Рейтинги рейтингами, но огромную роль играет то, сколько из желающих голосовать за определённого кандидата дойдут до избирательных участков и реально проголосуют. Общим местом стали разговоры, что проблемы с этим испытывает Владимир Зеленский, чей молодежный городской электорат не привык ходить на выборы.

Цифры, правда, разнятся.

«Мы опросили свои фокус-группы. Результат обнадежил: из 10 его [Зеленского] избирателей — 6 — ни разу не ходили на выборы! И не потому, что это люди были младше 18 лет. Категория фокус-группы была 18-35 лет. Его избиратель просто не придёт на выборы», — заявил 21 февраля украинскому изданию «Левый берег» человек, представленный как «один из лидеров БПП».

В свою очередь Юлия Тимошенко сообщила 25 марта в интервью Дмитрию Гордону о результатах социсследований своей команды: «У Володи Зеленского приблизительно 40% людей, которые ни разу не ходили на выборы в жизни, они не знают, куда идти. И тут два варианта: первый, если придут те, кто голосует за Володю Зеленского, то мы с ним будем во втором туре, а если не придут его люди — то мы будем с Петром Алексеевичем Порошенко во втором туре».

Каток Порошенко: Президент тихо, но уверенно мобилизует избирателей

На самом деле вопрос еще более сложный. По данным опроса, проведенного с 9 по 14 марта социологической группой «Рейтинг», уровень мобилизации электората Юлии Владимировны, в общем-то, не выше, чем у Зеленского, — 55% и 53% их избирателей ответили «Однозначно да» на вопрос: «Будете ли вы принимать участие в выборах президенте Украины 31 марта?»

А вот первое место по уровню мобилизации своего электората занимает… Пётр Порошенко. Среди его избирателей «Однозначно да» ответили на тот же вопрос 71%. Вслед за ним идут избиратели выдвиженца «Свободы» Руслана Кошулинского (69%) и бывшего главы СБУ Игоря Смешко (67%). Затем, с большим отрывом, следует кандидат от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрий Бойко (56%). И за ним уже — Тимошенко, Анатолий Гриценко (55%) и Зеленский. Замыкают список кандидат от «Оппозиционного блока» Александр Вилкул (51%) и лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко (45%).

Нельзя не отметить сходство электоратов Кошулинского и Смешко с электоратом Порошенко. Согласно тому же опросу, в случае выхода во второй тур Порошенко и Тимошенко за действующего президента отдали бы большинство голосов избиратели Кошулинского (36% за Порошенко и 18% за Тимошенко). Голоса избирателей Смешко поделились бы примерно пополам (23% за Порошенко и 24% Тимошенко), тогда как среди прочих кандидатов большинство было бы за Юлию Владимировну.

В случае Кошулинского речь идет о националистах, в случае Смешко — о любителях «сильной руки», силовых структур, военных во власти и так далее. В этом плане триада «Армия, язык, вера» работает удачно, «перетаскивая» к Порошенко подобный электорат.

Каток Порошенко: Президент тихо, но уверенно мобилизует избирателей

Не будем забывать и о двух китах, на которых еще до этой кампании строился электоральный базис Порошенко. В прошлом году я назвал их так — «рвачи и ротозеи».

Рвачи — это те, кто заметно улучшил свое благосостояние за годы правления Порошенко (а доля обеспеченных избирателей в его электорате очень велика) и не хочет менять «шило на мыло», рискуя после поражения Порошенко получить новый Майдан и экономический передел.

Ротозеи — те, кто слепо верит телевизору, каналы в котором занимают по отношению к президенту преимущественно благожелательную позицию («выпалывание» президентской администрацией с конца 2017 года оппозиционных телеканалов не прошло даром).

По официальным данным Центральной избирательной комиссии, избирательный фонд Петра Порошенко за период с 8 февраля по 18 марта превышал фонды всех прочих кандидатов, вместе взятых, достигнув 415,6 млн гривен (1,013 млрд рублей).

Для сравнения: Юлия Тимошенко собрала за этот же период 164 млн гривен (400 млн рублей). Не случайно в интервью Гордону она жаловалась на ощутимую нехватку денег для кампании. Зеленский — 102,8 млн (250,7 млн рублей), лидер партии «Основа» миллиардер Сергей Тарута — 98,4 млн (240 млн рублей), владелец горнолыжного курорта Буковель и выдвиженец партии УКРОП Александр Шевченко — 66,0 млн (161 млн рублей).

И деньги эти идут в основном на телевизионную и наружную рекламу, на печать и раздачу агитационных материалов на улицах.

Да, Зеленский сделал ставку на умелое использование своей популярности в Facebook и на YouTube, но их смотрит молодой городской электорат. А вот в глубинке важны как раз традиционные элементы агитации, для чего нужны большие деньги. И на этом поле Порошенко умело давит всех своих конкурентов, словно паровым катком.

Каток Порошенко: Президент тихо, но уверенно мобилизует избирателей

Неудивительно, что на фоне всех коррупционных скандалов и акций националистов, по данным упомянутого выше опроса «Рейтинга», больше всего опрошенных верят в победу на выборах Порошенко (20,8% от общего числа опрошенных и 22,1% от числа тех, кто намерен прийти на выборы). Следом в рейтинге — Зеленский (19,5% и 21,4%), а затем уже Тимошенко (18,6% и 20,2%). Летом 2018 года число верящих в победу Тимошенко превысило число уверенных в переизбрании Порошенко, но в январе этого года действующий президент повысил свою популярность за счет кампании с томосом и «отыграл» мнение общества обратно.

Иначе говоря, если по итогам первого или второго тура Тимошенко попытается устроить Майдан (а такой сценарий, по данным издания «Левый берег», серьезно рассматривается на Банковой), общественное мнение будет против нее, так как в ее победе уверены не более четверти избирателей. Максимум же избирателей уверен в победе действующего президента.

И все указанные выше моменты нельзя не учитывать в оценке итогов первого и второго туров президентских выборов и их легитимности в глазах украинского общества.