У предвыборного штаба президента Порошенко появился глава — им стал первый замглавы его администрации Виталий Ковальчук. Продолжит работать с украинским президентом и его давний политтехнолог Игорь Грынив — он будет отвечать за мессиджи и смысловое наполнение кампании.
В то же время пока сам Порошенко не заявил, что вновь пойдет в президенты. У него — низкие рейтинги и высокий антирейтинг, так что глава государства вполне может остановиться.
Украинский политолог Алексей Якубин рассказал изданию Украина.ру, будет ли баллотироваться Порошенко, на что будет делать ставку и как будет бороться с конкурентами и «агентами Кремля».
- Сегодня у Порошенко — непростая ситуация. Низкая поддержка населения, экономические проблемы страны. Как в такой ситуации будет работать его штаб?
— Штаб Порошенко формально похож на штаб 2014 года. Но я думаю, что будет несколько штабов. Первый — стандартный, где главным будет Ковальчук. Будет штаб, который будет определять мессиджи и работать с медиа — им руководит Грынив. И штаб теневого характера, Березенко (близкий к Порошенко народный депутат — Прим. Ред.) будет заниматься работой с регионами, с мэрами больших городов, будет пытаться мобилизовать группы на этом уровне. По сути, вся администрация президента превращается в избирательный штаб.
В то же время, несмотря на то, что идет информация, что создается штаб, разрабатываются месседжи, я думаю, все равно есть много вопросов, будет ли действующий президент выдвигаться. Сейчас он создает образ, что он точно будет выдвигаться. Потому что если бы он сейчас сказал, за 6 месяцев до конца срока его полномочий, что не баллотируется, это вызвало бы хаос у его сотрудников — их часть начала бы перебегать к другим игрокам.
Я думаю, что этот вопрос еще прорабатывается. И интересно было мнение госпожи Сюмар (журналист и заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины — Прим. Ред.), которая скорее представляет турчиновскую часть в окружении президента, что Турчинову Порошенко пытался предложить стать главой его штаба, но он отказался. Поэтому назначили Ковальчука. Сюмар говорила, что Порошенко не будет делать заявлений о своем походе в президенты, это еще обсуждается, и окончательно будет известно в декабре.
Есть некая доля вероятности, если Порошенко поймет, что не удастся оттолкнуться от 5-7 процентов, 70 процентов антирейтинга, не будет баллотироваться. Есть опыт Ющенко, который пошел в президенты, но очень бесславно окончил свою каденцию.
- А если Порошенко все же пойдет в президенты, что он будет предлагать украинцам?
— Триаду «Армия, вера и язык». Я так понимаю, что это придумка Грынива, который считает, что эти вещи могут разыграть избирательную кампанию Порошенко — не интересов, а идентичности.
Ключевая ставка делается не на количество рабочих мест, насколько выросли доходы украинцев, а есть попытка разыграть карту групповой психологии. Ты с нами или против нас? Президент пытается сказать, что есть наша сторона, а есть другая. Потому что если проанализировать эти три мессиджа, они связаны с идентичностью. Порошенко с самого начала предполагает раскол на «мы» и «они».
Если проанализировать эти мессиджи, они сложно контролируемы. Например, возьмем «армию». Это попытка играть на том, что президент поднимает, развивает армию. Расчет на то, что электорат поддерживает армию, а Порошенко играет роль защитника. Но мы тоже не можем проконтролировать, насколько сильно развивает — большинство информации засекречено. А на параде мы увидели, что были модернизировано советские разработки.
По поводу церкви — понятно, что Порошенко пытается использовать этот мессидж, потому что в обществе есть доверие к церкви как к институту. И через раскручивание церковной карты получить часть доверия для себя. Но, мне кажется, Порошенко не просчитал эту ситуацию с Томасом. Порошенко думал, что Томас уже будет и уже 28 июля удастся отстраивать вокруг этого кампанию.
- Будут ли продолжать искать врагов?
— Порошенко уже начал говорить о «пятой колонне», обвиняя РПЦ. Если Томаса не будет, я не исключаю, что ближе к концу осени эта карта с нападками на УПЦ действительно усилится.
Плюс карта «пятой колонны» будет активно разыгрывать. Это те, кого Администрация президента будет пытаться обвинить в работе на Кремль. Я думаю, что «агентами Кремля» окажутся все ключевые оппоненты Порошенко, включая Тимошенко, Бойко и так далее по списку. Все они будут оглашаться «агентами Кремля», если они будут угрожать Порошенко или просто будут предлагать другие идеи, отличные от порошенковской повестки дня.
- Порошенко собрался менять Конституцию: закрепить в ней стремление в НАТО и Евросоюз…
— Это будет камуфлировать другой нюанс — это не означает, что Украина присоединяется к НАТО. Но расчет будет на то, что многие люди не будут в этом разбираться — что если внесут в Конституцию, это будет шаг навстречу евроинтеграции.
Очень интересный вопрос, сможет ли Порошенко в ходе своей кампании использовать стандартную тему повышения социальных стандартом. Пока что мы видим, что возможности для этого достаточно ограничены.
Во-первых, потому что есть зона конфликта в окружении Порошенко и (премьер-министра) Гройсмана. Во-вторых, есть проблема с траншем МВФ и ценой на газ. Сейчас правительство перенесло на октябрь этот вопрос. Но если удастся договориться и цена на газ, например, будет повышена, плюс будут нюансы, связанные с социальным секвестром бюджета, Порошенко будет достаточно сложно в контексте избирательной кампании как-то использовать традиционную для украинских политиков карту, связанную с социальными расходами. Которые обычно, в преддверии избирательной кампании, значительно увеличиваются, чтобы получить большую лояльность избирателя.
- А ситуация в США повлияет на украинские выборы?
— Без сомнения, будет разыгрывать карту «прокурора Мюллера».
- Поговаривают, что Порошенко может решиться на конституционную реформу — урезать полномочия президента…
— Да, есть проект «Народного фронта» по конституционным изменениям. Ближе к выборам будет более явственна рейтинговая картина Порошенко, окончательная расстановка. И если Порошенко не сможет оттолкнуться хотя бы от 10%, я не исключаю, что даже его окружение будет толкать его идти на конституционную реформу. Тем более что по действующему сейчас решению конституционного суда конституционную реформу, если набираются 300 голосов, можно провести за 2 сессии подряд. То есть время для этого есть.