Политолог и американист Грег Вайнер в интервью изданию Украина.ру объяснил, как России отбить замороженные активы у Запада, чтобы они не попали на Украину.
Совет Евросоюза 22 мая опубликовал регламент, согласно которому 90% получаемых доходов от замороженных активов России будут поступать на военную помощь и восстановление Украине. Даже в случае снятия санкций ЕС не отдаст России доходы от ее активов. Решение вступит в силу 23 мая.
Всего, по данным Еврокомиссии, страны Запада заморозили около € 260 миллиардов активов Центрального банка РФ.
— Грег, США подталкивают страны G7 к передаче Украине кредита под залог активов РФ. Объясните, что затевают на Западе в отношении российских замороженных средств?
— Первый вариант развития событий, как американцы просчитывают, — это дать под российские активы кредит Украине. То есть такой security deposit. Если Украина денег не вернет (а она вряд ли это сделает), тогда конфискуют средства России в пользу кредитора.
Вторая схема — это просто использовать деньги из процентов, которые набегают по замороженным счетам России. Отдать их Украине.
Учитывая, что в США не так много российских активов, все доходы будут делиться Евросоюзом. Я думаю, что ЕС — бенефициар в данной ситуации, потому что у них более чем на 200 миллиардов евро российских денег.
— Среди кого наиболее популярна идея кредита Украине: в рядах республиканцев или демократов?
— Изначально идея выделить деньги Украине в кредит идет от Трампа. Напомню, что это было его условие при последнем голосовании за пакет помощи Киеву. Палата представителей США 20 апреля одобрила помощь Украине на 60,8 миллиарда долларов и передачу ей активов России.
Трамп, в свою очередь, потребовал, чтобы никаких подарков Украине не было. И его задобрили тем, что Киев получит 10 миллиардов в качестве кредита, подлежащего возврату. Эта сумма входит в общий пакет украинских денег.
То, о чем мы сейчас с вами говорим (идея США для G7 к передаче Украине кредита под залог активов России) — это как раз продолжение идеи Трампа.
Хотя отдельные СМИ пишут, что Трамп вернется в Белый дом и ничего не даст Украине — поэтому, дескать, сейчас пошли все эти разговоры о российских активах и кредите Киеву. Но я думаю, что это вилами на воде писано.
Если Трамп попадет в Белый дом, у него будут совершенно другие обязательства. И еще неизвестно, какая команда сложится вокруг него, кто и что будет предлагать и так далее. Как только человек садится в президентское кресло, у него весь мир меняется.
— Насколько это законно и осуществимо юридически?
— Я не знаю, как работает Европарламент. Но конгресс и сенат США действуют как законодательные органы очень просто. Принимается новый закон, и все становится возможным.
А дальше с этим принятым решением они пойдут к G7 и поставят ее членов перед фактом — дескать, делайте также.
— Почему именно партнерам по G7 американцы хотят это предложить?
— В "Большую семёрку" входят ведущие западные экономики, помимо самой Америки — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция и Япония. Поэтому для Америки проще реализовать идею усилиями стран-лидеров Запада.
То есть в каждой указанной стране, где лежат российские активы, будет принято специальное законодательство в их отношении и выдано разрешение с ними работать.
— А как же без России решение по ее финансам может быть принято?
— Точно так же, как США это сделали с Ираном и Афганистаном. Вспомните, сколько иранские 10 миллиардов там пролежали. Около 30 лет! И только потом их Барак Обама и Джо Байден вернули.
У многих африканских лидеров тоже деньги заморожены до сих пор.
Соединенные Штаты — абсолютно четкий и жесткий монополист валютного рынка. В долларах пока что происходит 60% всех мировых расчетов.
Поэтому, если американцы говорят, что они замораживают какие-то деньги, то никто им слова сказать не в состоянии. Ни юань, ни иена, ни тем более евро — никто не сможет перекрыть дорогу американскому доллару. Монополия совершенно железная.
Обратите внимание, Англия даже свои выборы собирается провести в День независимости США — 4 июля! Это более чем говорящее событие о том, кто от кого зависит.
— По словам Еврокомиссии, первое изъятие у европейских банков доходов от российских активов состоится в июле. А эти банки не переживают за свой имидж и будущее? Ведь другие страны и их бизнес увидят, что стало с российскими средствами, и, возможно, не захотят доверить свои денежки этим структурам?
— Во-первых, они будут отдавать доходы с капитала, а не сам капитал. Это немного другая материя.
Во-вторых, банки подчиняются правительству и европейскому законодательству. То есть у них все равно нет выбора. Они будут слушаться еврочиновников.
— И что нам делать в связи с этим? Как реагировать? Может быть, в международные суды идти надо?
— Да. У России есть один шанс от всего этого отбиться. Нужно устроить шквал исков. Завалить, как говорится, международные, американские, японские, европейские и иные суды всевозможными исками в отношении возвращения российских активов, в отношении их использования и так далее.
То есть писать, подавать, требовать: по одному вопросу, по другому, по третьему. Пусть цунами исковых заявлений накроет Европу и затопит все ее судебные органы, чтобы их системы не могли работать, а сотрудники хватались за головы. И занимались только кейсами России.
То есть при желании такое можно осуществить.
Правда, это очень дорогое удовольствие, учитывая, что ведущие европейские и американские адвокаты получают от 400 до 1500 долларов в час. Но даже если Россия потратит на суды 10 миллиардов (это 4% от 260 замороженных миллиардов евро российских средств в ЕС), она выиграет в итоге больше.
— А если мы сейчас добьемся целей СВО и победим на Украине, у нас есть шанс вернуть замороженные средства?
— Победитель забирает все. Поэтому в таком случае Россия компенсирует расходы на СВО и средства, которые изъял Запад. Но в то же время России придется взять на себя расходы по восстановлению украинской инфраструктуры и по заботе о гражданах.
— Если Россия ответит зеркально Европе и США и тоже заморозит их инвестиции или активы?
— Вряд ли Россия может себе сейчас позволить заморозку иностранных инвестиций. Страна получает средства из Саудовской Аравии, Омана, Катара, Турции, Китая и других государств. Если Москва заморозит доллары и евро, может напугать нынешних партнеров.
Также о том, почему политэмигранты Европы создают в России союз, читайте в интервью с экспертом Украина разоблачила ЕС. Экс-депутат Европарламента Бела Ковач о том, почему еврочиновники бегут в Россию.