Ищенко: Религиозный конфликт на Украине сметет и Порошенко, и элиту, и народ
Ищенко: Религиозный конфликт на Украине сметет и Порошенко, и элиту, и народ
В четверг, 11 октября, спикер УПЦ КП Евстратий Зоря опубликовал на своей странице в Facebook решение Священного синода Константинопольского патриархата, согласно которому дан старт предоставлению автокефалии украинским неканоническим церквям — УПЦ КП и Украинской автокефальной церкви (УАЦ). Согласно заявлению Филарета по итогам Священного синода Константинопольского патриархата, к ним может присоединиться и ряд епископов канонической Украинской православной церкви.  

По словам Филарета, для того, чтобы это воссоединение стало возможным по церковным канонам, с него была снята анафема, наложенная Русской православной церковью.

«Теперь мы, архиереи всех трёх церквей, являемся законными, каноническими, благодатными и теперь можем при нашей доброй воле объединиться в одну украинскую православную церковь, которая потом будет признана Вселенским патриархом и не только им. Но томос про автокефалию украинской церкви мы получим от Вселенского патриарха», — заявил Филарет.

Томос об украинской автокефалии. Справка
Томос об украинской автокефалии. Справка
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк
По его словам, Константинопольский Синод также легитимизировал митрополита Украинской автокефальной церкви Макария, который не был под анафемой, однако возглавлял неканоническую УАПЦ и не признавался каноническим православием.

Руководитель пресс-службы канонической Украинской православной церкви Василий Анисимов прокомментировал изданию Украина.ру сложившуюся ситуацию.

В частности, он отметил, что сообщения ряда украинских СМИ о снятии анафемы с Макария не соответствуют действительности.

УПЦ: Константинополь встал на путь беззакония, православие ждет раскол

Православие в современной Украине. Справка
Православие в современной Украине. Справка
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк
— Ну, во-первых, анафеме был предан Филарет, а Макарий не был предан анафеме. Насколько я понимаю, это священник-автокефалит, бывший наш священник, видимо, попал под запрет самого Филарета. То есть они снимают анафему даже с тех, кто этой анафемы не имел.

Во-вторых, Филарет на пресс-конференцию уже без куколя (головной убор патриараха. — Ред.) вышел. Если его восстановили, то, значит, он уже не патриарх, понимаете? То есть он уже просто епископ.

— Как вы можете охарактеризовать это решение Константинопольского патриархата?

— Это правовой церковный беспредел. Они отменили воссоединение Русской церкви трёхсотлетней давности — под предлогом, что это якобы не канонично. Но там подписи двух патриархов стоят, всего собора Константинопольских епископов. Они с таким же успехом скоро соберутся и отменят решения Вселенских соборов.

— Филарет назвал наложенную на него Русской православной церковью анафему «политической»…

— Эти же решения можно было обжаловать, когда они были вынесены. Филарета расстригли на Харьковском соборе в 1992 году. Ему дали 5 лет с возможностью покаяться, а в 1997 году, как нераскаявшегося грешника, отлучили от церкви. Законность этих решений была признана всеми поместными церквями.

— Какими будут последствия такого решения Константинополя?

— Это разрушение православия изнутри. У Константинополя-то верующих немного, но есть легенда. Люди-то должны быть хранителями той высоты, на которой церковь стояла. А сейчас они её шаржируют, дискредитируют. Ну что это такое? Одна церковь снимает запрет с проштрафившегося иерарха другой церкви и даже со священнослужителей. Это как если бы мы отменяли решения судов в США.

Очевидно, что будут очень плохие последствия. Сейчас начнётся раскол мирового православия. Очевидно, что греки будут поддерживать греков, славяне — славян, и понесётся… Как бы ни было тяжело, надо держаться правды и закона. Потому что один раз ступишь на путь беззакония, и уже не остановишься. Мне кажется, что сейчас Константинополь на этот путь и встал.