«Мы легализуем азартные игры, а именно работу казино в 5-звездочных отелях. Это будет стимулировать развитие туристического кластера в регионе у Черного моря», — заявил Зеленский.
Данилюк и Зеленский — за «украинский Лас-Вегас»
Вряд ли Зеленский действовал без подсказки ближайших соратников. О легализации игорного бизнеса в 2018 году говорил, будучи министром финансов, Александр Данилюк, который сейчас возглавил Совет национальной безопасности и обороны Украины.
Тогда во вверенном Данилюку Минфине подсчитали, что реинкарнация казино приносила бы в государственный бюджет около 5 миллиардов гривен ($200 млн) ежегодно. Министр финансов тогда сетовал по поводу лотерейного рынка, что лоббистские группы в парламенте не дают рассмотреть комплексный законопроект, потому что им выгодно зарабатывать миллиарды и почти ничего с этого не платить в бюджет.
«Мы должны легализовать эту сферу. Нравится это кому или нет, а платить налоги с заработанных средств нужно. Уже появляются заказные статьи и сюжеты, пропагандирующие сохранение существующей ситуации. Это понятно — люди борются за свои деньги. А мы боремся за полноценный, наполненный бюджет и элементарный законный порядок», — настаивал Данилюк.
Неудивительно, что сейчас, когда Данилюк снова у власти, а у партии Зеленского большинство в Верховной Раде, вопрос о легализации игорного бизнеса возвращается в повестку дня. Теперь у новой власти есть все рычаги, чтобы воплотить идею в жизнь.
Пока речь идет лишь о частичной легализации. Хотя во время президентской кампании Владимир Зеленский был несколько более смелым в высказываниях о легализации игорного бизнеса. В частности, он предлагал сделать «Лас-Вегас» на территории какого-то одного из украинских городов, где можно было бы полностью легализовать не только игорный бизнес, но и проституцию.
«Да, взять все это и перенести туда, дать там возможность. Пожалуйста, там тусите. Это же не закрытая будет территория. Можно тем самым поднять какой-то город, в который никто не приезжает, и там — пожалуйста», — планировал тогда еще кандидат в президенты в одном из интервью накануне второго тура выборов.
Иго «одноруких бандитов»
Первое легальное казино на территории Украины появилось в 1991 году в подвале столичного отеля «Киевская Русь». К середине девяностых игорные заведения были уже во всех крупных городах страны. Дальше — больше. «Однорукие бандиты» заполонили всю Украину.
Но все они не нашли поддержки и были отклонены. За основу депутаты приняли проект Кабинета министров в лице Юлии Тимошенко «О государственном урегулировании деятельности в сфере игорного бизнеса». Лицензию владельцам казино, игровых автоматов, букмекерских контор, салонов виртуальных игр предлагалось приобретать ежегодно по цене 400 тысяч евро за штуку.
Неизвестно, как сложилась бы судьба этого законопроекта, но 7 мая 2009 года в Днепропетровске загорелся зал игровых автоматов. Пожар унёс жизни десяти человек. Премьер-министр Тимошенко на срочном заседании правительства назвала ЧП «толчком для принятия комплексных решений по наведению порядка в игорном бизнесе в целом по стране». А на тот момент уже месяц в парламенте лежал зарегистрированный законопроект №4268 «О запрете игорного бизнеса на Украине». И уже 15 мая 2009 года Верховная Рада поддержала его единогласно.
Тысячи предпринимателей и сотрудников казино в крупных городах вышли на улицы с плакатами «4268 — геноцид украинского народа». У здания секретариата президента пикетчики требовали ветировать закон.
И президент Виктор Ющенко закон не подписал. Основные аргументы гаранта были очевидны: тысячи людей потеряют работу, предприниматели понесут миллионные убытки (за лицензии впрок владельцы бизнеса заплатили 30 миллионов евро, ещё 400 миллионов гривен ($52,5 млн) заплатили за торговые патенты). Ющенко говорил и о значительных потерях в бюджете: налоги от игорного бизнеса составляли 3,5 миллиарда гривен ($459 млн) в год. Также он прогнозировал неизбежный уход казино в тень.
В качестве альтернативы Ющенко предложил временно, до создания специальных зон, приостановить деятельность игорного бизнеса, а потерявшим работу выплачивать пособие.
Народные депутаты не поддержали ни одно из предложений президента. Они единогласно преодолели президентское вето (390 голосов «за» ни одного «против»). И 25 июня 2009 года «Закон о запрете игорного бизнеса на Украине» вступил в силу.
На официальном сайте Юлии Тимошенко в списке достижений даже появился пункт: «Правительство Юлии Тимошенко закрыло игорный бизнес, чтобы защитить нравственность, духовность, спокойствие детей, подростков и семей».
Не прошло и месяца после принятия закона, как премьер-министр Тимошенко признала, что законодательный запрет игорного бизнеса привел к тенизации этой сферы деятельности.
По сути в таком виде игорный бизнес на Украине существует по сей день. Люди продолжают играть, но казна страны не пополняется.
Хотя время от времени тема игорного бизнеса вновь становилась актуальной для украинской власти.
Например, в начале 2013 года депутат от Партии регионов Олег Царёв, озабоченный вредным влиянием азартных игр на население и поступлениями в бюджет, подал проект закона об игорном бизнесе. Предлагалось разрешить организацию и проведение азартных игр в казино при отелях в специальных зонах.
Для пятизвездочных отелей по всей Украине существовало только одно ограничение — количество номеров должно быть не менее 60. А вот для трёх- и четырёхзвездочных гостиниц (с тем же количеством номеров) обзавестись собственным казино можно было лишь в случае, если они находятся в курортных зонах. Перечень таких курортных территорий должен был определять Кабмин. Площадь казино должна быть не менее 400 квадратных метров. Стоимость лицензии для организаторов — от 10 до 40 миллионов гривен ($1,25-5 млн).
В начале 2014 года власть на Украине поменялась, а уже в декабре новое правительство, сформированное «постреволюционным» парламентом, предложило легализовать казино как развлечение для богатых, а залы игровых автоматов оставить под запретом. Если бы правительственный законопроект был принят, казино могли открыться в 4- и 5-звездочных отелях практически во всех крупных городах страны.
В июне 2015 года премьер-министр Арсений Яценюк на заседании коллегии Министерства культуры поддержал идею принять в парламенте закон о легализации игорного бизнеса, а средства, полученные благодаря этому, направить на финансирование культурных проектов. В частности, киноиндустрии.
В уютной тени
В целом на Украине действуют около 15 тысяч игровых клубов, теневая прибыль которых составляет 5-6 млрд гривен ($200-240 млн). «Чистая» прибыль одного заведения в регионах — 300-500 тыс. гривен в месяц ($10-18 тыс.). В столице эта цифра увеличивается в 2 или 3 раза.
Все это было бы невозможно без взяток правоохранительным органам, которые «не замечают» существования казино за 30-50 тыс. гривен ($1-2 тыс). Кроме того, свою «долю» имеют и представители национал-радикальных организаций, взимающие с одной «точки» примерно такую же сумму за отсутствие «налетов».
Охотники за «легкими деньгами» имеют также возможность играть в интернете: хотя формально действует запрет, в открытом доступе находятся более 50 сайтов. Причиной этому является слабая техническая обеспеченность провайдеров, которым для перекрытия доступа к онлайн-казино необходимо оборудование на сумму около $2 млрд, которые просто неоткуда взять. Кроме того, учитывая наличие современных технологий, таких как VPN, любой запрет обойти не так уж трудно.
Способствует процветанию игорного бизнеса и не слишком серьезная ответственность за нарушение закона. Так, организаторам грозит штраф от 170 до 680 тыс. гривен ($6,8-27,2 тыс.), в случае повторного привлечения за данное уголовное правонарушение — от 680 до 850 тыс. гривен ($27,2-34 тыс.) и конфискация оборудования, а также незаконно полученных денежных средств.
В свою очередь, для обычных игроков предусмотрен лишь административный штраф в размере 112 грн ($4,5).
«Лас-Вегас» в Одессе
Экономист Алексей Кущ отмечает, что локальное географическое расположение азартных зон даст больше преимуществ, чем их локация только в пятизвездочных отелях.
«Учитывая опыт стран, которые заработали большие деньги на легализации азартных игр, максимальные деньги зарабатываются в условиях создания азартных зон. Например, если бы создали южную зону на базе Одессы и западную на Шацких озерах», — написал Алексей Кущ на своей странице в соцесети.
Экономист объясняет, что таким образом развитие региона проходит в три этапа.
«Первый — создание за два-три года зоны игорного бизнеса. Прибыли уже тогда достигнут сотен миллионов долларов. На втором этапе зоны превратятся в инвестиционные проекты.
Держи карман шире
Игорный бизнес на Украине уже 10 лет функционирует в тени, львиная доля его денежного оборота успешно проходит мимо государственного бюджета, и эта ситуация давно нуждается в законодательном урегулировании на государственном уровне.
Однако заявления президента Зеленского о намерениях легализации игорного бизнеса в рамках отдельно взятого туристического кластера Черноморского региона и непременно в пятизвездочных отелях вызывают недоуменные вопросы, считает экономический аналитик Александр Рябоконь.
«Во-первых, озвученная несколько раз президентом инициатива по причине своей ограниченности не является по своей сути решением проблемы законодательного урегулирования деятельности ныне теневого игорного бизнеса на Украине.
Появление в некоем курортном городе легальных казино для обеспеченных туристов никак не влияет на решение вопроса с тысячами нелегальных игорных заведений под вывесками лотерейных, компьютерных клубов и букмекерских контор в спальных районах украинских городов.
Среднестатистическому украинскому любителю игры нет особого смысла, да и возможности ехать в какой-то дорогой «украинский Лас-Вегас», если в двух шагах от дома находится «лотерея», с которой соседствуют обменный пункт и ломбард, а напротив — магазин разливного пива или уютное кафе. Как говорится, такова се ля ви», — рассказал Рябоконь в эксклюзивном комментарии изданию Украина.ру.
Во-вторых, отмечает аналитик, на данный момент озвученным президентом критериям более-менее отвечает инфраструктура только одного украинского города Черноморского региона — Одессы, формально имеющей два пятизвездочных и несколько отелей классом пониже.
Что же касается предполагаемого некоторыми экспертами и журналистами варианта строительства некими инвесторами новой отельно-игорной инфраструктуры в более депрессивных местах региона, увеличения туристического потока и, как следствие, доходов в государственный и местные бюджеты, то в нынешних экономических и социальных реалиях Украины эти мечты вызывают серьезный скепсис», — подчеркивает Рябоконь.
В-третьих, озвученные некоторыми «горячими головами» планы поступлений миллиардов долларов в бюджет от игорного бизнеса имеют хоть сколь-нибудь призрачный шанс на реализацию только в случае обеспечения гарантий экономической безопасности для инвесторов и личной безопасности для потенциальных «игорных» туристов, предупреждает эксперт.
«Социально-экономическая и криминогенная обстановка как на Украине в целом, так и в курортных приморских городах в частности, мягко говоря, сегодня оставляет желать лучшего.
Согласитесь, что регулярно появляющиеся предостережения для иностранных туристов на официальных информационных ресурсах посольства США на Украине отнюдь не являются хорошей туристической рекламой для нашей страны.
К тому же любой денежный поток априори привлекает внимание «тени» и криминала. Поэтому новым украинским властям в контексте их последних «игорных» инициатив следовало бы сначала подготовить базу под их воплощение: реальные действия по борьбе с коррупцией, гарантии безопасности вложенных инвестиций, реальные действия по улучшению как социально-экономической, так и криминогенной ситуации в стране и т.д.», — заключил эксперт.