Уважаемые коллеги, хотела бы поблагодарить организаторов форума и авторитетную российскую площадку медиагруппы "Россия сегодня" за возможность присоединиться к участникам очень непростой, но при этом важной дискуссии. Ваша панельная секция, сессия посвящена денацификации и пониманию ее вырисовывающихся контуров в контексте ситуации на Украине. В связи с этим я хотела бы рассказать о международно-правовом, историческом опыте подобного процесса, о денацификации бывшего Третьего рейха.
Еще до поражения нацистской Германии союзники согласовали программу денацификации рейха. Она подразумевала демонтаж нацистских политико-социальных институтов, символики, идеологии, привлечение к уголовной ответственности руководителей того, можно сказать, государства, пособников и пронацистских активистов. На конференции в Потсдаме была утверждена так называемая инициатива четырех "Д": демократизация, демилитаризация, денацификация и декартелизация немецкого государства.
Ключевую роль в этой инициативе заняла, по понятным причинам, именно денацификация. Важнейшую юридическую задачу в этом плане выполнил Международный военный трибунал в Нюрнберге. Он осудил национал-социализм на глобальном уровне. Он признал преступными целый ряд организаций фашистской Германии, включая НСДАП, в которой состояли 8,5 миллионов немцев к концу войны. В результате за один только 1945 год было задержано 270 тысяч лиц с нацистским прошлым.
К сожалению, политизированные, давайте применим сейчас это слово, политизированные интересы Запада наложили отпечаток на денацификацию немецкого общества. В Западной Германии стали широко использоваться так называемые профессиональные кадры рейха, опыт внутренней организации гитлеровских госучреждений, что подорвало денацификацию будущей ФРГ.
Об этом хорошо пишут классики немецкой литературы. Например, в романе "Дом без хозяина" выдающегося немецкого писателя и переводчика Генриха Белля была затронута тема духовной жизни Германии во время и по итогам денацификационных процессов. Она была не только финансово-экономически, но и, это Белль подчеркивает особо, морально опустошена.
Денацификация была поверхностной, она не решила глубинных проблем немецкого общества. Интеллектуальная составляющая страны была в глубоком кризисе, царило неравенство. Германия буквально была разделена и стояла на перепутье. В стране ее жителям, в первую очередь, Западной Германии, предстояло ответить на, по сути, экзистенциальный вопрос – куда идти?
Сейчас этот вопрос должны были бы задать себе жители Украины, если бы их уже не привели. Раньше все полагали - в тупик, теперь, мы понимаем, к обрыву. На контрасте Восточная Германия тогда действительно была очищена от нацистской язвы. Более полумиллиона человек, содействовавших нацистской карательной машине, были уволены, в том числе 85% судей, которые выносили обвинительные приговоры по законам рейха.
Важно, что денацификация проводилась силами в том числе самих немцев. Речь в первую очередь идет о юристах ГДР. Из-за этого многие бывшие нацисты бежали из Восточной Германии, надеясь как-то обойти, избежать ответственности на Западе.
При этом никто не ставил под сомнение, что этот процесс был необходим. Он стал залогом мирного существования даже разделенной во время холодной войны Европы.
С денацификацией неразрывно связан вопрос привлечения преступников к уголовной ответственности. Если мы говорим о сегодняшней Украине, то ведь этот процесс уже идет. Начиная с 2014 года, Следственный комитет Российской Федерации проводит фиксацию расследования преступлений киевского военного и политического руководства, националистов, нацистов и представителей украинских силовых структур против мирного населения.
Давайте посмотрим на цифры. По состоянию на начало марта 2024-го года уже возбуждено около 4500 уголовных дел. Среди таких преступлений геноцид, терроризм, жестокое обращение с гражданским населением, применение в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов, а также убийство, умышленное уничтожение, повреждение имущества и т.д.
В числе фигурантов - сотни лиц, среди которых представители высшего командования ВСУ, командиры воинских подразделений, которые отдавали преступные приказы, более двухсот из них уже объявлены в розыск. Завершено расследование 250 уголовных дел, вынесены приговоры в отношении почти трех сотен украинских военнослужащих и назначены реальные сроки. Рассмотрение других уголовных дел продолжается.
Мы регулярно об этом рассказываем на брифингах. Эта масштабная работа будет продолжена и дальше. Нужно, чтобы все военные преступники знали, что возмездие неотвратимо, и никто не уйдет от ответственности.
Уважаемые коллеги, обсуждение этой сложнейшей проблематики - не только задача, но необходимость с учетом целей, поставленных перед всеми нами руководством страны, но я скажу больше, самой истории. Мы с удовольствием ознакомимся с результатами ваших дискуссий. По итогам, наверное, они будут более чем интересны профессиональному сообществу и широкой аудитории. А главное, востребованы. Благодарю за внимание, желаю плодотворной работы.
Выступление ещё одного участника форума: Кирилл Вышинский: Люди на освобождённых территориях должны осознать неизбежность произошедшего