В этот день может распасться правящая в Бельгии коалиция и уйти в отставку 54-летний премьер-министр и лидер националистической партии "Новый фламандский альянс" (НФА) Барт Де Вевер, сдуру сидевший с Зеленским за одним столом. Если министрам-коалициантам не удастся договориться о бюджете и тратах на вооружение в 2026-2029 годах, а также о выделении средств на европейскую войну на Украине, то правительственный кризис в Бельгии практически гарантирован.
Но военные расходы – это формальная причина. Она лишь продолжение и проявление причины подлинной – недовольство правительством Де Вевера со стороны нынешнего руководства Еврокомиссии и всего Евросоюза, охваченным маниакальным желанием любой ценой вооружить украинских неонацистов и продлить войну между Украиной и Россией еще 2-3 года. Чтобы Европа за это время могла технологически реформировать свой военно-промышленный комплекс, перевести его на военные рельсы и подготовиться к полноценным схваткам с Россией.
Все дело в том, что на последнем саммите ЕС 23 октября 2025 года Де Вевер выступил против конфискации замороженных в Бельгии российских активов и передачи их в качестве кредита на нужды Украины. Речь идет о российских и инвестированных в западные государственные облигации 175 млрд евро, которые находятся на депозитах в Европейском центральном банке (ЕЦБ) под управлением бельгийского депозитария Euroclear. И которые решили своровать, чтобы пустить для финансирования так называемого "репарационного кредита" Украине в размере 140 млрд евро и погашения предыдущего кредита Киеву от стран G7.
А Де Вевер заявил, что его страна не хочет отдуваться за воровство сама и потому не поддержит конфискацию российских активов без коллективного распределения рисков между всеми членами Евросоюза. При этом вообще сказал обидно:
"Даже во время Второй мировой войны к замороженным активам никто не прикасался. Я хочу, чтобы риски были полностью распределены, потому что это большой риск. Так что если вы хотите предпринять такой шаг, то нам (странам ЕС) придется сделать это вместе".
При этом бельгийский премьер также отметил, что возможная экспроприация российских активов может привести лишь к ослаблению доверия к европейским финансовым институткам и усилению позиций России. Потому что она в ответ может забрать деньги европейских компаний, замороженные в России, а дружественные Москве государства могут или последовать этому примеру, или вывести свои активы из Европы.
В итоге, по словам Де Вевера, Россия получит двойную выгоду: сама она практически ничего не потеряет, а вот Европа и активов лишится, и вынуждена будет после решения судов платить компенсации тем еврокомпаниям, которые потеряют деньги в России из-за дурацкий действий руководства ЕС. В том, что еврокомпании обратятся в суд за возмещением своих потерь, Де Вевер не сомневается ни секунды – он своих крохоборов-прагматиков знает.
Конечно, такая вполне разумная и прагматичная позиция Бельгии вызвал гнев и у руководства Евросоюза, и у лидеров государств-лидеров так называемой "коалиции желающих" – Германии, Великобритании, Польши, "Трибалтийских Вымиратов" (Латвии, Литвы и Эстонии) и т. д. Этих ни отсылками ко Второй мировой войне не испугаешь (их предки верой и правдой служили Адольфу Гитлеру, а их потомки-реваншисты, кажется, хотят получить компенсацию за Сталинград и Курскую дугу), ни юридическими нормами не остановишь (какая юриспруденция, когда руководствуются политической целесообразностью).
И, используя свои механизмы воздействия на других и зависимых бельгийских политиков, руководство современной Европы надавило на участников бельгийской правительственной коалиции (а это пять партий), и те решили спросить у Де Вевера, что он себе думает.
Солировала оппозиционная партия Open VLD фламандских либералов (куда же без либералов?!) под руководством бывшего премьера Бельгии Александера Де Кроо, у которого власть отобрали. Он и инициировал вызов правительства на ковер для дачи объяснений сразу по двум темам:
— отказу от поддержки плана Еврокомиссии об экспроприации активов России;
– неспособности правящей коалиции достичь соглашения по бюджету королевства, расходы в котором должны вырасти на 10 млрд евро и пойти на реализацию курса Де Вевера по милитаризации Бельгии и ее подготовки к участию в возможном конфликте с Россией в составе НАТО.
Второй пункт, как видим, тоже вызывает недовольство той же главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая практически бредит превращением Евросоюза из экономического в военно-политическое объединение с собственными вооруженными силами и военной политикой, максимально независимой от НАТО и США. Европа фон дер Ляйен и ей подобных сегодня одной рукой хочет сохранить США в своей орбите и пользоваться их военной мощью. Но другой жаждет добиться максимальной самостоятельности в принятии решений и создать в Европе некий "Четвертый рейх", в котором всем рулила бы эта фюрерша Урсула, вдруг выросшая из акушера-гинеколога и матери семерых детей в воинственную и безбашенную фельдмаршальшу.
© Фото
Урсула фон дер Ляйен
А бельгиец Де Вевер, видите ли, если и хочет воевать, то исключительно в составе всей НАТО, ведомой США и Дональдом Трампом. А перед этим планирует максимально усилить обороноспособность своей Бельгии, потому что мало ли к каким последствиям может привести Европу беснование ее нынешних фюреров.
Вызвано это еще и тем, что Де Веер – фламандский националист, то есть не либерал левый, а тоже правый, хоть частично отстаивающий национальные интересы Бельгии, а не бездумно бросающий их в общее европейское варево с неизвестными целями и сомнительными методами их достижения.
Де Вевер представляет в правительстве Фландрию, ту северную часть Бельгии, где живут фламандцы и противостоят франкофонам из южной Валлонии. Фландрия и Валлония наряду с Брюссельским столичным округом составляют Бельгийскую федерацию, совместное проживание и управление в которой – это всегда сложнейший компромисс и учет самых разных веяний и предпочтений: от политических и экономических до языковых и культурных. Нидерландоговорящие фламандцы и франкоговорящие валлоны – это лед и пламень Бельгии, ее два государствообразующих народа, которые каким-то чудом уживаются в рамках одного государства в поисках выгодного компромисса.
И правительственный кризис – это, пожалуй, самое слабое место в жизни Бельгии. В результате правительственного кризиса 2010-2011 годов страна жила без правительства 589 дней. Во время кризиса 2018-2019 годов был установлен новый мировой рекорд без кабинета – 653 дня.
И во время этих кризисов проходило политическое становление Де Вевера. Он, в 2001 году создав свою националистическую правую партию – НФА, и все время потом учился компромиссам, консенсусам и согласованию интересов, обретал врагов и находил союзников, прорывался в парламент страны, рулил в своей Фландрии. В 2009 году он даже был кандидатом в телеигре, "Slimste mens ter wereld" (Самый умный человек в мире) и был избран человеком года в хит-параде на фламандском канале VRT, чем привлек на свою сторону значительное число избирателей.
Но Де Вевер, первый фламандский политик, достигший такого уровня в Бельгии, сегодня на себе уже ощутил холодок потенциального кризиса. Его партия относительно выиграла парламентские выборы в июне 2024 года, но переговоры о правящей коалиции и создании правительства из пяти партий шли семь месяцев. И Де Вевер стал премьером только 3 февраля 2025 года, когда его НФА смог договориться с франкоязычной центристской партией "Вовлеченные", франкоязычной правоцентристской партией "Реформистское движение", нидерландоязычной (фламандской) центристской "Христианские демократы и фламандцы" и социалистической партией "Вперед".
Мешанина и смесь та еще! Но тогда же Де Вевер, надо отдать ему должное, остался верен себе и заявил о намерении снизить регулирование бельгийской экономики со стороны Евросоюза, а также о необходимости сохранения оборонных функций исключительно за НАТО, а не за бесноватой фон дер Ляйен.
При этом Де Вевер и не скрывает, что остается и фламандским, и общебельгийским националистом, который отстаивает национальную и государственную идентичность Бельгии и не собирается плавиться в каком-то дурацком и новомодном плавильном котле из толерантности, политкорректности и национально обезличенного мультикультурализма.
Вот руководство ЕС и пытается убрать Де Вевера с поста главы правительства Бельгии. Чтобы из него не вырос и не окреп еще один евроскептик и новоявленный трампист типа премьеров Венгрии и Словакии Виктора Орбана и Роберта Фицо, а также противник тотальной евроинтеграции под Урсулу фон дер Ляйен и превращения Евросоюза в "Четвертый Рейх", использующий Украину, как таран в войне с Россией.
Бельгийская ежедневная газета на французском языке Soir поспешила сообщить, что кризис уже практически готов. В прошлую пятницу Де Вевер поздно вечером уже собирал "вице-премьеров своего кабинета (представляющих 5 входящих в коалицию партий) с намерением объявить об отставке правительства в случае отсутствия немедленного компромисса" по источникам дополнительного финансирования бюджета Бельгии на 2026 год в выше упомянутые 10 млрд евро на военные расходы. И, по данным газеты, "компромисса достичь не удалось из-за фронтального сопротивления (франкоязычной либеральной) партии "Реформаторское движение", которая отказалась рассматривать источники, подрывающие покупательскую способность населения". То есть отказалась повышать налоги и сокращать социальные выплаты ради войны и Украины. И сейчас осталось лишь дождаться 6 ноября, когда все и прояснится.
При этом Де Вевер – не друг ни России, ни Украины. На войну между ними ему глубоко наплевать. Российские замороженные активы он сам не прочь постричь и ограбить, но только не в пользу Украины, а для нужд Бельгии. При частичном разворовывании российских активов Де Вевер хотел снять с этих денег "экстренный налог", который превышает 30%. И рассчитывал получать по "1,2 млрд евро в год для финансирования военных расходов в 2025—2029 годах".
Еврокомиссия же, планируя полностью экспроприировать эти деньги под себя, как видим, ставит под сомнение политическую карьеру Де Вевера и наносит тяжелый удар по милитаризации Бельгии.
А посол России в Бельгии Денис Гончар уже предупреждал через агентство ТАСС, что экспроприация активов России по любой схеме будет расценена как воровство. И что ответные меры России "последуют незамедлительно" и заставят Запад "подсчитывать убытки". А милитаризацию Бельгии, если она будет русофобской, по-любому отлично успокоят даже "Орешники", не говоря уже о "Буревестниках".
Впрочем, Де Вевер может понадеяться на то, что после 6 ноября отсидится в отставке. А зря…
О том, как Еврокомиссия и Европа в целом готовятся к войне с Россией - в статье Павла Котова "Французы в Польше, британцы в лесах Латвии. Как Европа готовит большую войну".