Сегодня апелляционный суд Киева освободил из-под стражи и отправил под домашний арест Дмитрия Васильца и Евгения Тимонина. Журналистов «17 канала» в свое время арестовали за помощь в создании телеканала «Новороссия ТВ». Осенью прошлого года один из районных судов Житомира приговорил их к 9 годам тюремного заключения.
В связи с этим мы попросили наших экспертов ответить на вопрос: с чем связано такое решение суда? Стоит ли за этим давление на политическое руководство Украины? Можно ли вообще говорить, что происходят изменения внутри правящего режима в сторону либерализации?
Татьяна Монтян, адвокат и правозащитник
Происходят ли изменения? Журналист Василий Муравицкий, как сидел, так и сидит. Продолжают сидеть толпы людей, до которых нет никому дела. Возможно дело Тимонина и Васильца — это дело, по которому Евросоюз поднял кипеш. Там же депутаты Европарламента написали «телегу». А вот до Муравицкого пока дело не дошло.
Так что, думаю, тут влияние «тлетворного Запада», а не изменение политического режима. Пете глубоко наплевать абсолютно на всё. Он уверен, что у него абсолютно всё хорошо, и что у американцев нет никаких других вариантов кроме того, как Порошенко снова ставить на страну. Поэтому он на все плевал. Он периодически кидает кость: то Коцабу освободит, то Тимонина с Васильцом.
Владимир Чемерис, правозащитник
В последнее время в Украине началась тенденция роста насилия. Мы все это чувствуем: разгон демонстраций, погромы и так далее. Вся эта ситуация с преследованием журналистов очень обеспокоила как украинцев внутри страны, так и наших европейских партнеров. Появилось письмо, подписанное депутатом Европарламента, в защиту Васильца, Тимонина и Муравицкого.
Думаю, что именно этот момент привел к тому, что Порошенко решил сделать шаг навстречу требованиям европейского сообщества, как это было в случае с Русланом Коцабой. Его оправдательный приговор был вынесен под давлением разных европейских структур. Но, мне кажется, что все это не означает либерализации украинской внутренней политики. У нас происходит систематическое нарушение гражданских свобод.
Так что изменение меры пресечения для Тимонина и Васильца — это всего лишь жест Порошенко навстречу требованиям европейских структур, поскольку у Порошенко очень плохая ситуация. Вот поэтому он и решил вот таким образом задобрить наших партнеров. Но, повторюсь, все это не значит, что в нашей стране наступает либерализация. Это всего лишь разовый шаг.
Елена Бережная, юрист и правозащитник
Тут нет никакой политической подоплеки. Это активное реагирование со стороны международных правозащитных организаций, в том числе и депутатов Европарламента. Уже сейчас готовится специальная резолюция по Украине, по нарушениям прав человека. Мы принимаем самое активное участие в подготовке текста резолюции.
Дело в том, что международное сообщество шокировано по поводу того, что происходит со свободой слова в Украине. В ОБСЕ 16-17 ноября был форум по доступу к правосудию в Украине, где был заслушан доклад, который я озвучивала от Института правовой политики и социальной защиты имени Ирины Бережной.
Я рассказала о том, что 12 143 дела, связанных с Украиной Европейским судом по правам человека было направлено не куда-нибудь, а в Совет Европы для того, чтобы они принимали меры вплоть до санкций в отношении украинской власти. Они касаются неисполнения решений суда.
Пошел вал практики Европейского суда по правам человека по фактам незаконных задержаний и незаконных арестов. Напомню, что в Украине были отмены приговоров там, где люди выходили на свободу по соглашению сторон, когда люди признавали свою вину, когда последняя была полностью не доказана.
Поэтому наш Институт имени Ирины Бережной направил в ОБСЕ 6 обращений, приложив 18 решений Европейского суда по правам человека по аналогичным делам. Более того, имеется доклад ОБСЕ, есть выступление Арлема Дезира, представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, по этому вопросу.
Был также большой, объемный доклад по Украине, в котором говорилось об этом незаконном девятилетнем приговоре Тимонину и Васильцу, который изложила Барбара Трифони, президент Международного института прессы. Это очень авторитетная организация.
Кроме того, правозащитная нью-йоркская организация по защите прав журналистов сделала официальное заявление, обратившись к властям Украины. Как вы знаете, 40 депутатов Европарламента подписали открытое обращение к украинскому президенту, председателю Верховной Рады, в Кабинет Министров и в другие украинские государственные структуры и потребовали, чтобы Тимонина и Васильца освободили.
Сейчас готовится резолюция ПАСЕ по этому вопросу. Она затрагивает вопросы нарушения прав и неисполнения решений суда, которые выиграл наш Институт по поводу того, что не выплачивают пенсии жителям Донбасса. Мы сейчас добиваемся включения в эту резолюцию моментов, связанных с незаконным преследованием журналистов и вопросов, связанных со свободой слова.
Коме того, по Тимонину и Васильцу выступил Нил Муйжниекс, верховный комиссар по правам человека Евросоюза. Он недавно защитил диссертацию по нарушению прав в средствах массовой информации. Он дважды приезжал в Украину и дважды встречался с президентом по этому вопросу, высказывал свое возмущение.
Вот всё это и сработало в конечном итоге. Было очевидно, что в деле Тимонина и Васильца за одну поездку в Донецк, когда не было никаких ограничений и блокпостов, не было никаких постановлений, за то, что они приехали и пообщались как журналисты-айтишники, получение такого большого срока должно было вызвать такой большой резонанс.
Мы хотели бы, чтобы, как и просила адвокат ребят Светлана Новицкая, требовали вынесения в суде оправдательного приговора, как это было по делу Руслана Коцабы.