической общественности и акции протестов радикалов.

Около тысячи человек вышли на Майдан в Киеве с лозунгами «Нет капитуляции», «Одна единая соборная Украина», «Зелю геть». Акции протеста проходили также в Харькове, Львове, Одессе, Виннице, Полтаве, Днепропетровске. Кроме того, решения против «формулы» приняли Львовский, Тернопольский и Ивано-Франковский облсоветы.

Откровенно говоря, акции не поражали размахом, что, в общем-то, не удивительно.

Во-первых, отсутствует чёткий и однозначный заказ со стороны Запада и/или украинских олигархов.

Во-вторых, недостаточно масштабным выглядит информационное сопровождение.

В-третьих, и это самое важное, чрезвычайно высокий уровень поддержки Зеленского в обществе делает успех акций маловероятным.

В то же время, ситуация не столь однозначная.

Майдан №3: тысячи людей протестуют против "формулы Штайнмайера"
Майдан №3: тысячи людей протестуют против "формулы Штайнмайера"
© Скриншот с видео Украина.ру

Прежде всего, Зеленский действительно испугался. Многие эксперты связывают его отказ присутствовать на общей акции памяти в Бабьем Яру опасениями терактов. Да и заявление 3 октября явно направлено на то, чтобы успокоить патриотическую общественность.

Заинтересованность в том, чтобы припугнуть Зеленского есть и у Запада и у, например, Ахметова. Именно припугнуть. Ахметову надо, чтобы Зеленский учёл его интересы при проведении радикальных реформ (потому что пока есть основания полагать, что учтены будут только интересы Коломойского). Американским демократам интересно, чтобы Зеленский не предоставил Трампу компромат на Байдена. Трамп хочет компромат и ещё хочет, чтобы Украина не мешала поиску общего языка с Россией.

СМИ пока не выступают прямо организаторами нового Майдана, но большая часть журналистского корпуса, превратившегося за последние пять лет в пропагандистов войны, безусловно выступают на стороне протестующих.

Так что есть основания полагать, что вялотекущий «Зе-майдан» будет продолжаться и далее. Пока что, видимо, в режиме вече по выходным, а потом — как пойдёт. Тем более, что решений властей, против которых имеет смысл протестовать, будет много. Приближается, например, открытие земельного рынка, да и протестные настроения малых предпринимателей надо канализировать.

Работа Рады

Верховная Рада на прошедшей неделе работала достаточно продуктивно. В смысле — нужные решения послушно поддерживались однофракционным большинством, в то время как от обсуждения предложений оппозиции Рада уклонялась (во всяком случае, на это жаловался Юрий Бойко).

2-3 октября Рада приняла 24 законопроекта, в том числе 21 — в целом.

Среди принятых проектов наиболее важными выглядят:

— об отмене перечня предприятий, которые не подлежат приватизации и о запрете приватизации предприятий, находящихся на временно оккупированной территории (Главное научно-экспертное управление сочло, что перечень всё же нужен, хотя в законе о приватизации и есть критерии запрета приватизации, но к нему традиционно не прислушались);

— закон о Киеве;

Земля и мир. Чем займётся Верховная Рада Украины на этой неделе
Земля и мир. Чем займётся Верховная Рада Украины на этой неделе
© president.gov.ua | Перейти в фотобанк

— о Бюро финансовых расследований в первом чтении (проект критикуется в СМИ за чрезмерно большие полномочия этой службы);

— о концессиях (комитет по вопросам евроинтеграции критиковал проект за несоответствие нормам ЕС, его стенания не были учтены).

Кроме того, Рада:

— назначила новый состав ЦИК;

— не смогла преодолеть президентское вето на закон о химической кастрации педофилов (голосовали в основном «Слуга народа» и «Голос», но набрали только 238 голосов, при штатной численности фракций 271 и необходимом минимуме в 300 голосов);

— обязалась в течение 90 дней рассмотреть заветированный президентом проект Избирательного кодекса.

Закон о Киеве

3 октября Верховная Рада приняла в первом чтении новую редакцию закона о Киеве, за который было подано 244 голоса (почти все — от «Слуги народа»; «Оппозиционная платформа», «Европейская солидарность» и «Голос» голосовали против, «Батькивщина» и «За будущее» — воздержались).

Принятый проект альтернативный, но по какой-то странной особенности законодательной работы в нынешней Раде это проект Александра Ткаченко, которого прочат на пост главы Киевской администрации.

Ключевые положения законопроекта: разделение полномочий городского головы (мэра) и главы Киевской городской государственной администрации, восстановление районных советов и проведение досрочных выборов в декабре 2019 года (как считается, предлагался законопроект именно для этого).

Белашко описал, что произойдет, если киевским мэром назначат Ткаченко
Белашко описал, что произойдет, если киевским мэром назначат Ткаченко
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Следует отметить, что предположения о том, что в результате разделения исполкома Киевсовета и КГГА мэр потеряет реальную власть лишены оснований. Рассматривавшиеся в Раде законопроекты не предполагали копирование модели Севастополя, где исполнительная власть фактически не зависела от представительской. Напротив, КГГА предоставляется статус контрольной инстанции, в то время как исполнительная власть сосредоточена в соответствующем органе Киевсовета. Т.е., предлагается фактически такая же модель, как в большинстве городов Украины (контрольные функции в них выполняют областные и районные государственные администрации).

В остальном законопроект совершенно безобразный. Даже эксперты ГНЭУ, обладающие крепкими нервами, выразили сомнения в том, что в унитарной стране в принципе может существовать закон, дающий столице столько полномочий, не предусмотренных Конституцией, законами о местном самоуправлении и о выборах, и т.п. Достаточно сказать, что в этом проекте мэр города наделён правом подписывать международные договора — при живом президенте.

Насколько можно судить, принятый законопроект не подлежит приведению в соответствие действующему законодательству. Если Зеленский хотел малой кровью навязать Киеву досрочные выборы, то он, кажется, просчитался. Закон или будет принят поздно (большой объем переработки), или он станет предметом рассмотрения в Конституционном суде.    

Общественное мнение

На прошедшей неделе социологическая группа «Рейтинг» опубликовала результаты своих исследований, касающихся урегулирования конфликта на Донбассе и легализации азартных игр (исследования проводились во второй половине сентября, опрошено 2000 чел.).

1. За продолжение войны до победного конца выступают 23% опрошенных, за замораживание конфликта — 34%, за предоставление автономии ЛДНР (не очень точный эвфемизм выполнения Минских соглашений) — 23%, и за отделение ЛДНР — 6%. Большинство избирателей выступают за ввод на территорию Донбасса миротворцев и проведение выборов после получения контроля над границей, но против амнистии и создания «народной милиции».

В общем, эти данные подтверждают выводы, которые мы делали ранее: а) украинцы не хотят войны, они хотят победы; б) украинская власть, отказываясь выполнять Минские соглашения, опирается на общественную поддержку. Соответственно, попытка навязать украинской власти выполнения "Минска" без учёта общественного мнения приведёт только к смене власти и невыполнению "Минска".

Социологи: украинцы против войны и против Минских соглашений
Социологи: украинцы против войны и против Минских соглашений
© Стрингер

2. Отношение к легализации азартных игр преимущественно негативное. 58% опрошенных категорически выступили против легализации, 27% — за легализацию в отдельных зонах и только 11% полностью поддерживают инициативу президента. При этом 85% опрошенных негативно относятся к играм на деньги. В качестве разрешённых азартных игр обычно называются лотереи (48%), ставки в букмекерских конторах (24%) и казино (23%).

Результаты опроса объясняются, в значительной степени, тем, что 73% опрошенных не считают себя азартными людьми (среди азартных поддержка легализации составляет 55%).