Культура

Американская мечта Джея Ди Вэнса. О чем рассказал фильм, снятый по его мемуарам

Имя американского сенатора от Огайо Джея Дэвида Вэнса, пожалуй, один из самых популярных запросов в поисковых системах 16 июля
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Накануне ночью по московскому времени на съезде Республиканской партии США Дональд Трамп был утвержден кандидатом в президенты Соединенных Штатов Америки, а Вэнс был назначен вице-президентом.
Имя Джея ди Вэнса до сих пор практически никому не было известно. Но те, кто пристально следят за заявлениями представителей американского истеблишмента, знают, что он холоден к помощи Украине и считает, что ей придется отказаться от части территорий, а приоритетом считает финансовую помощь Израилю для войны в секторе Газа.
Зрители Netflix, впрочем, могут вспомнить о Вэнсе совсем по другой причине: в 2020 году Рон Ховард (режиссер оскароносных "Игр разума", "Кода да Винчи" и второго спин-оффа "Звездных войн" — "Хан Соло. Звездные войны: Истории") снял экранизацию биографического романа Вэнса "Элегия Хиллбилли".
Мемуары, ставшие бестселлером, он опубликовал в начале своей политической карьеры, в 2016 году.
В фильме не только звездный актерский состав — две главные женские роли играют Эми Адамс и Гленн Клоуз, но и отмеченное критиками и Американской академией киноискусства блестящее оформление: Эрин Крюгер Мекаш, Патриша Дехейни и Мэттью Мангл получили "Оскар" за лучший грим и прически, а кроме того, музыку к фильму написал Ханс Циммер, о чьих достижениях даже неловко говорить. Циммер объективно один из нескольких самых любимых и признанных кинокомпозиторов последних десятилетий.
Кантри, "деревенщина", американская мечта
Не слишком понятное для русскоязычного человека слово "хиллбилли" в английском на самом деле оскорбительное и унизительное, называть так точно никого не стоит. В дословном переводе это что-то вроде "деревенщина", слово пренебрежительное, относимое к бедным и малообразованным жителям сельской и горной местности, прежде всего — Аппалачских гор.
И все-таки термин не так прост. Огайо, родной штат Вэнса, относится к так называемому "ржавому поясу США" — регионам, которые до экономического кризиса 70-х годов славились тяжелой промышленностью, а после него стали "депрессивными" регионами с большим количеством безработных отчаявшихся людей, которые когда-то были шахтерами или металлургами.
"Хиллбилли" — "жители холмов", вечно переезжающие с места на место семьи без стабильного дома и дохода, слово это стало популярно еще во время Великой депрессии, но в конце XX века приобрело и некоторый романтический налет — что-то вроде того, какими свободными, независимыми от норм общества и выделяющимися описывал в своих рассказах Максим Горький кочующих цыган.
В фильме "Элегия Хиллбилли", впрочем, нет ничего романтического. Фабула проста и незатейлива: Джей Ди Вэнс (взрослого героя играет Габриэль Бассо) — взрослеющий в маргинальной, неблагополучной семье мальчик, пытается вырваться из этой беспросветной жизни, получить образование в Йельском колледже, построить со своей девушкой (Фрида Пинто) здоровые доверительные отношения и при этом не бросить семью.
Большая часть фильма посвящена именно его детству, режиссер постоянно разрывает время и пространство действия, перенося зрителя из современности в прошлое и обратно, иногда слишком часто и резко. Главной героиней, по сути, является мама Джея, Беверли, которую играет Адамс.
Она разрушающаяся по частичкам личность, неуравновешенная, истеричная, эгоистичная, принимающая наркотики. В глазах старшей сестры Джея ее оправдывает то, что их дедушка был алкоголиком и детство матери было таким же беспросветным.
Бедность, скитание от дома к дому, бесчисленные мужчины матери и маргинальное общество вокруг — все, что видит мальчик до того, как оказывается в колледже.
Ту самую главную идею и американскую мечту ему озвучивает любящая, но невероятно эксцентричная бабушка (в исполнении Клоуз): место рождения определяет то, кто ты есть, но ты все время делаешь выбор, как тебе жить дальше. Бабушка называет людей хорошими терминаторами, плохими терминаторами и нормальными терминаторами, признавая только тех, кто все выносит, не поддаваясь отчаянию.
У старшей сестры Джея Линдси (играет Хейли Беннетт) другая философия: нужно друг друга прощать, иначе не выберешься.
Американская мечта
Байопики — фильмы, основанные на биографиях известных или выдающихся людей, в последние годы набирают популярность, как в 30–40-е XX века. Чаще всего это картины о музыкантах — совсем недавно сняты Backto Black об Эми Уайнхаус, Сэма Тейлора-Джонсона, "Совершенный незнакомец" о Бобе Дилане Джеймса Мэнголда, а кроме того, большой ажиотаж вызвали "Большой прыжок" Бена Аффлека, "Феррари" Майкла Манна и многие другие.
Биографические фильмы об известных американцах обладают определенной типажностью: как правило, это история волшебного успеха от нищеты до Уолл-стрит или Голливуда, история головокружительных достижений с минимальными начальными данными.
Показательным в этом смысле получился фильм Хоа Ле "Безос. Человек, создавший Amazon" об одном из богатейших людей мира Джеффе Безосе, в 2023 году принявший участие в Московском международном кинофестивале.
Фильм "Элегия Хиллбилли" тоже об этом. У героя все получается, несмотря ни на что: примириться с тем, кто он есть, простить мать, получить образование и работу, к которой он стремится, а также перестать стесняться своего "деревенского" происхождения и болезни матери перед девушкой Ушей.
В 2016 году после выхода книги Вэнс рассказал в интервью исследовательскому центру Гуверовского института войны, революции и мира, что его главный интерес — культура белых американцев из рабочего класса, их кризис, их проблемы и их достижения.
Нынешнее назначение Вэнса уже связывают с чаяниями именно этой части населения США.
Подробнее о Вэнсе — в материале Павла Котова От Пенса к Вэнсу: Трамп выбрал своим вице-президентом "деревенщину" из "ржавого пояса" на сайте Украина.ру.
Рекомендуем