Время идет
Список "невозвращенцев" на днях официально открыла японская Mazda. Автопроизводитель из Страны восходящего солнца первым не воспользовался опцией выкупа своего бизнеса в РФ и окончательно потерял возможность вернуть свои активы.
Речь идет о 50-процентной доле в предприятии по производству машин во Владивостоке. Когда японцы покидали Россию, они за символический 1 евро продали свою часть партнерам из РФ – компании Sollers, которая перепрофилировала этот завод на выпуск автобусов под собственным брендом. В соглашении был пункт, по которому Mazda в течение трех лет могла выкупить свои акции назад, но никаких предложений из Токио в итоге не поступило.
Аналогичную опцию на разное количество лет прописали тогда многие компании. Немецкий производитель бытовой химии и косметики Henkel, например, оговорил, что может выкупить свои активы обратно в течение следующих 10 лет, а в Mercedes-Benz – в течение 6 лет, с оговоркой, что выкупать будут по рыночной стоимости и после независимой оценки.
Стоит отметить, что нынешние отечественные владельцы когда-то иностранных производственных мощностей, заводов, фабрик, предприятий и т.д. могут отказать предыдущим владельцам в выкупе их акций, несмотря на наличие в договоре о продаже такой возможности. Это стало возможным после принятия летом этого года соответствующего законопроекта.
Для такого отказа нужны определенные условия: связь иностранного инвестора с недружественным РФ государством; этот инвестор объявил о своем уходе из РФ из-за политики; сделка по отчуждению состоялась с 22 февраля до 31 декабря 2022 г.; актив продавался по цене существенно ниже рыночной, с опционом на обратный выкуп на срок не менее 10 лет; российская компания исполняет обязательства перед работниками и кредиторами и т.д.
Отдельно оговаривается, что требовать отмены опции обратного выкупа можно только в Арбитражном суде Московской области. Получается, что поставить перед предыдущими владельцами заслон к их возвращению можно, но лишь при определенных условиях и вряд ли это станет массовым явлением.
Когда и кого ждать назад
Российские власти ранее заявляли, что возвращение иностранного бизнеса в страну будет происходить с учетом ситуации на рынке и интересов отечественных компаний.
В марте этого года Владимир Путин поручил подготовить концепцию возврата компаний из-за рубежа в РФ, такая процедура должна быть прозрачной и содержать обязательные гарантии для иностранного бизнеса.
"Нам нужно обязательно смотреть на все эти вопросы с прагматической точки зрения. Выгодно нам, чтобы та или иная компания пришла, — значит ее надо пускать. Не выгодно — надо найти тысячу причин, почему ее здесь не должно быть, той или иной компании. И среди этой тысячи причин 999 будут точно соответствовать требованиям ВТО, уверяю вас", - заявил глава российского государства в мае на встрече с представителями "Деловой России".
В июле Центр стратегических разработок составил "репутационный портрет" ушедшего из РФ бизнеса на основе анализа более 1,5 тыс. компаний, они были поделены на несколько групп в зависимости от их шансов вернуться.
Первую, "красную" группу составили те компании, которые не просто некрасиво ушли, но и сделали это так, что оставили после себя проблемы для партнеров и клиентов. В качестве примера приводятся Amazon, PayPal, Cisco и др. Всего из анализируемого перечня таких компаний набралось 23% от общего количества, уточняет РБК.
К "желтой" группе относится тот бизнес, который ушел не так агрессивно, но все равно не проявил "достаточной степени ответственности". В их числе - H&M, IKEA, Ubisoft, Dell и т.д.
В "зеленую" группу вошли те, кто проявил "ответственный подход" и кому доступ на российский рынок может быть открыт, если в этом будет потребность. В качестве примера таких компаний названы Nestle, Michelin, Apple. Юридически они в РФ больше не представлены, но сохранили контакты с партнерами, бизнес-активы, технологии и т.д., а их уход произошел скорее под давлением правительств недружественных стран.
Еще есть так называемый белый список – это компании (всего их 2%), которые покинули Россию "ответственно и корректно, без проявлений недружественности". К ним отнесены, например, компании Ericsson, Marriott и Decathlon.
Как писало летом издание "Эксперт" со ссылкой на источники, в правительстве рассматривают несколько путей для возвращения иностранного бизнеса. Первая возможность – создать в России бизнес с нуля, например, построить какой-нибудь завод, такой сценарий применим даже для тех, кто уходил со скандалом и проблемами. Второй вариант предполагает решение по каждой конкретной компании специальной подкомиссии правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
В любом случае, очереди "на вход" из ушедших иностранных корпораций пока не наблюдается, ключевым моментом в их возвращении станет российская военная спецоперация на Украине и ее итоги.
Львиная доля бизнеса будет продолжать ждать у моря погоды и вряд ли решится на возвращение, пока СВО не окончена: кто-то просто не рискнет, а кому-то все равно не позволят. Такой уж сейчас на Западе "свободный" рынок.
О том, как экономическое возрождение идет в Донецкой Народной Республике и какие есть связанные с этим проблемы - в материале издания Украина.ру Бизнес в Донбассе восстанавливается. Но есть проблемы.