Президент Украины решил подать в суд на СМИ. Несмотря на то что на выборах подобный шаг чреват обвинениями в удушении свободы слова, Петр Порошенко решился на это из-за последних передач канала.

Украинский телеканал обвинил Порошенко в убийстве родного брата
Украинский телеканал обвинил Порошенко в убийстве родного брата
© пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

«Петр Порошенко решил подать в суд на канал «1+1» за систематическую ложь в особо крупных размерах, за распространение гигантских масштабов дезинформации, наносящих ущерб чести и достоинству кандидата в президенты и президента», — заявил глава фракции БПП в парламенте Артур Герасимов.

Герасимов обвинил канал в том, что в последние месяцы информационная политика «1+1» претерпела существенные изменения.

«Собственник этого СМИ не выдержал испытаний четвертой властью… Он превратил канал в орудие грязных политических технологий и черного пиара против одного из кандидатов в президенты, а именно Петра Порошенко. Игорь Коломойский грубо растоптал базовые принципы свободной журналистики и свободы слова», — отметил Герасимов.

В ответ в «1+1» заявили: суда не боятся и охотно встретятся в нем с Порошенко.

«Группа «1+1 медиа» заявляет, что каждый факт, который был приведен в журналистском расследовании, подкреплен доказательной базой и свидетелями. (…) Группа «1+1 медиа» готова отстаивать свою правоту в судебном порядке на языке фактов и доказательств», — говорилось в заявлении медиагруппы.

Причина, по которой Порошенко начал атаку на канал, — журналистское расследование, вышедшее вечером 23 марта на канале. Среди прочего авторы расследования обвинили Порошенко не только в коррупции и в связях с Россией, но и в причастности к смерти родного брата — Михаила Порошенко.

Сейчас «1+1» активно бьет по Порошенко. Однако раньше канал был лояльнее, хотя его собственник «побил горшки» с Порошенко еще в 2015 году. Впрочем, и сам Порошенко не пытался отжать этот ценный медиаресурс. В чем же секрет такой выживаемости канала?

Рупор Майдана и «Радио тысячи холмов»

Телеканал «1+1» был одним из ведущих СМИ, поддержавших Майдан. В то время как только что созданное Hromadske.tv только набирало первые сотни и тысячи просмотров в интернете, «1+1», который был доступен и жителям глухих украинских сел, изо всех сил «мочил» президента Виктора Януковича.

«Он снова изменил курс и думал, что это ему сойдет с рук. Но терпение лопнуло, и народ восстал. И никто их не сможет остановить. И стало ему не до смеха», — гласила одна из заставок на телеканале.

Так на «1+1» озвучили не рекламу очередного политического ток-шоу, посвященного неподписанию соглашения об ассоциации с ЕС Януковичем, — а рекламу фильма «Пираты Карибского моря».

Слава одного из главнейших рупоров Майдана после помогала каналу «1+1», который и в дальнейшем продолжал оставаться одним из самых популярных телеканалов страны. Так, согласно данным Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, в третьем квартале 2018 года 10,59% всех украинских домохозяйств смотрят этот канал. Это наивысший показатель среди всех основных телеканалов.

Такая популярность делает «1+1» ценнейшим медиаактивом. Однако действующий президент Украины до поры до времени на него не покушался и не атаковал это СМИ под каким-либо предлогом.

«Канал «1+1» был неотъемлемым элементом «Радио тысячи холмов». Возможно, сейчас Порошенко и жалеет, что не решил проблему Авакова и Коломойского и не дожал «1+1», но в отношении данного канала это было сделать сложнее, чем в отношении других», — поясняет в комментарии изданию Украина.ру политолог Андрей Золотарев.

«Свободное радио и телевидение тысячи холмов» — руандийская радиостанция, печально известная тем, что разжигала межнациональную рознь и подстрекала к геноциду в Руанде в 1994 году. Журналисты «1+1» по накалу пропагандистской работы в пользу новых украинских властей в 2014 году в чем-то действительно напоминали руандийских «коллег». Так, вечером 2 мая 2014 года на канале в произошедшем в Одессе обвинили «пророссийских сепаратистов» и не сообщили о пожаре в Доме профсоюзов, отметив, что сгорел лишь палаточный городок перед ним.

Конец президентству Порошенко: оправданы ли прогнозы Коломойского
Конец президентству Порошенко: оправданы ли прогнозы Коломойского
© РИА Новости, Михаил Маркив | Перейти в фотобанк

Атаковать такой канал для Порошенко было себе дороже: его могли упрекнуть в атаке на свободную прессу.

Да и до поры до времени поводов для нападения канал не давал.

Не дружба, но и не вражда

Владелец канала олигарх Игорь Коломойский был союзником новых украинских властей и одним из основных выгодоприобретателей от смены власти в 2014 году. Однако спустя десять месяцев после победы Петра Порошенко на выборах президента — 24 марта 2015 года — Коломойский подал в отставку с поста главы Днепропетровской областной государственной администрации.

Телеканал «1+1»: Иск Порошенко против медиагруппы – давление на СМИ и свободу слова
Телеканал «1+1»: Иск Порошенко против медиагруппы – давление на СМИ и свободу слова
© РИА Новости, Григорий Сысоев | Перейти в фотобанк

Быть губернатором Коломойскому расхотелось после конфликта с Порошенко из-за решения Верховной Рады, благодаря которому олигарх потерял возможность посредством миноритарных акционеров диктовать правила игры государственной «Укртранснафте». После такого покушения на интересы Коломойского в нефтяной отрасли его «Приватбанк» — в то время крупнейший частный банк на Украине — на несколько часов заблокировал счета предприятий, принадлежащих Порошенко, на сумму около $50 млн.

После отставки Коломойский заявил, что завязал с политикой и уехал из Украины. В борьбу с Порошенко он решил не ввязываться, хоть в ноябре 2015 года был арестован его соратник Геннадий Корбан, что опечалило олигарха.

«Модераторами того конфликта, чтобы все было тихо-мирно, выступали американцы. Закусив удила идти в атаку на Порошенко Коломойский не мог: в инстинкте самосохранения ему не откажешь. Поэтому он поступил как и должно действовать в этой ситуации. Месть — это то блюдо, которое подают холодным. Коломойский дождался удобного момента и за год до выборов, когда любое действие в отношении канала будет расцениваться как политическая расправа, приступил к атаке», — отмечает политтехнолог Золотарев.

Но до этого канал сохранял показную лояльность действующей украинской власти. Теперь же журналисты «плюсов» развернулись на 180 градусов.

Одной из причин, по которой Коломойский и его канал стали активно бороться с Порошенко, может являться атака президента на бизнес-активы олигарха.

Переломный момент

Конец 2017 года выдался для Коломойского не очень хорошим, и новый, 2018 год он явно встречал не с праздничным настроением.

19 декабря Высокий суд Англии выдал приказ о повсеместном аресте имущества Коломойского и его старинного партнера Геннадия Боголюбова, а также шести компаний, которые им принадлежат или находятся под их контролем. Об этом сообщили в «ПриватБанке», бывшем банке Коломойского, который тогда уже перешел под контроль государства. Банк обвинил олигарха в незаконном выведении из финучреждения $2 млрд.

Минус канал и кандидат в президенты: какими будут последствия атаки на Коломойского
Минус канал и кандидат в президенты: какими будут последствия атаки на Коломойского
© РИА Новости, Михаил Маркив | Перейти в фотобанк

«При помощи этого судебного разбирательства «ПриватБанк» собирается вернуть более $2,5 млрд с учетом процентов», — сообщили тогда в банке.

Минфин и Нацбанк Украины ликовали, а Коломойский затаил злобу на украинское государство. Уже в ноябре 2018 года в интервью украинской журналистке Ксении Василенко, известной как Соня Кошкина, Коломойский признавался: он ничего не простил властям Украины.

«Гонтарева (Валерия Гонтарева, экс-глава Нацбанка Украины. — Ред.), говорят, прописалась в Лондоне вместе с Пасенюком (Макар Пасенюк — советник президента Украины, бизнес-партнер Гонтаревой. — Ред.). Это очень хорошо — английская юрисдикция есть. У меня есть большой круг персоналий, к которым у меня есть претензии за «ПриватБанк» на большую сумму. Так что пусть накапливают средства. К Порошенко само собой, но он же пока президент», — заявил тогда Коломойский.

Если верить Золотареву, изменение информационной политики канала «1+1» произошло около года назад. То есть через два с лишним месяца после того, как власть Украины атаковала олигарха.

Теперь Порошенко испытывает на себе всю мощь медиаимперии Коломойского.

«Сейчас на глазах канал, который был один из столпов режима, становится элементом его разрушения, деструкции поскольку его отец-содержатель решил свести счеты с другим олигархом, который сидит на улице Банковой (в Администрации президента. — Ред.)», — отмечает Золотарев.

Примечательно, что в последний день перед выборами — 30 марта, в «день тишины», на «1+1» выйдут шоу «Рассмеши комика», «ЧистоNews» и два выпуска «Вечернего квартала», главным действующим лицом которых является шоумен и фаворит избирательной гонки Владимир Зеленский. Более того, в тот же день покажут и фильм о бывшем актере и 40-м президенте США Рональде Рейгане, озвучивать которого будет также Зеленский.

«Свобода слова» для своих. О чем мечтают на общественном ТВ Украины
«Свобода слова» для своих. О чем мечтают на общественном ТВ Украины
© РИА Новости, Александр Вильф | Перейти в фотобанк

Формально придраться к каналу нельзя. Зеленский будет выступать в качестве актера и шоумена, а не кандидата в президенты.

«Программная сетка телеканала не адаптируется под рекламу никаких политических сил и не претерпевает кардинальных изменений уже несколько лет. Студия «Квартал 95» является долгосрочным партнером телеканала, с ней был заключен договор на несколько лет на производство продуктов по заказу «1+1» <…> Медиагруппа считает, что не нарушает законодательство, показывая Зеленского — актера, так же как и каналы группы «1+1 media» или другие каналы могут транслировать события с участием президента при исполнении обязанностей главы государства, например во время международных встреч», — заявили в пресс-службе канала.

В том же заявлении уточнили, что два шоу — «Рассмеши комика» и «ЧистоNews» — выйдут без участия Зеленского.

История пошла по кругу: в 2013-2014 годах канал маскировал политические воззвания под рекламу телефильмов, а теперь — пять лет спустя — маскирует предвыборную агитацию под развлекательные шоу. Тогда активность «1+1» среди прочих факторов повлияла на смену власти на Украине. Сможет ли канал повторить былой «успех», или Порошенко удастся его заглушить — станет ясно в ближайшие дни.