Сейчас, естественно, предпринимаются попытки осмысления событий 80-летней давности. Такой попыткой стала проведённая агентством "Россия сегодня" пресс-конференция "Ялтинская конференция 1945-го – встреча, поменявшая мир. К 80-летию Великой Победы".
В конференции приняли участие научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков и руководитель рабочей группы по противодействию искажению истории Института стран СНГ Игорь Шишкин, а удалённо из Симферополя – первый проректор – проректор по международной и информационной политике Крымского университета Сергей Юрченко и председатель Крымского отделения РИО, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
Не будем повторять все основные мысли, высказанные уважаемыми историками, сделаем выводы на основании суждений, с которыми согласились большинство участников.
1. Ялтинская конференция стала настоящим триумфом советской дипломатии, которая, не смотря на холодную войну, обеспечила стране полвека мира (отметим, что не только дипломатия – во время конференции упоминалась и роль ядерного сдерживания).
Собственно, тогда Сталину впервые в российской истории удалось обеспечить стране то место в послевоенном мировом устройстве, которого она действительно заслуживала – место сверхдержавы.
28 ноября 2023, 18:00История
Тегеранской конференции – 80 лет. Опыт сосуществования и сотрудничестваПервая конференция лидеров Антигитлеровской коалиции, Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта, началась в Тегеране 28 ноября 1943 года. На этой конференции решались важнейшие вопросы войны и послевоенного устройства мира, впоследствии закреплённые на Ялтинской и Постдамской конференциях 1945 годаДругое дело, что может не стоило делать столь больших подарков – участники пресс-конференции с некоторым сожалением говорили о послевоенном статусе Польши и Франции, которые к числу победителей, в общем-то, не относились и российскую поддержку сейчас не ценят (отметим, впрочем, что это как раз нормально – в политике услуга перестаёт быть услугой, как только она оказана).
Так или иначе, но такой авторитет как Генри Киссинджер полагал Ялтинскую конференцию победой СССР, что признал вслед за ним и Дж. Буш младший.
2. Важным моментом самой возможности заключения таких соглашений является соразмерность лидеров поставленным задачам.
В 1945 году в Ялте собрались люди, обладавшие огромным политическим опытом и непререкаемым авторитетом в своих странах. Они смогли не только договориться сами, но и убедить других в необходимости достигнутых договоренностей.
Сейчас ситуация другая – на Западе нет лидеров, которых можно было бы сравнить с лидерами России, Китая и других стран Востока. Какие-то надежды связываются только с Трампом.
Пока, увы, договариваться нам не с кем. Надежда только на то, что масштабность задач потребует возвращения Европы и США в большую историю.
3. То, что участники Ялтинской конференции были союзниками, не значит, что у них не было противоположных интересов. Тот же Черчилль уже через три месяца после Ялты планировал войну против СССР.
Тут принципиально важна именно способность договариваться. А противоположность интересов никуда не денется. Главное же – разумный компромисс.
Вообще прочность подобных соглашений зависит от того, насколько выгодно их соблюдение сторонам. Ялтинские соглашения были выгодны всем участникам и потому выполнялись (от себя отметим, что Минские соглашения были выгодны Украине, но… мнение Украины никого не интересовало – так что выгоды мало, нужен ещё суверенитет).
4. Для того, чтобы одержать эту дипломатическую победу, СССР должен был приобрести огромную мощь, сравнимую с мощью всего западного мира и это был залог и готовности Запада к диалогу, и готовности к выполнению соглашений.
Как любят сейчас говорить на Украине и на Западе, мир должен заключаться с позиции силы. Тогда речь шла об отношениях между союзниками, но Ялтинский мир заключался именно с позиции силы – советские танки, стоявшие в 60 километрах, от Берлина, были серьёзным аргументом и для Черчилля тоже… Хотя нет – в то время главным образом для Черчилля – с Гитлером союзники уже давно не считались.
Соответственно, чтобы провести Ялту-2 надо, всего-навсего, одержать победу. И вот тогда, после Нюрнберга…
Относительно вопроса войны, в которой надо одержать победу, мнения участников разошлись – одни считают, что масштабного конфликта в духе двух мировых войн избежать не удастся, другие полагают, что обойдётся серией локальных конфликтов типа украинского (всё же фактор ядерного сдерживания работает).
5. А кто враг-то?
По мнению Игоря Шишкина сейчас, также как и 80 лет назад, врагом является неонацизм. Причём, точно так же как тогда его поддерживают европейские правительства и США, надеясь использовать в своих интересах. Они ещё не понимают, что это движение представляет угрозу в первую очередь для них самих.
Сейчас неонацистский режим тестируется на Украине, как тогда он тестировался в Германии. Шишкин, кстати, очень разумно объяснил известные слова Вячеслава Молотова от 2 ноября 1939 года – "идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной". Действительно, идеология всё равно будет существовать где-то в головах людей. Победить можно не идеологию, а только страну, где она пришла к власти.