В Раде снова хотят бороться с мнимой «российской пропагандой»

В проекте постановления Рады говорится о том, что Временная следственная комиссия создается для проведения расследования о «соблюдении требований закона во время смены владельцев информационных телеканалов и обеспечения противодействия информационному влиянию РФ».

Ее целью определены «недопуск монополизации в сфере информационного рынка и рынка телевизионного вещания, ограничение влияния РФ на информационное пространство и противодействие угрозам национальной безопасности».

Власть против СМИ: журналистов на Украине теснят пропагандисты и популисты из Квартала-95
Власть против СМИ: журналистов на Украине теснят пропагандисты и популисты из Квартала-95
© Стрингер

Комиссия должна проверить обстоятельства приобретения, источники оплаты во время смены владельцев телеканалов, а также производимый каналами контент и участие в возможных «информационных операциях, направленных на подрыв обороноспособности государства».

Кому принадлежат украинские телеканалы

Следует отметить, что специфика украинского медиарынка такова, что он до предела коммерциализирован: телеканалы так или иначе связаны с олигархами и их группами влияния. Их используют для влияния на умы граждан и контроля над информационным пространством Украины.

Олигарху Виктору Пинчуку, владельцу трубно-колесной компании Interpipe и нефтегазовых активов, принадлежит телевизионный холдинг StarLightMedia, который объединяет шесть телеканалов: ICTV, «СТБ», «Новый канал», М1, М2. Канал ICTV входит в тройку самых популярных каналов страны.

Далее идет днепропетровский олигарх Игорь Коломойский. В его холдинг «1+1 Media» входит шесть каналов, но главным, безусловно, является «1+1».

Тройку ведущих медиахолдингов до недавнего времени замыкала медиагруппа «Украина», принадлежащая самому богатому украинцу Ринату Ахметову. Входящая в него «ТРК Украина» имеет самый высокий рейтинг из всех новостных каналов страны.

На четвертом месте располагается медиахолдинг Inter Media Group олигарха Дмитрия Фирташа, который находится в Австрии в ожидании решения об экстрадиции в США по подозрению в коррупции. Ключевым каналом группы является «Интер» (совладелец Сергей Левочкин).

Председатель политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук за последний год стал владельцем трех телеканалов: «112», NewsOne и ZIK. О покупке последнего — ZIK — у львовского бизнесмена Петра Дыминского стало известно в июне этого года. Все вышеуказанные каналы вошли в новосозданный медиахолдинг «Новости», который возглавил Алексей Семенов, в прошлом генеральный продюсер телеканала «Прямой», входящий в орбиту влияния экс-президента Петра Порошенко.

Официально владельцем «112», NewsOne, ZIK является народный депутат Тарас Козак. Сделку по приобретению телеканала «112» Козак оценил в 73 млрд грн, а NewsOne — 42 млн грн. По данным «ТВ Панели» Индустриального телевизионного комитета, в мае 2019 года совокупная доля телесмотрения каналов «112», NewsOne и ZIK составила 2,98% (возраст 18-54, города с населением от 50 тыс.). Это больше половины от общей доли семи информационных украинских телеканалов.

Порошенко кроме «Прямого», оформленного на бывшего «регионала» Владимира Макеенко, официально владеет «5 каналом». Последний имеет самые низкие рейтинги среди семи всеукраинских новостных телеканалов.

С чем связана атака на каналы Медведчука: ситуация с NewsOne

Но именно на каналы, связанные с Медведчуком, обрушился гнев новых властей Украины. Так, 5 сентября Нацсовет по ТВ и радиовещанию провел заседание, на котором NewsOne вынесли предупреждение и передали обращение в суд с предложением аннулировать его лицензию. Решение было поддержано единогласно. Этому предшествовали выступления ряда националистов, связанных с Порошенко, которые требовали наказать канал за «пособничество агрессору».

Контролирующий орган усмотрел «разжигание межнациональной розни» в выступлении в эфире депутата «Оппозиционной платформы — За жизнь» Олега Волошина, высказывания касались прав русскоязычных и особого статуса Донбасса. Он говорил, что в Украине должно быть регионально закреплено право говорить на тех языках, на которых говорят люди, и что нужно выполнять Минские соглашения, в которых прописан особый статус, означающий, что на Донбассе не будут действовать законы ни об украинизации, ни о декоммунизации.

В свою очередь, член команды президента, политтехнолог Никита Потураев всерьез озвучивал тезисы о необходимости признания «антигосударственными» любые заявления в поддержку мирного урегулирования на основе Минских соглашений, включая особый статус Донбасса. Он требовал дать новому Нацсовету рычаги карать за это не только телеканалы, но и интернет-СМИ.

«Мы видим Нацсовет регулятором не только телевидения, а всех медиа. Пусть этот регулятор называется Национальный совет по вопросам медиа. Он будет заниматься всеми медиа. Я считаю, мы вместе с Ткаченко считаем, что просто всем. Это должен быть единый регулятор для всего медиарынка», — утверждал Потураев.

Давление на СМИ. Зеленского обвинили в продолжении репрессий Порошенко
Давление на СМИ. Зеленского обвинили в продолжении репрессий Порошенко
© Facebook, ОПОЗИЦІЙНА ПЛАТФОРМА - ЗА ЖИТТЯ | Перейти в фотобанк

Журналисты NewsOne расценили этот жест как давление на свободу слова, написав письма главе Евросовета Дональду Туску и высокому представителю Евросоюза Федерике Могерини с просьбой обратить внимание на данную ситуацию, которую нельзя рассматривать иначе, как попытку ввести в Украине цензуру.

К чему все идет?

Ситуация действительно попахивает абсурдом. Коломойский, имеющий немалое влияние на президента Зеленского, хочет устранить конкурента в лице Медведчука, который сохраняет достаточные рычаги на нише переговоров между Украиной и РФ. При этом идет попрание свободы слова, а в качестве союзников Зе-команда выбирает представителей агрессивного меньшинства, с безнаказанностью которых Зеленский обещал покончить.

По сути Минские соглашения — официальный документ по урегулированию конфликта на Донбассе, который Украина обязалась выполнять, но решительных шагов для этого сделано не было. Киев по-прежнему отказывается от прямых переговоров с ЛДНР, что является необходимым условием мира. В то же время против целого телеканала развязываются репрессии за… призыв к реальным действиям по имплементации «Минска».

Если данное дело будет доведено до конца, администрация Зеленского покажет, что в сфере свободы слова их подходы ничуть не отличаются от Порошенко, при котором систематически травились неугодные СМИ. В частности, на «112 канал» и тот же NewsOne уже накладывались незаконные санкции Рады. А теперь и вовсе может быть создан прецедент лишения лицензии канала за альтернативное мнение. При продолжении курса предшественников ни о каком настоящем обновлении и реформировании Украины не может быть и речи.